Обычная латгальская региональная дорога проходит мимо сразу двух мельниц, одного из самых маленьких католических храмов, прекрасного храма работы Флориана Вигановского и приводит в один из старейших населённых пунктов Латвии.
Chayka.lv представляет очередной маршрут в рамках цикла «Семь вёрст – не крюк», предлагающего не просто перемещаться между городами Латгалии, но и смотреть по сторонам, а также ненадолго сворачивать с трасс в поисках интересных объектов.
На этот раз наш путь лежит на самый северо-восток в старинный Мариенгаузен, он же нынешняя Виляка.
Предположим, что едем мы из Зилупе, Лудзы или той же Карсавы. Если времени много, то можно посетить по дороге и достопримечательности одного из предыдущих маршрутов, так как наш путь снова начинается на региональной трассе P45, на этот раз на выезде из Балтинавы, которую мы осмотрели в прошлый раз.
Дульбовская мельница
Каменные строения бывшей мельницы живописно раскинулись на поле по правой стороне дороги примерно в четырёх километрах от Балтинавы. Здание мельницы в Дульбове построено из латгальского валуна в 1934 году и ныне включено в реестр памятников архитектуры местного значения, как и две одноэтажные каменные хозяйственные постройки, расположенные около основного здания мельницы.
В начале XX века эстонская семья Сандерсов выкупила в этих местах участок земли у владельцев Балтинавского поместья и построила валковую мельницу, двигатель для которой заказали в Швеции. Такой тип мельниц использовался для измельчения путём прохождения сырья между вращающимися валками (валиками).
В семье Сандерсов было четверо сыновей и одна дочь, все они работали на мельнице, обеспечивая круглосуточный помол. Семья также занималась деревообработкой, заготовкой круп, делала пряжу и красила ткани.
С приходом советской власти двух сыновей Сандерсов сослали в Сибирь и хозяйство начало приходить в упадок. Последние представители семьи покинули здешние места уже во время немецкой оккупации в 1943 году. После войны мельницу переняла семья Путнановых, но для частных хозяйственных успехов времена были неподходящие, и в конце концов хозяйство пришло в окончательное запустение.
В 2019 году владельцы популярного в Латгалии производителя продуктов Kotiņi, которым теперь принадлежит Дульбовская мельница, очистили прилегающую территорию и привели в порядок остовы полуразрушенных строений. Разработанного плана восстановления хозяйства у новых владельцев ещё нет, но имеются перспективные идеи и надежда на то, что мельница в том или ином виде оживёт в обозримом будущем.
Шкилбенский костёл – одна из самых маленьких церквей
Следующий объект на маршруте расположен в 8 километрах от Дульбовской мельницы, на той же дороге в Виляку – это старый Рекавский (Шкилбенский) костёл Скорбящей Богоматери.
Экспертов Книги рекордов Гиннесса в этих местах не было, но храм мог бы претендовать на звание самой низкорослой католической церкви Латгалии. Вообще в Латгалии организовывали временные храмы в крепких хозяйственных постройках, на время строительства нового храма или капитального ремонта старого. Но перестроенный в 1922 году бывший амбар, к которому пристроили две островерхие башни, сохранил свой статус и после освящения здешней новой католической церкви, а по особым праздникам в нём до сих пор совершают богослужения.
Формально костёл находится на территории Рекавы (Rekava по-латгальски, а по-латышски Rekova), а традиционное наименование храма – Шкилбенский – связано с названием примыкающего к Рекаве волостного центра Шкилбены (Šķilbēni), ранее центральной усадьбы здешнего поместья.
Внутри храма длиной 18 метров и шириной 9 метров помещается деревянный алтарь, изготовленный в 2006 году латгальским мастером. Над алтарём те, кому повезёт застать церковь открытой, могут увидеть примечательную картину «Семь скорбей Богоматери».
Рекавская мельница
Почти сразу за Шкилбенским костёлом, также слева от дороги, мы увидим двухэтажное здание Рекавской мельницы. Оно было построено из латгальского валуна по инициативе владельца здешнего хозяйства Людвига Полфандера в 1932 году.
C 20-х годов XX века на этом месте стояла деревянная паровая мельница, но она сгорела, и отчаянно нуждавшиеся в помоле окрестные крестьяне сами свозили камень со всей округи для строительства новой. Как и на Дульбовском комплексе, мельничный механизм приводили в движение не ветер и не вода, а двигатель внутреннего сгорания.
Людвиг Полфандер был в округе человеком весьма уважаемым – он был членом Шкилбенского волостного правления, командиром местных айзсаргов, членом ревизионной комиссии Балтинавского сельскохозяйственного общества и меценатом, выделившим землю под строительство амбулатории и организовавшим строительство нескольких общественных зданий в Рекаве.
Мельница была национализирована в первый же советский год, и звучное название «Polfanders Ludvigs, Labības Dzirnavas, Vilnas Apstarādāšana un Kokzāģētava» сменилось на «Рекавская мельница мукомольного треста».
В 1941 году Людвига Полфандера арестовали как бывшего айзсарга и представителя буржуазии, а затем выслали в Сибирь. Оттуда он не вернулся. Судьба хозяина мельницы достоверно неизвестна, но в одном из расстрельных списков по Красноярскому краю фигурирует Полфандер Л.Л.
После войны мельница стала колхозной, а в первые постсоветские годы бесхозной. Её новые владельцы – семья, создавшая замечательное латгальское агрохозяйство Kotiņi, подготовили проект финансирования реконструкции. Вложений и европейских, и собственных было немало, но результат того стоил: с 2018 года в обновлённом здании мельницы проводят различные кулинарно-туристические мероприятия, гастрономические мастер-классы, продают продукцию местного производства.
Причём всё, что здесь готовят и продают в небольшом магазинчике, делается только из местного сырья (за исключением разве что соли и специй). Работает точка продаж по будням с часу до пяти, и, если ваша поездка совпадёт с этим отрезком – непременно загляните. Даже если вы равнодушны к калиброванной перловке , отборному серому гороху, нерафинированному рапсовому маслу и прочим экологичным и вкусным дарам латгальской земли, то хотя бы полюбуетесь на красивые и стильные обновлённые помещения бывшей мельницы.
А можно и заранее договориться об экскурсии, участии в кулинарном мастер-классе или просто вкусном обеде — нужные контакты по ссылке.
Покинув мельницу, продолжаем движение в сторону Виляки. Через пару километров справа вы увидите неожиданно современно-угловатое здание нового Шкилбенского костёла. Именно в этом храме теперь проходят регулярные службы местного прихода. Он был заложен ещё в 30-е годы XX века, но при советской власти превратился в ремонтную мастерскую. Церкви его возвратили в 1993 году, а освятили как действующий храм лишь в 2009-м.
Вилякские церкви
Но мы спешим дальше, впереди ещё 15 километров вдоль полей и лугов, к восхитительной Вилякской католической церкви Святейшего Сердца Иисусова.
Живописно расположенный на пригорке у въезда в Виляку храм был построен в 1884-1890 гг. на средства графини Алины Липпе-Липской. В южной стороне храмового сада стоит фамильный склеп Мариенгаузенских графов Липпе-Липских. Архитектурный проект храма выполнял рижский архитектор Вигановский, предпочитавший разновидность неоготического стиля, иногда именуемую «кирпичный стиль».
Флориан Вигановский (Флориан фон Вигановскис) был автором ряда значительных архитектурных сооружений на территории Латвии и Литвы: костёла Святого Франциска и нескольких зданий в Риге, собора Святейшего Сердца Иисуса в латгальском Резекне, а также пяти выразительных католических храмов на территории Литвы.
Вилякская церковь по латгальским меркам достаточно крупная: с тремя порталами и двумя 46-метровыми башнями, она может вместить до 2 500 молящихся. В храме три дубовых алтаря, включая десятиметровый алтарь Святейшего Сердца Иисуса. Есть в костёле и орган с 22 регистрами производства польских мастеров.
Святой Алоизий Гонзага – монах-иезуит, покровитель молодёжи и студентов, умерший, помогая больным чумой, представлен в Вилякском храме скульптурным изваянием. Другая храмовая скульптура изображает Святого Франциска. А ещё в храме замечательные витражи, которые с 2006 года по частям реставрируют.
На соседнем холме, метрах в трёхстах в направлении центра Виляки возвышается несколько менее торжественная, но не менее выразительная Вилякская лютеранская церковь. Храм в скромном варианте неоготического стиля построили в 1926-28 гг. по инициативе тогдашнего главы города и по совместительству главного лесничего Карлиса Йозууса.
Говорят, добывая средства на строительство церкви, городской глава собрал инициативную группу, которая ходила по домам и собирала пожертвования в виде варежек, вязанных носков, платков и т.п., а затем продавала на рынках.
Лютеранская церковь находится на холме древнего финно-угорского некрополя, и здесь установлен памятный камень в память захоронения. Также на стене храма можно увидеть памятную табличку лесничему и городничему Карлису Йозуусу – инициатору основания церкви.
Как и в каждом уважающем себя латгальском городе, в Виляке есть храмы трёх конфессий: католический, лютеранский и православный. Вилякская православная церковь — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1871 году, расположена в двух километрах от лютеранской, в другой части небольшого населённого пункта.
Православный храм с пятью куполами, имеющий традиционную крестообразную форму, расположен на самой высокой точке Виляки – 120 м над уровнем моря, на том самом месте, где было обнаружено городище древних латгалов (Eržepoles pilskalnā). В декабре 1964 года церковь сильно пострадала при пожаре, но была полностью восстановлена 25 лет спустя, к 120-летнему юбилею храма,.
Старинный Мариенгаузен
Между тем мы уже некоторое время находимся в городской черте небольшого городка Виляка (Viļaka по-латышски, а по-латгальски Vileks), – одного из старейших поселений Латгалии, да и Латвии в целом. В ливонских хрониках эта местность под названием Мариенгаузен (Marienhausen, фонетически точнее будет Мариенхаузен) впервые упоминается в начале XIII века, а здешний рыцарский замок был одним из ключевых ливонских укреплений.
Известная латгальская легенда гласит, что после смерти немецкого феодала и владельца замка Фолькенберг остались три дочери – Розалия, Луция и Мария. Каждая построила по замку, вокруг которых выросли три города. Розалия основала Розиттен (нынешний Резекне), Луция – Люцин (Лудзу), а Мария основала Мариенгаузен (Виляку).
Историки, менее склонные к романтике, считают, что в 1293 году на местном острове по приказу архиепископа Иоганна II Фехта был возведён укреплённый замок, возможно, изначально деревянный, но перестроенный в каменный в начале XVI века.
А название Мариенгаузен эти же, лишённые воображения учёные мужи связывают не с легендарной сестрой Марией, а с тем, что Папа Иннокентий III на соборе 1215 года посвятил вновь обращаемые земли Ливонии Пресвятой Богородице. Земля эта стала называться Терра Мариана (Terra Mariana – «Земля девы Марии»), что отразилось во множестве названий: Мариенбург (нынешний Алуксне), Мариентале, Мариенгаузен.
С 1559 года замок управлялся Польским государством и неоднократно становился ареной различных баталий, впервые существенно пострадав в 1577 году, когда его заняли войска русского царя Ивана IV Грозного. А наибольшие повреждения замок Мариенгаузен получил во время Северной войны в 1700-1721 гг. Уже к концу XVIII века он, по сути, представлял собою руины, хотя контуры и основания башен ещё угадывались.
Как водится, местные крестьяне активно разбирали полуразрушенные стены, добывая высококачественные стройматериалы, и к нашему времени на месте замка сохранились лишь небольшие каменные фрагменты.
На острове и в его живописных окрестностях по берегам озера относительно недавно сделали пешеходную тропу протяжённостью в полкилометра и мост, соединивший остров с городским побережьем. В хорошую погоду и красивый сезон здесь стоит прогуляться перед тем, как двинуться в обратный путь. А может быть и поехать дальше – вдоль восточных границ: в Алуксне или к соседям в Эстонию.
«Чайка» говорит большое спасибо Волдемарсу Ивдрису – знатоку латгальской истории и культуры, за помощь в подготовке материалов цикла «Семь вёрст – не крюк».