В серии «По дорогам Латгалии» мы продолжим экскурсии по опорным городам нашего региона. Сегодня мы посетим приграничную Карсаву, городок с особым историко-культурным укладом.
От этого латгальского города уже начинались два наших маршрута: в сторону Балви и в сторону старинного Мариенгаузена (нынешней Виляки). В самой Карсаве «Чайка» тоже уже однажды побывала, но и тогда сосредоточилась на окрестных достопримечательностях. А сегодняшнюю прогулку мы посвятим почти исключительно самому городу.
История старой Корсовки
До 1917 года Карсаву (Kārsava по-латышски) местные называли Корсова (Kuorsova, Kōrsova), а по-русски она звалась Корсовкой. Поселение числилось деревней, пока в XVIII веке здесь не построили первый храм.
Название Корсовка появилось в XVII веке. Согласно преданию, в здешних местах то ли воевал, то ли проживал один из польских воевод по фамилии то ли Корсов, то ли Корсовский. Есть также версия, что польский офицер Корсовский руководил обороной местного тракта во время польско-шведской войны (1600 – 1629).
Между 1812 годом, когда французские войска разрушили Корсовку, и до 1825 года она упоминалась как слобода, то есть, уже нечто большее, чем деревня. Затем поселение получило статус посада с правом проведения ярмарок – то есть, почти городские права.
Местная торговля развивалась в том числе и потому, что через Корсову проходил тракт из Резекне и Лудзы в Остров. Рыночная активность в городе остаётся неизменной уже два столетия – каждое третье воскресенье месяца торговая ярмарка в Карсаве проводится и в наши дни.
В 1852 году в Корсове числилось 18 дворов, три корчмы и пять торговых лавок. Дальнейшему развитию поселения в XIX веке поспособствовало появление железнодорожной станции «Корсовка». К концу столетия в городке, согласно переписи, проживали 1 313 человек, в том числе «лютеран – 294, католиков – 278, иудеев – 609 человек».
Уже в составе независимой Латвии, в 1928 году и под латышским названием, Карсава получила полные городские права.
Во время Второй мировой войны было разрушено более 80% строений в городке. Впоследствии он был отстроен практически заново, и нынешний исторический центр Карсавы определяется только уцелевшими храмами.
В советские времена Карсава сначала была центром одноимённой волости в составе Лудзенского уезда, а с 1949 года – отдельного Карсавского района. Но 17 апреля 1962 года этот район был упразднён, а его территория разделена между соседними Балвским, Лудзенским и Резекненский районами.
Карсаве вообще исторически не везёт со «столичным статусом». После административной реформы 2009 года город с окрестностями вышел из состава Лудзенского района и стал центром Карсавского края. Но следующая административная реформа случилась в Латвии всего через 12 лет, и из краевого центра Карсава стала одним из городов объединённого Лудзенского края.
Карсава – один из оплотов латальского языка в регионе. Восемь лет назад у местного руководства был даже конфликт с Центром государственного языка по поводу табличек, на которых названия городских улиц были написаны по-латгальски и по-латышски шрифтом одинакового размера.
Столкновения такого рода, надеемся, остались в прошлом, сегодня латгальский язык присутствует на многих региональных указателях и латгальцы помнят, что Карсава была среди зачинателей этой традиции.
А ещё Карсава оказалась очень музыкальным городом: именно здесь в 2003 году дебютировала популярная группа Bez PVN, а примыкающая к городу Бозова – родная деревня солиста группы Dabasu Durovys Арниса Слобожанина.
Карсавская лютеранская церковь
Как и положено латгальскому городу, в Карсаве есть храмы трёх христианских конфессий: католический (даже два), православный и лютеранский. Карсавская лютеранская церковь станет первым объектом на нашем пути.
Религиозное назначение здания сегодня едва угадывается: нет ни колокольни, ни выраженного купола, портал как будто срезан бритвой. Церковь выглядит даже жутковато, но это действующий храм, заботливо восстанавливаемый практически из руин.
Как и многие местные кирхи, лютеранский храм в Карсаве заложили только в период первой независимости, в 1937 году. Два года спустя церковь освятили, тогда местная лютеранская община насчитывала около 400 прихожан.
После начала советской оккупации поредевший приход лишился здания, а в 1965 году лютеранская община и вовсе прекратила свою деятельность. Крест спилили, башню храма снесли, на её место пристроили деревянный вестибюль, а в самом храме организовали кинотеатр.
Восстановленная в конце 1980-х годов, Карсавская лютеранская община добилась возвращения здания в 1991 году. Часть советских надстроек снесли, сделали новый небольшой алтарь, восстановили часть окон, возвели новую крышу. Члены немногочисленной местной общины участвуют в ежемесячных богослужениях и надеются на то, что однажды храм вернётся к первоначальному облику.
Новый культурно-исторический центр
Через небольшой живописный парк отправимся в сторону следующего пункта нашего маршрута – центра Līču mājas. Это относительно новый городской культурно-туристический объект, открывшийся четыре года назад.
В 1926 году местный предприниматель Рейнхолдс Матисс (1869-1941) построил в Корсове здание в живописной излучине реки Шнитка и назвал его Līču majas (дом у залива). Матисс вёл перед Второй мировой войной активную коммерческую деятельность в городе, его компания называлась «R.Matīsa dzirnavas, koku zāģētava un vilnas apstrādāšana» («Р.Матис: Мельница, лесопилка и переработка шерсти»). Одно время в здании даже действовало предприятие, ставшее одной из основ экономической жизни города, – электростанция.
В советские годы, покинутые владельцами помещения не были особенно востребованы. В 2015 году главное здание приобрёл городской муниципалитет и после реновации, в 2021 году в нём была создана оригинальная экспозиция по истории Карсавы, выполненная по всем новейшим канонам, своего рода современный аналог краеведческого музея. На открытии центра присутствовали потомки семьи Матиссов, покинувшие Латвию перед войной.
Центральный зал спроектирован как музейная тропа, по которой посетитель движется вдоль линии городской истории. Отдельный блок посвящён истории Петербургско-Варшавской железной дороги, важным узлом которой была местная станция с депо, мастерскими, водонапорной башней, угольным складом и нарядным станционным буфетом.
Особое впечатление производит часть экспозиции, рассказывающая о еврейской общине Карсавы, практически полностью уничтоженной в период фашистской оккупации. Здесь выставочное пространство превращено в тоннель, при подходе к которому зажигается приглушённый свет, усиливающий трагический эффект.
Настенная картина
В 2018 году, к столетию Латвийской Республике, в тогда ещё административно существовавшем Карсавском крае реализовали художественный проект: во всех волостных центрах края и самой Карсаве были созданы настенные картины, посвящённые местной жизни 20-30-хх годов XX века.
Работы выполнила известная в Латгалии группа художников под руководством уроженки Резекне Гриеты Бутянковой и её коллеги Анастасии Быковой. Эти же художницы создали настенные рисунки, ставшие неотъемлемой частью городского пространства города Резекне.
Старый и новый католический храмы
Карсава – уникальный город сразу с двумя католическими храмами, стоящими на одной небольшой площади, и называются они Старый и Новый Малнавский храмы Богоматери Розария (Malnavas Rožukroņa Dievmātes Romas katoļu baznīca). Один из них построен в середине XVIII века, а второй закончен уже в XXI веке.
Деревянная католическая церковь, заложенная в 1741 году, строилась по инициативе графа Шадурского – владельца Малнавского поместья, расположенного в трёх километрах от нынешнего центра Краславы. Собственно, имя поместья храм и получил, а потом передал своему современному преемнику.
В интерьере старого деревянного костёла сохранились памятники декоративного искусства – три алтаря и деревянная кафедра 1760 года, а в церковном архиве хранятся метрики с 1761 года. Корсова с окрестностями были преимущественно католическими местами, и деревянная церковь перестала однажды вмещать молящихся. В период первой независимости было решено построить новый вместительный каменный храм, а затем перенести старый в одно из окрестных сёл.
Новый костёл заложили в 1932 году, но до оккупации достроить не успели, и в 1940 году строительные работы прекратились. Лишь в 1995 по инициативе священника Язепа Аглониетиса началось возведение нового храма по проекту шестидесятилетней давности и на средства различных жертвователей. В 2003 году Новый Малнавский храм Богоматери Розария был освящён (здесь можно почитать, что означает термин Дева Мария Розария).
Над деревянным интерьером новой церкви в течение пяти лет работали ученики Рижской ремесленной школы. Их труд стал подарком городу, приход оплачивал только материалы. Орган новой Малнавской церкви, заказанный в 2004 году в Англии, – один из самых больших церковных инструментов Латвии.
Для сохранения исторической связи в интерьере новой церкви разместили скульптурный фрагмент из старого храма – композицию Воскресение Иисуса.
Во время строительства нового храма в 1997 году возле него установили большой «Крест любви», освещавшийся по ночам. Во дворе нового храма можно увидеть фигуру Богоматери, а рядом с ней могилу Язепа Аглониетиса, скончавшегося в 2017 году, когда храм, воздвигнутый его усилиями, уже был в основном завершён.
Карсавская православная церковь
От площади перед католическими церквями отправимся по улице Стацияс к местной православной церкви, которая тоже весьма интересна. Деревянный храм Преподобной Евфросинии Полоцкой (Kārsavas Sirdsskaidrās Eufrosīnijas pareizticīgo baznīca) удивляет прежде всего годами постройки – 1912–1985 гг. Причём, не столько самим длинным сроком, сколько годом завершения, пришедшемся на вполне ещё живой Советский Союз. Но именно в поздние советские годы этот образец православного деревянного зодчества обрёл свой нынешний облик.
Православный приход в Корсовке оформился к 1910 году, когда местных прихожан перестало устраивать расположение ближайшего храма – в 11 километрах от города. Сначала на собранные пожертвования и казённые средства были построены дома для священника и дьяка, а затем, в 1917-1918 годы, священник Александр Вицкопс реорганизовал главный дом в храм и освятил его в честь Св. Евфросинии Полоцкой.
Наречение храма связано с переносом в 1910 году из Киева в Полоцк мощей Евфросинии Полоцкой. В те времена Корсовка и Полоцк находились в составе одной губернии – Витебской.
В 1932-38 годах стараниями прихожан, руководимых местным священником Захаровым, была построена колокольня и возведён новый деревянный купол храма.
С 1982 года настоятелем Карсавского православного храма был отец Виктор Мамонтов, возведённый в 1985 году в сан архимандрита. Именно при нём в церкви были произведены масштабные реставрационные работы, выполненные в духе традиций русской деревянной церковной архитектуры мастерами из Риги, Пскова и Москвы.
Так, храм стал одной из красивейших деревянных церквей Латгалии. В нём хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой и можно увидеть иконы Тихвинской Божьей Матери (XVII в.) и Николая Чудотворца (XVIII в.).
Ближние окрестности Карсавы
Ещё два объекта нашего сегодняшнего внимания находятся за чертой города, но традиционно относятся к числу городских достопримечательностей.
В 1860 году, с вводом в эксплуатацию первых участков Петербургско-Варшавской железной дороги, в Корсовке была организована железнодорожная станция – по сути, старейшая в Латвии. Иногда пишут о старейшем вокзале, но само здание несколько раз перестраивали, так что тут могут возникнуть спорные моменты в датировках.
Ещё в 1858 году, когда железная дорога только зашла на территорию Латгалии, Корсовку выбрали местом расположения локомотивного депо, а также путевой конторы. Было построено множество служебных и жилых зданий для железнодорожников. Они составили большую часть строений села Бозова, где и расположена станция.
Сейчас «Карсава» – пограничная узловая станция. Здесь расположены таможенные службы, поэтому посещать её с туристическими целями стоит аккуратно, особенно в наше неспокойное время. Здание вокзала приведено в порядок, но пустынно, поскольку пассажирского движения через станцию Карсава больше нет.
Потратим ещё немного времени и проедем 7,5 км от станции к кладбищу Наудскална (Naudaskalna kapi). Немного в стороне от кладбища расположен еврейский мемориал. В лесах в окрестностях города в августе-сентябре 1941 года были организованы массовые расстрелы тех евреев, которые остались во время фашистской оккупации в Карсаве.
На памятнике, установленном в 1957 году, надписи на иврите и на русском языке: «Вечная память евреям Корсовки. Невинным жертвам, зверски убитым и сожжённым 21 августа 1941 года гитлеровскими фашистами».
Само кладбище раскинулось на части живописной возвышенности, по поводу названия которой – «Денежный холм» – существовала такая легенда: на рижских и псковских купцов в лесистой местности якобы нередко нападали разбойники, и, чтобы спрятать деньги и дорогие товары, они закапывали их в тот самый холм.
Даже если это так, высока вероятность, что о назначении возвышенности знали и местные разбойники, так что, скорее всего, все клады давно выкопаны, а мы можем закончить в этом немного таинственном месте наше путешествие.
Фото на заголовке: Новый католический храм – доминанта центра Карсавы. Фото: Агрис Понтагс (2023 год)