Ирина Алексеева, 55 лет. Работает в Латгальском зоопарке зоотехником уже 17 лет. Она ухаживает за млекопитающими: кормит, убирает, переселяет из вольера в вольер. Ирина рассказала о происшествиях, которые случаются в зоопарке, об укусах змей и крыс, о ревности животных и даже о похищениях.
Из детского сада в зоосад
По образованию я воспитатель детского сада. В садике я вначале и работала, но из-за серьёзной болезни пришлось эту работу оставить. Когда снова занялась поиском работы, оказалось, что вакансий не так много, работы в начале двухтысячных было мало. Мой муж в то время работал рабочим в Латгальском зоопарке. От него я узнала, что зоопарку нужен человек для ухода за животными. Я пришла. Наверное, директор (Михаил Пупиньш) что-то во мне увидел, раз доверил мне животных. Я никогда и представить себе не могла, что буду работать в зоопарке. В детстве я мечтала быть врачом. В зоопарке до этого бывала только, когда приводила сюда своих детей.
Первый рабочий день, крокодилы и змеи
Меня сразу взяли как зоотехника. Это технический работник, который ухаживает за животными: кормит их, чистит клетки, следит за тем, чтобы у всех животных всегда была вода. Специального образования у меня нет, но меня отправляли на практические занятия в Рижский зоопарк, на семинары. Периодически посылают в командировки по обмену опытом.
Первый рабочий день я помню очень хорошо. Это было 2 мая 2002 года. Впечатлений было много. В тот день директор мне подарил записную книжку, куда я записывала, когда чистим клетки, кто что ест, и полностью всё о животном. Она лежит у меня дома до сих пор. Все было очень чётко: что надо делать и как делать. Освоиться и сориентироваться мне помогали все: и ветеринар наш, и директор, и Валерий Вахрушев. Тогда был очень небольшой коллектив — человек 8 или 9, а сейчас уже около 17-ти.
Когда я начинала работать, животных было не так много, и не ко всем меня пускали. Я кормила черепах, ящериц, обезьян и даже крокодилов. Крокодилов кормить страшно не было, так как они сидели в закрытом помещении, и пищу им надо было подавать через небольшую дверку, а они сами потом подходили и её брали. Чистить место, где их содержали тоже было не так трудно и страшно. Тогда в нашем зоопарке ещё не были построены бассейны для них, и их содержали в ваннах. У каждого была своя ванна и выход на сушу. Мы перегораживали им выход, чтобы они не могли выйти, и спокойно чистили всё. Не подходила я вначале только к змеям. Их кормили директор (Михаил Пупиньш) и Валерий Вахрушев. Я долго наблюдала за тем, как они это делают, но только примерно через четыре года начала их кормить сама.
19 новых жизней и походы в магазин за вкусненьким
Я работаю пять дней в неделю, с понедельника по пятницу. Прихожу утром к 9:00 и первым делом иду на обход, посмотреть, в каком состоянии животные и их вольеры, а также есть ли у них вода. Это важно, потому что бывают и неожиданности. Например, приходишь, а там родились 19 кубинских удавов! Сразу 19 новых жизней. Но случаются и потери — кто-то из животных может и погибнуть. После осмотра животных, я принимаюсь за подготовку к кормлению. Нарезаю еду и иду кормить. Я кормлю только млекопитающих (обезьян, поссума, египетских летучих собак). За других животных отвечают другие сотрудники. Кормлю с утра, желательно до 10:00. У каждого животного своё меню, и оно не выдумано из головы. Его составляет наш зоолог: определяет рацион, кому, что и в каком количестве давать. Есть у нас специальный журнал, куда мы записываем, кого и когда покормили, чтобы не оказалось потом, что кого-то покормили дважды, а кого-то — пропустили. Даём животным и витамины. Этим занимается наш ветврач.
После того, как внизу животные накормлены, иду кормить тех, что на втором этаже. Тут у нас большие черепахи, крокодиловый кайман.
Потом я выполняю другие обязанности. Например, иду в магазин за продуктами для животных. Овощи, фрукты, мясо и рыбу нам привозят, а такие продукты, как хлеб, батон, творожок, сырочки, йогурт, я иду и покупаю в магазине, с которым мы работаем. Балуем время от времени наших обезьян сладким. Мы берём то, что у них есть в ассортименте, но можно и заказать, если что-то нужно. Потом выписывается накладная на взятые продукты.
В среднем в неделю на фрукты и овощи для животных уходит где-то 60 евро. На мясо и рыбу в месяц тратим около 80 евро, остальные продукты (хлеб, йогурт, творожок и т.п.) — ещё около 30 евро в неделю. Отдельно ещё закупают корм для птиц и рыб. Летом расходы чуть меньше, так на улице уже есть зелень. Всех животных, которые едят траву, ею и докармливаем. Для змей мы сами разводим и растим крыс и кроликов. Есть у нас ещё и подшефные, которые нам очень помогают. Это учащиеся 10-ой школы и их родители. Каждый год к концу сентября они привозят для животных фрукты и овощи (и выращенные на огороде, и купленные в магазине). Это и картофель, и огурцы, и помидоры, яблоки и многое другое. Храним мы всё это в холодильниках и, что можно, в гараже на улице.
Ну а дальше идет наблюдение и организационная работа, т. е. если нужно, то каких-то животных пересадить, почистить вольеры, продезинфицировать их и т. д. Слежу я и за тем, чтобы у всех животных была чистая вода. Мой рабочий день заканчивается в 17:00. В выходные дни животных кормят другие работники, в праздники у нас всегда есть дежурные, чтобы позаботиться об обитателях нашего зоопарка.
Зарплата в месяц составляет в среднем около 450 евро на руки. Большой плюс этой работы в отсутствии стресса. Люди у нас работают уравновешенные, животные тоже спокойные. Каждый знает свои обязанности и спокойно их выполняет.
Малыш Беня и ревность
С животными мы всегда разговариваем. У наших обезьян есть имена: Барбара (мама) и Бартоломео (сын), Памелла. На втором этаже есть ещё Бенедикт и Нафаня. У других животных есть имена только в случае, если они попали к нам в зоопарк от людей, у которых они до этого жили, и эти люди их сами назвали.
Отношение к животным у меня, конечно, иное, чем у простых посетителей. Я с ними провожу очень много времени, кого-то даже вырастила. Когда у нас в зоопарке родился Беня (обезьянка), мы его нянчили, как ребёнка. Я бежала каждое утро быстрее на работу, чтобы его покормить, попоить, помыть. Бывало, что клала его в кофточку и вешала на себя, как малыша, и так шла работать. Он тоже ко мне очень привык. У меня даже есть видео, где он, когда я ухожу куда-то, начинает кричать. Но однажды я зашла к нему в вольер убирать, и он меня сильно укусил в плечо. Мне даже обидно стало. Но это говорит о том, что животное стало половозрелым, а я зашла на его территорию, и ему уже всё равно, кормил ли ты его, растил ли… Это хищник, и об этом надо помнить. Обезьянам присуща ревность. Когда в обезьянник я захожу вместе с кем-то ещё, Беня просто с ума сходит. Особенно если кто-то дотронется до меня. Не знаю, чтобы он делал, если бы его в этот момент выпустили, наверное, мог бы и накинуться. Все животные разные. У обезьян разные характеры. Например, наша Барбара, когда был ещё жив самец, держалась очень скромно. Он в вольере был главный, первый ел, и её гонял. А когда после его гибели (от старости) к ней подсадили её сына, она стала главной. У обезьян нет такого, как у людей отношения к потомству — ребёнку лучший кусочек и т. д. Доминирует тот, кто первым захватил территорию. Барбара оставалась одна, и это была её территория, а вторая обезьяна, получается, на неё вторглась.
Сообразительные беглецы и любопытная Барбара
Случается в нашем зоопарке, что животные уходят. К примеру, иногда из своей зоны сбегают муравьи. Во всей муравьиной системе в нашем зоопарке есть слабое звено — место в интерьере, где можно положить палочку и сделать таким образом мостик и уйти гулять по всему зоопарку. Они так и делают время от времени. Конечно, никто не бежит сзади и не ловит их. Мы просто убираем мостик. Беглецы, к сожалению, погибают, так как лишаются возможности вернуться «домой». Наш энтомолог всегда радуется, когда видит такой мостик, потому что это доказывает сообразительность муравьев — смогли же придумать, как удрать на новые территории. С обезьянкой тоже была история. Как-то раз в один из дней, когда мы убираем вольеры, кто-то плохо закрыл дверь. Я из коридора выглядываю, смотрю дверь в вольер открыта, начинаю звать обезьяну по имени: «Барбара, Барбара, ты где?». И тут она выходит из нашего туалета. Я думаю, что же делать? Это же все-таки обезьяна. Я ей: «Иди домой, иди домой» и рукой на вольер показываю. А она и пошла туда. Хорошо, что не было посетителей в тот день. Обезьяны у нас не совсем дикие, но все же опасаться стоит.
Покусанные руки и скромный крокодил
После того, как я начала работать в зоопарке и с животными стала общаться более тесно, мое отношение к ним изменилось. Например, к насекомым. До этого мне казалось, ну как можно взять в руки мадагаскарского таракана, он ещё и шипит. А через пару лет работы осознала, что беру их в руки абсолютно спокойно, и нет ни страха, ни брезгливости. Со змеями то же. Они меня кусали два раза. Один раз очень серьезно укусил в руку тигровый питон, пока я его кормила. Лечить, к счастью, не пришлось. Помазала зеленкой место укуса, один день отлежалась дома. Директор мне позвонил и поздравил в шутку. Сказал: «Поздравляю, вы приняты в клуб покусанных!». На самом деле, работая долго, расслабляешься и меньше думаешь об опасности. Но животные напоминают — будь начеку! Более болезненные укусы крыс — у них очень острые зубы.
Ещё мне раньше казалось, что животные очень много едят — сколько ни дай, всё будет съедено. Оказалось, что нет. Мы их кормим, пока они не насытятся, т. е. пока перестают брать то, что им даешь. Крокодил наш, например, съедает всего четыре кусочка курицы (бёдрышки) и больше пасть не открывает — всё, значит, наелся.
Похищение черепахи, звонок из Франции и полицейская операция
У нас почти все животные чипированные, поэтому для похитителей это может обернуться проблемами. Однажды украли у нас маленького самца греческой черепахи. И тут нашему директору Михаилу звонят из Франции (там знали о том, что у нас пропало животное) и спрашивают: «Не ваша ли черепашка выставлена в Латвии на продажу?» Он пошел посмотреть на ss.lv, что это за объявление. Это оказалась наша черепашка. Он узнал ее по пятнышкам и другим признакам. Директор связался с Управлением по защите природы, отправил им материал и все данные этой черепахи, её чип и т. д. Они взяли с собой работника экономической полиции и отправились на операцию по возвращению нашей черепахи. Связались с продавцом, предложили большую цену, договорились о встрече. Когда на следующий день приехали к продавцу, проверили животное, оказалось, что это действительно наша черепаха. У продавца взяли объяснения. Он, кстати, оказался полицейским. Сказал, что черепаху нашёл на улице, ему её подбросили и т. п., и после этого он пошёл её продавать. Но черепаху нам в итоге удалось вернуть.
Прыжок в бассейн и пропавший кролик
Посетители нас любят и наш зоопарк тоже. Особенно детишки. Тем более, что некоторых животных у нас можно потрогать. Бывает, конечно, что кто-то из посетителей пишет жалобы. Например, что животные у нас голодают. Это неправда, и нам обидно, когда такое пишут. Мы очень ответственно подходим к кормлению. В целом же с посетителями у нас проблем нет. Хотя бывают и разные происшествия. Был как-то случай, когда ребёнок упал в бассейн с рыбами. Шустрый такой, года 3-4 ему, наверное, было. Он как бежал, так в бассейн и свалился на всём ходу. А на улице уже осень была, холодно. Вытащили его из воды, один из родителей поехал быстро домой за сухой одеждой. Дети — это дети, всякое бывает.
Другой случай был. В один из дней, когда нет посетителей, мы делали уборку. Рядом сидел кролик. Вдруг откуда ни возьмись, подбегают детишки. Хвать этого кролика и бегом отсюда. Это надо было видеть, с какой скоростью они удирали. Мы потом обращались в СМИ: и на радио, и на телевидение, просили вернуть животное. Кролика вернули. Не помню уже, кто принес, но мы получили его назад. Были похожие случаи и с черепашками.
В вольере с животными нет места романтике
Тем, кто хотел бы связать свою жизнь с работой в зоопарке, хочу сказать, что в обязанностях зоотехника нет романтики. Это огромная ответственность и серьезная работа. У нас в зоопарке были волонтеры. Можно было себя проверить и прийти помогать ухаживать за животными. Не все с этим справились, потому что это — не только любоваться животными, это ухаживать за ними: одних покормить, за другими убрать, кому-то шёрстку вычесать. Это тяжелый труд.