Что общего у Пабло Пикассо, Альберта Эйнштейна, Киры Найтли и десятой части латвийских детей? Они — дислексики.
По данным Международной Ассоциации дислексии, сегодня это проблема каждого десятого учащегося, а 17-23% всего населения Земли имеют отдельные симптомы дислексии и связанные с ней трудности.
Природа дислексии пока не до конца понятна. Но при такой особенности восприятия и обработки информации ребёнок делает это не так, как большинство людей.
У детей с такой особенностью часто нет проблем с интеллектом, слухом и зрением, а в качестве компенсации трудностей с чтением, письмом или счётом у них часто очень развит творческий потенциал.
«Ребёнок с дислексией не пропадёт никогда!» – говорит Алина Малошик, логопед, нейропсихолог и специалист в области дислексии и дисграфии.
Алина работает в Риге, она глубоко погружена в работу с детьми, имеющими различные проблемы с обучением, является автором нескольких пособий по профилактике дислексии, консультантом по созданию книг для детей с дислексией.
Термин «дислексия» в разных странах мира используют несколько по-разному. Так, в странах Восточной Европы принято каждую особенность разделять на более узкие понятия: дислексия (сложности с чтением), дисграфия (сложности с письмом), дискалькулия (сложности со счётом), диспраксия (особенности координации общей и мелкой моторики), расстройство аутического спектра, синдром гиперактивности и дефицита внимания, в то время как в других странах под этим понятием подразумевают комплекс особенностей.
Лёгкая форма дислексии существует в четырёх вариациях. «Самая простая не влияет на учёбу, а остальные уже вызывают те или иные трудности», — говорит Алина.
При этом на дислексию могут быть похожи другие психические особенности и даже заболевания.
Как определить дислексию?
Алина Малошик называет признаки, по которым родители могут предположить, что у ребёнка, возможно, дислексия.
- не запоминает имена своих одноклассников, при этом может в мелких подробностях описать, как они выглядят;
- долгое время не поддаётся навык чтения;
- испытывает большое напряжение при чтении, может подниматься кровяное давление, от чего краснеет лицо или потеют ладони;
- пропускает строки, слова, буквы во время чтения;
- при написании слов не разделяет их, «съезжает» со строки, «наезжает» на поля;
- не улавливает смысла прочитанного;
- не может длительно концентрироваться на одном деле;
- имеет сложности с выполнением арифметических действий.
В мире существует также способ диагностировать дислексию с помощью отслеживания движения глаз, но родители часто начинают с выполнения тестов. Однако они не дают точного результата.
Алина создала онлайн школу для родителей детей с дислексией www.logoass.com, где есть специальный курс, в котором уделено много времени определению состояния ребёнка.
Кто и как ставит диагноз
Диагноз «дислексия» может поставить доктор невролог или психиатр, на основании проведённых исследований, а так же заключений логопеда и психолога. Происходит это не ранее второго полугодия второго класса. Медико-педагогическая комиссия делает заключение о проблемах ребёнка, связанных с учёбой, и присуждает код специальной программы.
До этого на комиссии принимается решение коррекционной помощи ребёнку со сложностями чтения и письма, и если она не помогает, остаются специфические ошибки, то в таком случае врачи ставят диагноз, который, при необходимости, позволяет школьнику получить освобождение от диагностирующих работ в 3 и 6 классах, а также освобождение от экзаменов, возможность иметь послабления при написании проверочных работ.
Большая боль
Сложности постановки диагноза могут усложняться ещё и тем, что непонимание или незнание языка обучения может привести к тому, что ребёнку проще избегать коммуникации, чем в неё входить.
«Сейчас сложнее стало определить дислексию из-за введения обязательного обучения на латышском языке, — говорит Алина. – Для определения дислексии и проблем с речью тестирование и диагностику нужно проводить на родном языке».
Проблемы дислексиков и их решения
«Не так страшна академическая проблема, как психологическая,» – говорит Малошик.
Помимо того, что дислексия усложняет детям процесс обучения, к первому классу они начинают сравнивать себя с другими. Когда понимают, что все в классе читают, а они — нет, пытаются это скрывать. Вместо этого они могут сидеть тихо, чтобы их не вызывали, или наоборот, пытаться срывать урок.
К этому добавляется влияние родителей, учителей, которым кажется, что при том потенциале и эрудиции, которые имеет ребёнок, он его не использует, и они начинают ему об этом говорить. Самооценка дислексика падает, он замыкается, возрастает тревожность, возникают психологические проблемы. «В подростковом возрасте не исключены депрессии», — говорит Алина.
Комплексный подход в решении проблем
Поскольку проблемы и степень их серьёзности в каждом отдельном случае индивидуальны, работать над коррекцией нужно по-разному, но подход к решению ситуации должен быть комплексным: семья — школа — специалисты.
Что делать семье
Поддержка семьи — это опора для ребёнка. Важно верить в его силы и любить не за достижения, а просто так, делает акцент Алина Малошик.
В семье нужно наладить доверительные отношения, где ребёнок не будет бояться, стесняться рассказать о своих сложностях, где он получит совет.
Ребёнка нельзя сравнивать с другими детьми. Родителям следует сосредоточить внимание на сильных сторонах ребёнка.
Нужно помочь своему ребёнку наладить отношения с одноклассниками, приглашая их в гости, участвуя в совместных мероприятиях.
Важно также очень серьёзно подумать о выборе школы. Кто-то вполне справится со школьной программой общеобразовательной школы, в которой будут чуткие педагоги, кому-то будет необходима специализированная школа, где осваивается менее сложная программа и работают подготовленные специалисты, а кому-то понадобится частная школа и очень индивидуальный подход.
Родителям нужно заниматься изучением темы. Сейчас о проблеме дислексии и способах помощи детям и их родителям есть довольно много доступной информации.
Что делать школе
Коллектив педагогов, у которых учится ребёнок-дислексик, должен быть в теме и понимать, как помочь ребёнку на уроках, потому что неизбежно возникает необходимость перестраивать свой урок с учётом его особенностей.
Учебный материал необходимо сделать более чётким, где будет оговорен план урока, подведён итог, где информация подаётся более кратко и просто.
Поскольку дислексики лучше усваивают визуальный материал, то педагог во время урока может использовать разные формы подачи материала — карточки, таблицы, аудиоформат.
Такому ребёнку нужно индивидуально оставлять больше времени на выполнение задания. Также очень важно не выделять слабые навыки дислексика перед всем классом. Лучше, например, предложить прочитать текст после урока.
Детям с дислексией работать на белом листе бумаги очень сложно, поэтому хорошим решением для него будет возможность выбрать цвет листа для выполнения задания.
Ребёнку с дислексией стоило бы разрешать использовать на уроке альтернативные способы получения информации — гаджеты.
Педагогу к таким детям нужно подходить с большим терпением и тактичностью, а также среди одноклассников воспитывать чувство толерантности и помощи.
Что делать специалистам
В зависимости от особенностей и степени сложности дислексии,требуется комплексный подход специалистов: психологов, нейропсихологов, логопедов, физиотерапевтов и других узкопрофильных специалистов.
Как показывает опыт работы Алины Малошик, дети с дислексией вполне успешно занимаются со специалистами удалённо.
По мнению логопеда, нейропсихолога и специалиста в области дислексии, дисграфии и других проблем Алины Малошик, дислексия — это малая и самая прекрасная часть всего айсберга, который может скрываться под этим понятием. С ней можно успешно подружиться, развиваться и вполне достичь высоких целей.
Миру известны многие талантливые люди с диагнозом дислексия, которые смогли превратить особенность в неповторимость. А если проблема более серьёзная, то подходить к ней нужно комплексно.
Здесь можно прочитать материал на эту тему, в котором мамы таких детей делились с нами своими историями (2019 год).
- Aivars Baranovskis
- Aleksandrs Drizlionoks
- Marija Andrejeva
- Андрей Тимофеев
- Владимир Склема
- Сергей Савкин
- Эрик Клявинский
- Laura Jukāme-Ķerus
- Sev Zakharov
- Ēriks Skurjats
- Alexander Schumski
- Artūrs Kļavinskis