«Отец сказал: умирать, так всем разом». Из воспоминаний семьи репрессированных

Депортация в Латвии
Рисунок Насти Гавриленко

25 марта 1949 года в дом семьи Григорьевых вошли трое вооруженных солдат. Эта семья стала одной из тысяч латвийских семей, которые были вывезены из Латвии в Сибирь. Всего были депортированы более 40 тысяч человек.

Гликерия Григорьева родилась в 1948 году в поселке Калупе, в Даугавпилсском районе. Ее семья была не богатой, но и не бедной: родителям принадлежало 27 гектаров земли, несколько коров и лошадей. 25 марта 1949 года в их дом вошли трое вооруженных солдат.

Sekojiet mums
“Facebook”

Они потребовали в течение получаса собрать вещи и подоить корову: Гликерии было около десяти месяцев, и ей нужно было молоко. Дед Гликерии в тот момент был на рыбалке, и его задержали прямо с уловом в руках. Семья не знала, чего ждать. Мать боялась расстрела и предлагала оставить дочку у соседей, но отец сказал: «Умирать, так всем разом». Всю семью усадили в телегу и повезли в пункт сбора под названием Варкава. По дороге матери все же удалось убедить отца оставить ребенка знакомому, что жил и работал в Варкаве. Тот, в свою очередь, передал Гликерию её тетке. Её родителей пересадили в грузовик и повезли на станцию Ницгале, откуда их вывезли в Сибирь.

Гликерию растила бабушка, которая жила в селе Мирный. Вскоре ей начали приходить письма из села Мокшинское в Омской области. Все остались живы, но условия были ужасные: семья жила в полунищенском состоянии, им выделили низкий глиняный домик. Тем не менее, мать хотела быть рядом со своим ребёнком, и просила отправить днвочку в Сибирь. В конце концов бабушка продала оставшиеся в доме пожитки, и в августе 1950 года отправила маленькую Гликерию на восток к родителям.

Жизнь в Омской области была тяжёлая, и ребенку с детства приходилось помогать по дому. Гликерия кормила свиней, готовила еду, пока родители работали в лесу. Работа на лесоповале доводила родителей до истощения, поэтому один из братьев Гликерии родился слабым и умер через пять месяцев. Погода тоже была суровой: зимой – лютые морозы, а летом – невыносимая жара. Девочке запомнилась природа тех мест: дикие, густые леса с могучими соснами. Один раз, собирая ягоды в лесу, Гликерия встретила медведя и от страха со всех ног побежала домой.

В Сибири девочка пошла в первый класс, а в 1953 году семье разрешили вернуться на родину. Возвращались через Москву, и Гликерия навсегда запомнила этот момент: новый год они встретили в столице, где девочка первый раз увидела высокие здания, красиво украшенные улицы.

Семья вернулась на родину, думая, что все их злоключения кончились. Но это было не так. Им пришлось бороться за свой же дом, в котором к тому моменту жили чужие люди. С большим трудом дом удалось вернуть. Но он был в запущенном состоянии — стены были обклеены газетами, половину дома отдали колхозу под курятник. Семье снова пришлось обустраивать своё жильё, как и в Сибири пять лет назад. Гликерия ходила в латышскую школу, так как русская была далеко. Она вспоминает, что в первое время дети обижали девочку, ведь та жила в Сибири, где не учила латышский язык.

Окончив школу в 1966 году, Гликерия устроилась на работу в колхозе бухгалтером, а позже стала и секретарём комсомола. В 1968 году вышла замуж за шофёра, завела свою семью. Муж умер из-за несчастного случая на работе в 1980 году, оставив Гликерию одну с двумя детьми. Но в 1987 году снова вышла замуж. Материал подготовил Артур Фишер.

Информацию предоставил Центр устной истории Даугавпилсского Университета.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments