«Чайка» продолжает знакомить читателей с историей Даугавпилса в газетных новостях, которые читали наши бабушки и дедушки. В этот раз мы изучали ноябрьские выпуски газеты «Даугавский вестник». Самым интересным и курьёзным делимся с вами.
Отменённое голосование. 6 ноября 1925 года
Недавно Даугавпилсская дума получила от департамента самоуправлений такое письмо: «Департамент самоуправлений министерства внутренних дел, основываясь на 11 главе городского устава, замечает, что уставом не предусмотрена должность заведующего думским секретариатом с правами депутата городской думы. По сему, заседание думы и последовавшее за ним голосование от 19 октября с.г., в ходе которого был выбран заведующий думским секретариатом, следует считать незаконным и недействительным».
Примечание: «Заведующим думским секретариатом» был выбран депутат Елисеев, а должность эта была придумана председателем думы, господином Леконом, для того, чтобы обойти 105-ый пункт городского устава.
Может ли должность депутата быть объединена с другой должностью в самоуправлении?
Городское правление получило ответ на этот вопрос от департамента самоуправлений: «Департамент самоуправлений министерства внутренних дел объясняет, что согласно пункту 105 городского устава в новой редакции (см. свод зак. №47, от 1923 гг.), должность депутата городской думы нельзя совмещать с должностью в городском секретариате. Но, согласно с пунктом 75 городского устава, думский секретарь, это и городской секретарь, а, как и любой секретарь, заведующий делопроизводством в думе – городской секретарь».
Симуляция ограбления. 23 ноября 1925 года
18 ноября проживающий по адресу Озёрная улица № 61 сапожник Фадей Стрелков сообщил криминальной полиции, что в указанную дату, ночью, в старом предместье города на него напали грабители, нанесли ему телесные повреждения и украли у него 7 пар сапог, которые он нёс сдавать в фирму «Энергия» и его шапку.
Полицией были предприняты соответствующие шаги, и на месте преступления была найдена шапка Стрелкова. Дальнейшее расследование показало – никто Стрелкова не грабил, ограбление он симулировал с целью присвоить сапоги, принадлежащие фирме «Энергия».
К симуляции ограбления Стрелков подошёл ответственно. Сначала, при помощи стекла поцарапал себе руки и лицо, после вышел из дома, нашёл тёмное место и зашвырнул туда свою шапку, после чего кинулся бежать в сторону полицейского поста и звать на помощь. Стрелков помещён в тюрьму.
Национальные меньшинства и нетерпимость. 30 ноября 1925 года
В прессе (газета «Сегодня» № 264) депутат сейма, господин Е.Тихоницкий жалуется на то, что правящая нация (латыши) с недоверием относится к национальным меньшинствам. В связи с этим хочется спросить у господина Тихоницкаого, как представители нацменьшинств относятся к латышам, когда они находятся в большинстве?
В качестве примера приведу случай в даугавпилсской думе (см. Daugavas Vēstnesis №44). На этом заседании, 23 ноября, депутат Сейма господин Калистратов, выступил с продолжительной речью, где говорил о том, что в Латвии нет закона, который бы обязывал вести протоколы заседаний краевой и городской думы на государственном языке. Он также вынес предложение указать на это департаменту самоуправлений при министерстве внутренних дел, что такого закона нет – в ответ на просьбу министерства вести протоколы на государственном языке.
Этот случай первый и единственный? Как смотреть на такое поведение господина Калистратова, пускай решают читатели.
Примечание редакции: В вышеупомянутом заседании от 23 ноября, принимал участие и другой депутат Сейма, господин Майзель. Майзель, руководивший заседанием, также повторил и подчеркнул, что нет такого закона – о ведении протоколов заседаний на государственном языке.
Даугавпилсский ЗАГС
Были расписаны: Абрам Лившиц из Вишкского края и Хава-Дина Новик из Даугавпилса, Шмерка Матлин из Краславы и Сара Апескин из Даугавпилса, торговец Фридрих Крастиньш и Вилма Крастин, извозчик Ицик Шперлинг и Рейза Шалман, кузнец Абрам Симан Шлосберг и Сара-Лея Гандлер, часовщик Давид Херцберг и Ребека Канфер, фармацевт Карлис Кришьянс и София Кукел, администратор Гилил Капелюшник и Мнуцха Шмушкин, конторский служащий Петерс Озолиньш и Мария Изполатовска, начальник Янис Рудольф Зандерсон и Милда-Паулина-Клотильда Озолин из Риги, начальник Янис Данке и Жения-Хермин Пурин.