Людмила Диёкиене, с детства мечтавшая стать психологом, сначала стала геологом. И приехала в Даугавпилс строить ГЭС. Но карьеру геолога пришлось оставить из-за болезни сына. В «лихие девяностые» она организовала свой бизнес – открыла фирму VALDA, которая помогла заработать денег на жизнь и на психологическое образование.

Сегодня Людмила работает психологом, групповым психотерапевтом и руководит центром Intence. Она рассказала о том, как защищала свой бизнес сковородкой и находила общий язык с бандитами, и о том, с какими психологическими проблемами приходят к ней даугавпилчане сегодня.  

Поддержи «Чайку»:

О выборе профессии

Людмила родилась в небольшом украинском городе Днепродзержинске (теперь Каменское). «Была закомплексованной еврейской девочкой из маленького, провинциального городка в антисемитской Украине», говорит Людмила.

Людмила вспоминает, что она ещё в детстве начала задавать себе вопросы – что происходит с ней, с людьми вокруг неё – и много размышляла над этим. Но решение заниматься психологией пришло через физическую боль: «В 15 лет мне без какой-либо анестезии удалили гланды. И я надолго запомнила это чувство беспомощности, бессилия. Наверно, это и стало главным моментом в определении призвания», — рассказывает Людмила. Но поступать на факультет психологии в вуз она не решилась, очень боялась провалить экзамены, тем более, что учиться нужно было ехать в Москву или в Петербург.

Вместо этого поступила в Днепродзержинский Энергетический Техникум учиться на гидрогеолога: «Мне там нравилось, была в этом определенная романтика, например, ездить в экспедиции».

В Даугавпилс Людмила приехала строить ГЭС. Закончить карьеру геолога вынудили семейные обстоятельства – сильно заболел сын. Людмила работала в Комитете охраны среды и на заводе «Электроинструмент» (Dauer), руководила там бюро охраны среды. А потом наступила «перестройка».

О бизнесе и «лихих 90-х»

С развалом СССР, рухнула и прежняя размеренная жизнь — необходимо было как-то зарабатывать. Пришлось открыть свой бизнес – магазины VALDA, торговавшие товарами для дома. Один из магазинов существует и по сей день, но к его работе Людмила уже не имеет никакого отношения.

Под её руководством VALDA, проработала более 20 лет — с 1993 по 2014. Бизнес помог не только зарабатывать и оплачивать учёбу. Бизнес ещё и научил не бояться рисковать. «Умение коммуницировать и знание основ психологии помогали мне уже тогда, в отношениях с партнерами, конкурентами, даже в разборках с бандитами», — рассказывает Людмила.

«Бандиты, при всей своей специфике, это тоже люди. И довольно часто мы с ними находили общий язык и достигали определённых компромиссов», — вспоминает Людмила.

Всякое тогда случалось. Однажды в магазин забрался вор: «Зашла на склад, а там мужчина с сумкой стоит и товары в неё складывает, в руках он держал сковородку. Оба опешили на какое-то мгновение. Но потом, сколько было сил, я вырвала сковородку у него из рук и пару раз бахнула его по спине. В «Валду» он больше не приходил, наверное».

Людмила Диёкиене

Путь к детской мечте

Параллельно с бизнесом Людмила училась сначала на отделении PR в Балтийском Русском Институте (сегодня Балтийская Международная Академия). Причём, учиться начала вместо дочери, которая поступила в институт, а потом вышла замуж и продолжать учёбу дальше не захотела. Позже закончила бакалаврскую и магистерскую программы в Высшей Школе Психологии, затем получила специальность «Групповой психотерапевт» В Институте Гуманистической и Экзистенциальной Психологии (HEPI). В итоге — 10 лет учёбы, и детская мечта сбылась. На тот момент Людмиле было далеко за 50.

Сегодня Людмила руководит центром психологических консультаций “Intence” и занимается индивидуальной и групповой психотерапией и консультированием.

О разнице между психологом и психотерапевтом

«Многие люди до сих пор думают, что психолог — это типа гадалки. Это странное предубеждение не даёт некоторым относиться ко мне и моим коллегам серьёзно, — рассказывает Людмила.

Разница между психологом, психиатром и психотерапевтом в том, что психиатр — это человек с медицинским образованием, врач, который занимается лечением психических расстройств.

Все, кто занимается психической нормой и имеет высшее психологическое образование, —  психологи. При этом они могут быть исследователями или практиками (консультантами и психотерапевтами). Они «лечат словом».

Психотерапевт имеет не только базовое психологическое образование, но и прошёл дополнительную многолетнюю подготовку по психотерапии, включающую в себя практику, супервизии и личную терапию.

Людмила Диёкиене

О психологической культуре в Латвии

Людмила считает, что в латвийском обществе очень низкий уровень психологической культуры – «люди не понимают и боятся всех слов с корнем «псих»». А ещё бытует мнение, что со многими психологическими проблемами человек может справиться сам. Многие люди стесняются показаться слабыми. Например, депрессии часто проявляются у тех, кто слишком долго пытался быть сильным. Близкие нам люди не всегда могут помочь в определенных жизненных ситуациях.

«Для этого и существуют психологи и психотерапевты, чтобы помочь клиенту узнать себя, услышать, увидеть внутренние ресурсы и самостоятельно найти лучший путь решения проблемы. Специалисты в таких случаях выступают как зеркало, мы даём возможность человеку увидеть себя со стороны», — рассказывает Людмила.

Работы у центра психологических консультаций Intence хватает. Не только в Даугавпилсе и Даугавпилсском районе, но и других латгальских городах – Краславе, Резекне, Прейли. «Ситуации в небольших городах бывают просто ужасными – из-за низкого уровня жизни там много алкоголизма, наркомании, насилия. Хичкок отдыхает… Я сама работала в Резекне, и иногда такая безысходность появляется от того, что не знаешь, как помочь человеку, живущему в таких тяжёлых условиях», — говорит Людмила.

О помощи самим психологам

Есть в психотерапевтической практике и такое профессиональное понятие как «супервизия», когда более опытные коллеги анонимно разбирают клиентские дела, тем самым помогая коллегам менее опытным. Психотерапевты также проходят личную психотерапию, делается это в том числе, чтобы снизить риск профессионального «выгорания», предотвратить  психологические проблемы у самих психотерапевтов.

О клиентах и статистике

Работает Людмила  как индивидуально, так и с группами. Семейные пары часто приходят слишком поздно, когда брак уже «разваливается на части» и практически ничего сделать нельзя: «А приходить надо было ещё тогда, когда были «парень и девушка». Приходить и учиться строить отношения», — говорит Людмила. Возраст ее клиентов — от 18 и старше. Самому пожилому её клиенту был 81 год.

Какую-то специальную статистику Людмила не ведёт, но по её наблюдению в последние годы стало много людей с психосоматикой: «Приходит человек и говорит: «Я всех врачей обошёл, никто мне не помог, а мне плохо: и сердце болит, и дышать нечем, и желудок не варит.» Сейчас, слава Богу, таких клиентов стали отправлять к нам врачи.» — делится психотерапевт.

В последнее время все чаще приходят люди с гомосексуальной ориентацией. Чаще всего эти люди испытывают проблемы с семьёй или друзьями из-за своей сексуальной ориентации либо боятся сами себе признаться в том, что они какие-то «не такие».

По словам Людмилы проблем, с которыми приходят люди к психотерапевту, великое множество: страхи, тревога, депрессия, пережитые психологические травмы, болезненный разрыв отношений, желание эти отношения наладить и так далее.

Людмила Диёкиене
Фото: Ирина Маскаленко

О том, почему она занимается психотерапией

На этот вопрос Людмила отвечает так: «Ну, во-первых, эта работа -моя реализованная мечта. Во-вторых, вся жизнь была посвящена тревогам и хлопотам, постоянной занятости, связанной с семьей, а сейчас освободилось время для занятий любимым делом». Взрослые дети Людмилы (их четверо) разъехались по своим жизням, 4 внука (старшим 20 и 18 лет) живут далеко и поддерживают контакты с бабушкой по телефону. «Теперь мне не нужно супчики варить, лечить разбитые коленки, читать книжки на ночь», — говорит Людмила. А ещё она признаётся, что наконец у неё появилась смелость делать то, что хочется самой, а не то, что считают нужным другие.

Работа психотерапевта непроста, но Людмила Диёкиене относится к своей профессии бережно и с любовью, точно также как и к любимому хобби, выращиванию цветов: «Люблю розы и людей. И те, и другие прекрасны, интересны, требуют заботы, любви и внимания. Но и у тех, и у других есть шипы. Ими они защищаются, а иногда больно ранят даже тех, кто их любит и о них заботится. Но как же они хороши!», — улыбаясь говорит Людмила.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments