Кинообзор от «Чайки»: Боевые учения

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Dvēseļu putenis". Фото: zip.news

В прокате — историко-патриотический блокбастер Дзинтарса Дрейбергса “Dvēseļu putenis” («Души в снежном вихре») по одноимённому роману Александрса Гринса (латышского писателя и участника Первой мировой войны). Каким получился фильм, приуроченный к 101-му Дню независимости — читайте в нашем обзоре.

Кому смотреть: терпеливым

Поддержи «Чайку»:

Латвия, 1915 год. Немецкие силы подбираются к Риге. После смерти матери 16-летний Артурс Ванагс записывается добровольцем на фронт. Эпоха перемен и краха существующего миропорядка приводит к появлению новых политических сил, и Артурсу приходится выбирать — за какое и за ЧЬЁ именно будущее ему теперь стоит бороться.

Ноябрьские праздники — традиционно урожайный период для латвийского кино, когда спрос на национальный культурный продукт ожидаемо подскакивает. Похожую ситуацию можно наблюдать в росийском кинопроме в мае и на новогодние праздники. Но сосредоточимся на Латвии.

Что неизменно печально в бо́льшей части патриотических фильмов, приуроченных ко Дню независимости (кроме “Dvēseļu putenis” в эти даты выходили и некоторые фильмы Айгарса Граубы), так это то, что забронзовевшие темы национальных побед и завоеваний попросту не позволяют авторам какой-либо творческой хулиганистости — элемента, необходимого для настоящего художественного произведения. Явление это, впрочем, характерно для патриотического искусства любой страны, но никогда ещё не становилось оправданием.

Казалось бы — вот она, достойная творческая задача — и высокопарность предприятия сохранить, и кино нестыдное сделать (кое-кому такое удавалось). К сожалению, “Dvēseļu putenis” с заданием не справляется — фильм представляет собой довольно посредственное и нестройное повествование, тянущее, разве что, на образовательный материал для школьников. Не такого хотелось бы ждать от дорогой экранизации важной национальной литературы. Хочется даже провести аналогию с парными эпизодами в самом фильме — впечатляющей разницей между весёлыми репетициями военных наступлений в учебке с винтовочными муляжами; и настоящим сражением — брутальным, беспощадным и каким-то на удивление прозаичным. Вот и получается, что метафорично фильм скорее напоминает боевые учения, чем фронтовые реалии — репетицию кино, чем законченный продукт.

И если безликую режиссуру ещё можно объяснить официозом мероприятия, то проблемную драматургию — уже нет. Сценарий Дрейбергса и латвийско-российско-американского сценариста и режиссёра Бориса Фрумина, несмотря на стройную структуру, не может предложить главного — понятного героя, с которым было бы не просто возможно, но хотелось бы себя ассоциировать.

Что за человек Артурс Ванагс, чего он на самом деле хочет, и как планирует это заполучить, львиную часть фильма остаётся загадкой, а без понятного действующего лица, особенно в масштабном жанровом полотне, остальная история становится перечнем ничего особо не меняющих (в том числе исторических) событий, по которым героя болтает, что твоего Форреста Гампа, и он, подобно тому же герою Земекиса, принимает всё новые и новые правила игры.

Лишь к последней трети фильма у протагониста возникает внутренний стержень, который наконец делает его активным, сопротивляющимся жёсткой действительности и заведённому порядку вещей и, соответственно — интересным для наблюдения. Но драматургический маятник раскачивается до достойной интенсивности слишком поздно — тогда, когда спасти ситуацию в целом уже просто не получается.

Это самое отсутствие чётко выраженного стержня и личной внутренней истории героя приводит к тому, что фильм не способен тронуть зрителя, пришедшего в кино не из патриотических соображений, а просто чтобы увидеть хорошо рассказанную историю. В итоге едва ли не единственное, чем может быть интересен “Dvēseļu putenis”, так это досконально восстановленным по фотографиям и воспоминаниям быт того времени с хозяйствами, госпиталями, квартирами и окопной действительностью. Справедливости ради дополнительно отмечу качественную работу кастинг-директоров и ещё одно техническое достоинство — батальные сцены, в которых нередко мелькает удачная хореография и впечатляющая работа с камерой.

Раздражает же во всей этой ситуации то, что латвийский кинопром ведь способен на куда бо́льшее. Выражаясь примерами чисто локальными, то “Dvēseļu putenis” это никакой не Виестурс Кайриш с его поэтичной “Melānijas hronika”, не Мадара Дишлере с “Paradīze 89”, где тема национального пробуждения подана с куда большей искренностью, не мощный “Tēvs Nakts” Дависа Симаниса и уж точно не созданный словно на другой планете “Kriminālās ekselences fonds” Оскара Рупенхейта (список далеко не полный).

Вот и остаётся ощущение какого-то совсем уж непатриотичного подлога, особенно учитывая государственную поддержку фильму в виде денег налогоплательщиков. Ситуация с крупным национальным кино требует изменений, а то ведь вряд ли истинную любовь к Родине можно воспитать на посредственных фильмах.

Оценка: 3 из 5. Где смотреть: кинотеатр Silver Screen. Фильм на латышском языке.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] четвёртый летний фестиваль театра в Валмиере, фильм “Dvēseļu putenis” и […]

trackback

[…] уместно сравнение с недавним патриотическим хитом «Dvēseļu putenis» Дзинтарса Дрейбергса. В отличие от него, в […]

trackback

[…] вместе посмотреть фильм. Например, историческую драму Dvēseļu putenis или романтическую комедию Homo […]