В Даугавпилсской Пожарно-спасательной службе работают два очень необычных пожарных, это своеобразная мини-династия: Виталий и Дмитрий Пожарские, отец и сын. Они рассказали, зачем пожарным лабиринт, как крестят пожарных и почему они спасают котов и стрижей.

Почему вы выбрали именно эту профессию? Что особенного в работе пожарного?

Поддержи «Чайку»:

Дмитрий (сын): Две самые главные причины, из-за которых я здесь: во-первых, у меня всегда был перед глазами пример моего отца, во-вторых, я хочу быть полезным людям, хочу гордиться своей работой. Ну и ещё мне хотелось, не то чтобы каких-то приключений или экстрима, но жизнь пожарного – не как у простых людей, она насыщенней, твоя жизнь всегда пересекается с судьбами разных людей, жизнь которых ты спасаешь. Можно, наверное, сказать, что этой работы требовала моя душа.

Виталий (отец): Мой отец не был пожарным или профессиональным военным, он, как и многие советские мужчины, проходил срочную армейскую службу, он был моряком. Его дисциплинированность стала для меня примером и причиной, по которой я пошёл в пожарные. В условиях же свободной Латвии и необязательной воинской службы мне хотелось, чтобы и моему собственному сыну привили дисциплинированность. И хотя эту работу он выбрал сам, и я на него не давил, я рад, что так вышло. Работа пожарного – это, прежде всего, умение выполнить поставленную перед тобой задачу.

Дима, а когда у тебя самого родится сын, будешь его как-то к дисциплине приучать? Он будет пожарным?  

Д: Я за свободу выбора, и, если сын не захочет быть пожарным, я его заставлять не буду, меня мой отец тоже не напрягал по этому поводу. Но своим примером я постараюсь его как-то заинтересовать профессией пожарного. Но, конечно, главное, чтобы мой ребёнок был бы счастлив от того, чем будет заниматься. А если мой ребёнок выберет так же, как и я, работу пожарного, то это уже будет счастье для меня.

В: Да, когда твой ребёнок занимается той же профессией что и ты, это счастье в квадрате, конечно. Вообще, нас с сыном очень объединяют общие темы для разговоров, связанные с работой, например. Ну и есть в этом немного от соревнования: мне уже пятьдесят лет почти, а Диме двадцать пять, и мы с ним соревнуемся и обсуждаем, кто за сколько времени стометровку пробежал, образно говоря, это такое соревнование двух самцов (смеётся).

Виталий и Дмитрий Пожарские, пожарные Даугавпилсской пожарно-спасательной службы

Как стать пожарным?

Д: Чтобы стать пожарным, я сначала отправил CV и ждал. Через время мне позвонили и сказали, что надо принести документы, пройти медкомиссию и сдать спорт. Я сдал спорт, очень хорошо его сдал, прошёл медкомиссию. Меня взяли на работу, я прошёл обучение на месте – каждый день, с 8 утра до 16:30 вечера я ходил на работу, и будущие коллеги рассказывали мне о всех тонкостях профессии. Мне давали учебный материал – я изучал пожарные автомобили, знакомился с пожарно-спасательным оборудованием, которое есть на машинах и в части. Ознакомился с документацией, которую необходимо знать. После этого я сдал зачёт и меня допустили к работе. Для получения специального пожарного образования мне пришлось учиться в Риге, в пожарном колледже, где я получил квалификацию пожарный – спасатель.

Хорошо, а стометровку, за сколько нужно бегать будущим пожарным?

Д: Ну, про стометровку я сейчас не вспомню, но давай так: подтянуться, например, нужно двадцать раз на «отлично», 3 километра пробежать за 13 минут. 

В: Но,вообще, у нас разные возрастные группы есть, и у всех нормативы разные. Дима, например, в первой возрастной группе – от 18 до 30 лет. 

Д: Нормативы вещь относительная, а опыт и выносливость играют значительную роль.

А моральные качества какие нужны?

Д: Ну, во-первых, нужно не иметь каких-то фобий: высоты не бояться, или вида крови, например. Ну и нужно быть очень стрессоустойчивым. 

В Латгальской региональной бригаде есть специализированный контейнер «дымокамера» – это своего рода тренажёр, затемнённый и задымлённый лабиринт, где имитируются все звуки пожара (человеческие крики, треск горящих перекрытий, звуки обрушения). Лабиринт этот очень узкий, и по нему надо пройти во всей пожарной экипировке, которая весит где-то килограммов двадцать, а баллон с воздухом ты тащишь перед собой, потому что иначе пройти невозможно. Это очень сложно. 

До того, как мы проходим «дымокамеру», мы занимаемся на велотренажере, беговой дорожке и поднимаемся по специальной лестнице. В это время руководитель занятия контролирует наш пульс и другие показатели. После таких физических нагрузок мы идём в «дымокамеру», в которой проверяется наша устойчивость к стрессу. 

Что пожарные делают, когда нет вызовов? С чего начинается день в пожарной части? 

Д: Ну, есть много стереотипов о том, что, когда пожарные не на вызове, они ничего не делают. Это не так, нам всегда есть чем заняться. День начинается в 8 утра: мы приходим и проверяем всё оборудование – достаточно ли воздуха в дыхательных аппаратах, всё ли пожарно – спасательное снаряжение исправно. В течение дня мы сдаём разные нормативы и тренируемся, например, отрабатываем различные приёмы спасения людей на воде или повторяем правила тушения пожаров в различных условиях. Всё распланировано в течение дня.

Дмитрий Пожарский, пожарный Даугавпилсской пожарно-спасательной службы

В: Иногда выезжаем на автомобильную свалку, чтобы потренироваться в извлечении пострадавших из машин при помощи специального гидравлического инструмента. Постоянно есть какое-нибудь обучение у нас, постоянно учимся или отрабатываем ранее приобретённые навыки. 

Как долго длится рабочий день?

Д: Мы работаем по графику – сутки, три выходных. У нас есть распорядок дня, согласно которому мы и работаем. 

Также, как и в армии, у нас есть дневальный – человек, который всегда может принять вызов, в любое время дня и ночи.

Какая у вас зарплата? Вы ей довольны?

Д: Я в последний раз получил на карту 630 евро. Зарплата эта не вполне соответствует затрачиваемым усилиям, но я, тем не менее, всем доволен, потому, что занимаюсь любимым делом. Помимо зарплаты, нам оплачивают медицинское обслуживание, посещение стоматолога, физиопроцедуры, массаж, который пожарным очень нужен.

В: Я чуть больше сына получаю – мне положена чуть большая сумма за выслугу лет. Зарплатой я более или менее доволен, я ведь сюда из-за убеждений пришёл, а не из-за денег.

Сколько времени нужно, чтобы надеть пожарное обмундирование? 

Д: От момента, когда поступил звонок, у нас есть 90 секунд для того, чтобы выехать на вызов. А время для того, чтобы одеться, зависит от норматива –  надо одеться за 30 секунд. Пожарная экипировка вообще сконструирована так, чтобы максимально быстро её надеть. 

Дома тоже быстро одеваетесь? Входит ли это в привычку?

Д: Нет, дома мы максимально медленно одеваемся, лёжа на кровати. Шучу. Нет, в привычку это не входит.

Виталий и Дмитрий Пожарские, пожарные Даугавпилсской пожарно-спасательной службы

А что входит? Расскажите про привычки и другие интересные вещи.

Д: Ну, «пожарка» приучает тебя к дисциплине и приучает постоянно думать о безопасности: видишь детей на детской площадке – сразу думаешь о потенциально опасных ситуациях и ставишь себя на место родителей. Иногда всё сжимается внутри, и уже чуть ли не бежать спасать этих детей хочется. Или, когда отдыхаешь где-то с друзьями и костёр разводишь, максимально стараешься этот костёр обезопасить, чтобы пламя не перекинулось куда-то дальше. 

В: Когда за рулём едешь, думаешь не только о том, как едешь ты сам, но и о том, как едет другой водитель. 

А приметы какие есть, обычаи, или словечки особые?

В: Не принято надевать новую боёвку (пожарную форму, — Прим. «Чайки»). Мы обычно смеёмся, если её кто-то надевает – вот, мол, из-за него пожар был, форму решил обновить (смеётся). 

Д: А ещё у нас есть крестины, это когда пожарного, заступившего на своё самое первое боевое дежурство, «крестят» (оба улыбаются). Выглядит это обычно так: пожарному под форму засовывают ствол и включают воду, так, чтобы он полностью промок. Новички не обижаются. Люди без юмора у нас вообще надолго не задерживаются.

В: По поводу слов: ну, например, никто у нас не говорит «машина», мы говорим «ход». У нас, например, есть такой специальный лом, который мы называем «хулиган».

Какие пожары тяжелей всего тушить?

Д: С моральной точки зрения, конечно, тяжелей всего тушить чей-то кров, чьё-то имущество. Бывает иногда к людям подходишь и говоришь что-то вроде: «Ну, не расстраивайтесь. Хорошо, что вы остались целы и живы – это главное».

В: А с технической точки зрения, тяжело тушить такие пожары: выезжаешь, например, в деревню, горит дом, а рядом с ним пристройка с дровами. Можно часов десять, наверное, эти дрова туда-сюда таскать и проливать водой – они ведь тлеют внутри, а это опасно очень. Или вот тушение покрышек, тоже проливать надо. Это всё очень затяжные пожары, отнимающие очень много сил и времени.

Вы ведь не только пожары тушите и людей спасаете, но и животных тоже. Расскажите что-нибудь. 

Д: Как-то был вызов в Крепость: стриж запутался в зелёной реставрационной сетке, а стрижи если на землю упадут, встать самостоятельно уже не смогут. В общем, чтобы спасти одного этого стрижа, было вызвано две пожарные цистерны и одна лестница. Я этого стрижа и водичкой поил, и массаж сердца ему делал, но стриж всё-таки умер, потому что долгое время пробыл на солнце…

На спасение животных тратятся большие средства. Но мы всегда выезжаем на такие вызовы – и котиков спасаем и стрижей. Работа пожарного просто учит ценить жизнь каждого живого существа.

Виталий и Дмитрий Пожарские, пожарные Даугавпилсской пожарно-спасательной службы
Фото: Михаил Рыжков

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Юрий
Юрий
5 лет назад

Гордость за такие семьи, за отцов и сыновей-за молодёжь толковую.

Галина
Галина
5 лет назад

Очень рада за моих учеников и желаю им только всего самого хорошего — меньше пожаров и отличного здоровья