Снова наш путь пройдёт по государственной автодороге А12, по которой мы однажды уже доехали от Резекне, до дворца фон Борхов под Вараклянами. Теперь же мы заедем в сам городок Варакляны, где тоже есть на что посмотреть.

«Чайка» представляет новый маршрут из цикла «Семь вёрст – не крюк», в котором, двигаясь по латгальским дорогам, предлагаем внимательно смотреть по сторонам на коричневые указатели с названиями различных, порой неожиданных достопримечательностей.

Sekojiet mums
“Facebook”

Культовые сооружения города Варакляны

Итак, проехав поворот на Вараклянский дворец, сворачиваем направо по указателю Varakļāni – 2 км. Въехав в город, через два километра мы увидим белоснежный костёл Успения Девы Марии (Varakļānu Jaunavas Marijas Debesīs uzņemšanas baznīca).

Симпатичный латгальский город Варакляны в последнее время был на слуху в основном в связи с сопротивлением одноимённого края присоединению к Резекненскому краю, закончившемуся решением Сейма в июне 2024 года, поддержавшего присоединение Вараклянского края к Мадонскому.

Сами Варакляны (по-латгальски Varakļuoni) известны с начала XIII века под немецким названием Варкланд (Warkland), близ которого в XVIII веке проживала семья фон Борхов, одного из важнейших дворянских родов в истории Латгалии, построившая роскошный усадебный дом-дворец. 

Городское поселение на этом месте упоминалось с XV века, но официально статус города Варакляны получили в 1928 году.

Но вернёмся к храму. Он был построен по инициативе всё тех же фон Борхов в 1851–1854 годах в стиле классицизма. Костёл выделяется двумя массивными башнями и несколькими порталами с гранитными лестницами.

В мраморных алтарях храма размещены копия картины испанского художника Бартоломе Мурильо «Явление Девы Марии», сцена Страстей Христовых в правом приделе, а в левом приделе изображение небесного покровителя графа Михаила фон Борха – архангела Михаила.

Метрах в трёхстах от Вараклянского костёла, на той же стороне дороги, вы увидите здание, контурами напоминающее сильно уменьшенный и суженный римский Пантеон. 

Это капелла Св. Виктора (Varakļānu Svētā Viktora kapela), построенная по проекту архитектора Винченцо Мацотти как место упокоения и семейный храм рода фон Борхов.

Строительство капеллы велось в 1814 году под присмотром графини Элеоноры Борх (1766—1844). В капелле был размещён алтарь с мощами Св. Виктора, которые ныне хранятся в соседнем костёле.

В крипте капеллы покоятся Михаил Борх, его супруга Элеонора и их сын Кароль с женой. 

До постройки храма Успения Девы Марии эта капелла служила церковью местной католической общины. В советское время её сделали зернохранилищем, но после 1989 года в ходе долгих работ капелле постарались возвратить исторический облик.

Если хронометраж путешествия позволяет, в Вараклянах можно осмотреть ещё две достопримечательности. В двух шагах от центральной площади стоит единственный из трёх сохранившихся в Вараклянах еврейских молельных домов – Белая синагога, построенная в 1817-м и перестроенная в 1925 годах.

В 1897 году евреи составляли 75% населения города (1 375 человек), а в 1935 году осталось уже 952 еврея – 58% жителей, и это к тому времени был самый высокий процент еврейского населения для латвийских городов.

4 августа 1941 года всех евреев города Варакляны, не успевших бежать, расстреляли. После Второй мировой войны здесь осталось не более десятка вернувшихся еврейских семей.

Менее чем в километре от синагоги стоит симпатичная валунная лютеранская кирха Св. Креста (Varakļānu Sv. Krusta Evaņģēliski luteriskā baznīca), построенная в 1879 году. 

Если удастся попасть внутрь, то можно полюбоваться алтарной картиной «Христос в Гефсиманском саду», которую подарил храму один из первых рижских русских художников Артемий Груздин (1825-1891).

 Храм и бывшее поместье в Стирниене

Выезжаем из Вараклян на трассу А12 и примерно через шесть километров поворачиваем налево, в сторону виднеющегося с дороги стройного храма из латгальского валуна и красного кирпича. 

Это католическая церковь Св. Лаврентия в Стирниене (Stirnienes Svētā Laurencija baznīca), построенная в 1907 году на средства, собранные местным духовенством, помещиками и простыми прихожанами. 

Работами руководил декан Павилс Виркетис, ныне покоящийся в саду Стирниенской церкви.

Костёл очень серьёзно пострадал внутри и снаружи во время Второй мировой войны. Восстановительные работы начались в 1960-х годах и продолжились после восстановления латвийской независимости. В 2006 году храм получил в подарок орган из немецкого города Гёттинген.

В центральном алтаре церкви можно увидеть изображение Остробрамской Богоматери, алтарную картину «Молитва Иисуса в Гефсиманском саду», а также изображение Св. Лаврентия. 

Среди местных реликвий есть церковная книга, с записью о крещении Болеслава Слосканса – епископа и видного деятеля католической церкви Латвии, который в обозримом будущем может стать первым святым латышской национальности. Заключительный этап процесса беатификации епископа Слосканса проходит с 2004 года.

В двух километрах от храма расположено поместье Стрирниене. Точнее, было расположено – от него остались въездная группа, живописный парк с вековыми деревьями, остатки хозпостроек и бывшая птицеферма, в которой помещается местная библиотека. Здание, к которому ведёт центральная аллея парка – социальное учреждение для инвалидов, исторической ценности не имеющее.

Поместье с XV века принадлежало всё тому же роду фон Борхов. В округе ходили легенды о богатом убранстве, лепнине и чудесных архитектурных деталях главного дома поместья. 

Во время Второй мировой войны в национализированном усадебном доме действовал немецкий госпиталь. Отступая, немцы здание сожгли, а в 1949 году на его месте выстроили Стирниенскую школу.

 Заповедное болото Тейчи

И вновь возвращаемся на А12, продолжая движение в сторону Екабпилса. 

Километров через пять вы легко заметите на правой стороне дороги внушительную металлическую смотровую башню, стоящую у границы природного заповедника Тейчи (Teiču dabas rezervāts).

Заповедник, основанный в 1982 году, раскинулся на площади почти в 20 000 гектаров. В 1989 году он был включён в список мест, имеющих важное значение для изучения птиц Европы, а в 1995 году – в список водно-болотных угодий международного значения Рамсарской конвенции

Тейчи – это, собственно говоря, болото, а болото – одна из интереснейших экосистем, с богатым миром флоры и фауны, редкими птицами и удивительными растениями. 

Это одна из крупнейших болотных систем Балтийского региона, и одно из немногих болот такого размера, почти не тронутых хозяйственной деятельностью человека.

В связи с этим территория болота имеет и особый охраняемый статус. В заповеднике существуют две зоны: одну из них разрешено посещать только в научных целях по специальному разрешению, а во вторую можно попасть с 1 июня по 31 октября, но лишь в сопровождении профессионального гида. 

Зато на смотровую башню можно подняться в любое время и совершенно бесплатно. 

Маринзейское имение (Marinzejas muiža)

Продолжаем наш путь в сторону Екабпилса, и через 9,5 км, поворачиваем направо по коричневому указателю Marinzejas muiža – 5 км. (Для надёжности лучше проставить в навигаторе именно эту цель – усадьбу Маринзее). 

По дороге к усадьбе, в селе Аташиене нас ждёт ещё один валунный храм – церковь Скорбящей Богоматери (Atašienes Sāpju Dievmātes katoļu baznīca). 

Этот костёл, построенный на месте старой деревянной церкви, стал одним из самых поздних валунных сооружений периода первой независимости. Он был закончен и освящён епископом Язепсом Ранцансом в 1937 году.

Проезжаем ещё два километра. За окраиной небольшого латгальского села неожиданно появляется впечатляющее здание в стиле классицизма. 

Этот массивный дом с восемью колоннами по главному фасаду был построен в середине XIX века в качестве летней резиденции дворянского рода фон Борхов, с которым преимущественно связан наш сегодняшний маршрут. В каком-то смысле этот дворец, стоящий на берегу живописного озера Мариензее, исполнял для знатного семейства роль дачи.

Изначальное немецкое название озера и имения – Mariensee (озеро Марии). Как водится, к названию прилагается легенда о девушке Марии, утопившейся в озере, разумеется, вследствие несчастной любви. Она же служит местным привидением, без которого ни одно приличное поместье не может обойтись.

Здание внешне находится в отличной сохранности, правда, до Второй мировой на нём была ещё смотровая башенка (бельведер) над центральной частью. 

Уничтоженный войной, этот элемент впоследствии не восстанавливался. Над входной дверью установлена табличка с надписью: «Иосиф Михаэл из семьи Борхов. Создатель Маринзеи 1845-1847».

Граф Иосиф Казимир Петерис фон дер Борх (1807—1881), по чьему распоряжению было построено поместье, вернулся сюда после бурных лет, проведённых в светской жизни Санкт-Петербурга. 

Он был женат на дочери могилёвского предводителя дворянства Любови Викентьевне Голынской до её смерти в 1868 году. Вернувшись в родные места, как гласит местное предание, фон Борх женился на молодой служанке из местных крестьян, которая была моложе графа на 31 год. Новая жена Доротея Розалия родила пять детей и прожила более 90 лет.

Кстати, считается, что именно Иосиф Казимир фигурирует в подписи «Непременный секретарь граф И. Борх», стоявшей под знаменитым «Патентом на звание рогоносца», полученным Пушкиным и ставшим одной из причин роковой дуэли. 

С момента перехода дворца в 1920-е годы в собственность государства и по настоящее время в здании располагается Аташиенская средняя школа имени братьев Скринд. В интерьере частично сохранилась отделка и две аутентичные печи.

В усадебный комплекс также входят дом управляющего, «чёрная» кухня и развалины конюшни. А особенно хорош парк, заложенный одновременно с началом строительства дворца и занимающий почти шесть гектаров. 

В нём, кроме почти 40 видов местных и завозных деревьев, разбит розарий и проложены тропы с названиями красивейших парковых растений. А с прибрежного пандуса открывается чудесный вид на озеро.

Старообрядческая моленная

И вновь возвращаемся на трассу А12, продолжая путь в сторону Екабпилса. Вот только сам Екабпилс – Крустпилс станет темой отдельного материала «Чайки», а пока мы остановим взор на приземистом здании с луковкой и крестом, которое замечали многие автомобилисты, проезжая из Риги в приграничные регионы и обратно.

Это моленная Покрова Пресвятой Богородицы в Энджели (Endžeļu vecticībnieku lūgšanu nams), построенная в 1907 году старообрядцами, принадлежащими к Древлеправославной Поморской Церкви. 

А старейшее упоминание о моленной, стоявшей на этом месте, относится к 1826 году.

На сохранившейся фотографии 1926 года можно увидеть, что к высокому и широкому основному срубу примыкал притвор, над которым возвышалась восьмигранная колокольня. 

То есть, здание было пропорциями больше похоже на традиционный храм. Но в 1927 году моленная была перестроена, притвор расширили и сделали более высоким, в результате чего колокольня практически «утонула» в крыше.

А нас через 30 километров ждут Крустпилс в Латгалии и Екабпилс в Селии, но о них подробнее поговорим в следующий раз.Больше материалов из этой серии найдёте здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments