Переселенцы: «Наша цель до 2027 года вернуть 8 000 человек», — Райвис Бремшмитс, директор Департамента региональной политики

В 2018 году в Латвии была создана сеть региональных координаторов (paps.lv). Они помогают эмигрировавшим латвийцам, желающим вернуться на родину, советами и предоставлением необходимой информации. Райвис Бремшмитс, директор Департамента региональной политики Министерства охраны окружающей среды и регионального развития, рассказал, как планируют возвращать латвийцев, на сколько лет Латгалия отстала от Риги и возможно ли изменить ситуацию.

Об идее вернуть эмигрантов

О возвращении эмигрировавших латвийцев в министерстве задумались в 2017 году. Было два важных момента. Первое – в Латвии не стало хватать рабочей силы. И, конечно, началась дискуссия – как мы можем найти новых работников. Один из вариантов – работать на аудиторию, которая уехала в последние 10 лет.

Читай нас в Telegram

Если подсчитать, то за последние 10 лет уехало почти 250 000 человек. Это как один регион Латгалия. 

Во-вторых, мы использовали исследования, проведённые Латвийским университетом. Выяснилось, что каждый третий, кто думает о возвращении – это молодая семья, в которой есть дети школьного или очень близкого к школе возраста. Если ребёнок начинает ходить в школу за границей, то 100%, что семья там останется навсегда. У ребёнка там будут свои друзья, своя социальная жизнь. И именно в этот момент семья рассматривает возможность отправить ребёнка в школу в Латвии. Это была центральная аудитория, с которой мы решили работать. 

Мы создали сеть региональных координаторов. Почему региональных? Потому, что в семье, если она была создана за рубежом, очень часто жена и муж не из одного города, и даже не из одного региона. И родителям важно сравнить школы между городами, самоуправлениями, регионами. Важны были региональные координаторы, которые могли покрыть всю страну и предложить то, что нужно родителям – информацию об образовании, о школах. Для родителей очень важно, чтобы у школ уже был опыт работы с детьми из-за границы. 

О работе координаторов

Мы не делали большую рекламную кампанию. Многие осуждали нас за это. Мы не хотели идти с большим плакатом: «Приезжай обратно». Нам казалось, что намного лучше строить неформальный диалог. Мы используем социальные сети. В фейсбуке есть страничка «Es atgriežos Latgalē». Её создала региональный координатор. Мы не призываем: «Эй, ты, из Латгалии! Приезжай обратно! Страна тебя ждёт!» или «Стране ты нужен». Мы публикуем информацию о событиях, происходящих в регионе. Например: «А вы знаете новости из Лудзы? Или что в Даугавпилсе открылся новый объект? Или об успехах в Олимпиаде». И тогда можно неагрессивно спросить: «А как вам идея вернуться? А что вам было бы нужно для того, чтобы вернуться?». Через эти вопросы мы пытаемся понять, чего не хватает, что интересует людей. 

Люди задают и специфические вопросы, например, как привезти собаку из Великобритании, действительны ли здесь водительские права, полученные в другой стране. Люди задают много практических вопросов.

Мы опросили около 6 000 человек. В результате наши региональные координаторы разослали около 3 000 предложений. Мы стараемся не просто дать ссылку на информацию, а подготовить ответ на конкретный вопрос. Если у человека было три вопроса – образование, работа и место жительства, мы отвечаем на эти определённые вопросы. Готовим индивидуальное предложение. 

Помощь предпринимателям-реэмигрантам

Не всегда заработная плата в Латвии соответствует заграничной. И не всегда реэмигранты хотят работать на кого-то. Они хотят сами что-то делать. Мы предлагаем помощь реэмигрантам, желающим начать свой бизнес. 

У реэмигрантов есть возможность получить грант на бизнес-идею. В прошлом году его размер был 9 000 евро, в этом – 10 000 евро. Личное софинансирование – 50%.

Претендовать на получение гранта могут те, кто прожил за границей минимум три года. Почему три года? Потому, что мы хотели помочь в первую очередь тем, кто был за границей дольше. Не уезжал работать, например, только на один сезон или год. Также те, кто уезжает за границу учиться, как раз заканчивают учёбу в течение трёх лет, и поддержка может им пригодиться, чтобы они свой талант реализовали в Латвии. 

В 2018 году около 170 людей проявили интерес к получению гранта. И большинству из них было отказано, потому что люди, живя за границей, не сменили место декларации. Хотя по закону это надо делать. Мы ввели это требование, потому что нам необходимо подтверждение, что человек действительно уезжал. Сейчас Министерство внутренних дел работает над так называемым проектом «второго адреса». Каждый сможет указывать свой второй адрес, и тогда это облегчит ситуацию. Люди не меняют место декларирования по двум причинам. Либо не знают, что это нужно делать. Либо из-за того, что тогда они лишаются возможности получить какие-то услуги, например, встать в очередь в детский сад. 

В 2018 году мы получили 17 заявок, поддержали 9 бизнес-идей. В Курземе -5, в Видземе — 2, в Земгале -2, в Латгалии не был поддержан ни один проект. 

В числе поддержанных идей – открытие автосервиса, производство в сфере питания, металлообработка, деревообработка, обработка камня. Видно, что люди хотят продолжать заниматься в Латвии тем, что они делали за границей. 

Сколько людей планируют вернуть

Мы поставили себе цель до 2027 года вернуть 8 000 человек. Кто-то скажет, что это много. Кто-то скажет, что мало. Именно 8 000 человек уехало из Латвии в 2018 году.

Это не был пик миграции. Были годы, когда из страны уезжали по 30 – 35 тысяч человек. 

Куда возвращаются

80% реэмигрантов возвращаются в города, и только 20% выбирают сельскую местность (по данным департамента, с марта 2018 по октябрь 2019 в Латвию вернулись 342 семьи). Я считаю, что возвращение людей в регионы – это заслуга координаторов. Например, в Латгалию вернулось больше всего людей. Хотя, с экономической точки зрения большинству надо было бы вернуться в Ригу. 

По логике – в Риге условия лучше. Ещё один фактор – заработная плата. В Риге она в 1,5 раза больше, чем в Латгалии.

Проблема, что темп роста заработной платы – это разница в 10 лет. Заработная плата, которая в 2007 году была в Риге, только к 2017-2018 году достигла Латгалии. 

Видео: Евгений Ратков

Как спасти Латгалию?

Мы видим, что уровень зарплат в крае меньше, и, конечно, локальная экономика и локальное потребление в сфере услуг и продуктов меньше. Поэтому очень важно привлекать капитал из других регионов и из-за рубежа. Но тут как раз для маленького бизнеса новая проблема. Если смотреть глазами банка, поскольку в крае очень маленькие зарплаты и меньше уровень потребления, недвижимость намного дешевле. И получается, что стоимость стройки будет дороже, чем стоимость продажи такого имущества на рынке. Потому что некому покупать. 

Банк видит намного больший риск, поэтому требует больших вложений от предпринимателя. Но если у вас маленькая зарплата и маленькая стоимость имущества, откуда вы получите этот капитал? Получается замкнутый круг. Это закон экономики. Тебе нужно дать гарантию — либо своим капиталом, либо капиталом рынка. Но капитал рынка в крае очень маленький. А стоимость кирпича – одинаковая по всей стране, она не меняется. Но рынок недвижимости очевидно отличается. Мы видим это по тенденции кредитов. 

Это проблема маленького бизнеса. Если речь идёт о крупном инвесторе, это для него не проблема. Но тогда перед большой компанией встаёт другая проблема –  дефицит рабочей силы. И поэтому они, говоря об инвестициях, скептически смотрят куда-то дальше Риги. 

Есть целый ряд ответов, что нужно делать. Реэмиграция – это только маленькая часть. В первую очередь, нужны серьезные инвестиции в региональную экономику. У нас есть программа, которую мы хотим продолжить – это инвестиции с местными самоуправлениями в инфраструктуру для предпринимателей. Самоуправление может построить и дать в аренду инфраструктуру компании. Чтобы компания инвестировала в промышленность, в продукт, в человеческий ресурс, а не в инфраструктуру, у которой стоимость ниже, а значит труднее привлечь капитал. Эту программу мы планируем разработать с Министерством экономики и Министерством земледелия. Речь идёт об инвестициях в бизнес, чтобы можно было бы предложить комплект для компании. Например, самоуправление может предложить предпринимателю уже готовую инфраструктуру, и он может получить поддержку от Министерства экономики по программе инвестиций, например, финансирование на оборудование. И ещё специальная программа, в которой главная инвестиция была бы в заработную плату, в человеческий ресурс. Так мы могли бы создать хорошо оплачиваемые рабочие места в регионе.

Так что три вещи – инфраструктура, оборудование и инвестиции в человеческий ресурс. Это один комплект, который мы разрабатываем сейчас. 

Ещё очень важный вопрос – досягаемость регионов. По нашим оценкам, это тоже позитивно влияло бы на регионы, если, например, в город Даугавпилс можно было бы доехать из Риги за 1,5 часа. И если вы можете каждый день вернуться из Риги в Даугавпилс, вы не уедете из города. И это тоже позитивно бы влияло на сектор. Но это вопрос не одного года. Это серьёзные инвестиции в железную дорогу. 

И третья часть, помимо экономики и досягаемости, это эффективность услуг. Самоуправлениям надо пересмотреть эффективность услуг, и инвестировать туда, где можно сэкономить. Например, энергоэффективность – можно на 90% уменьшить расходы на отопление через проекты. У нас уже были примеры, когда самоуправления в сфере образования и социальных услуг сумели уменьшить расходы на энергоресурсы на 90%. А это существенно, ведь затраты на энергоресурсы составляют одну треть расходов. 

Если ничего не делать?

Если мы ничего не будем делать, регионы медленно будут подтягиваться к Риге и к средней заработной плате в ЕС. Но с нынешним темпом для этого потребуется как минимум 50 лет. 

Наша задача за три семилетки или за 21 год подтянуться до такого уровня, чтобы риски эмиграции стали намного меньше. Если сравнить страны ЕС, в Латвии одни из самых больших экономических различий между столицей и остальными регионами. 

Наш козырь или наша возможность в том, что в регионах, которые далеко от столицы, есть довольно большие города как Даугавпилс и Резекне в Латгалии, Лиепая и Вентспилс в Курземе. Это наша возможность через эти большие центры менять ситуацию на пользу регионов. 

О вере в себя

Нужно больше верить в себя, в свои силы. Хотя у нас целая куча проблем, те, у кого есть силы, увидят возможности и смогут их использовать. Есть разные механизмы, которые мы хотим предложить в будущем. Но и сейчас есть всякие программы, которые можно использовать. Я верю, что есть хорошие возможности здесь, в Латвии.

22 244 горожанина по официальным данным Центрального статистического управления уехали из Даугавпилса за последние 20 лет. С учётом смертности и рождаемости, население города сократилось с 116 460 человек (1999 год) до 82 604 (2019 год). Можно ли избежать постепенного опустения города? Какие события подтолкнули горожан к эмиграции? И вернутся ли уехавшие назад? Что об этом думают демографы, экономисты, социологи, чиновники и, конечно, сами даугавпилчане – уехавшие и вернувшиеся. Об этом проект «Переселенцы».

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments