Два года подряд в Даугавпилсе проходил фестиваль кукол. Это необычное и красивое событие привлекло немало людей в Даугавпилсский музей. Среди других работ особенное внимание привлекали куклы мастера из Даугавпилса Виолетты Озун. Виолетта — коренная петербуржка, связавшая свою жизнь с нашим городом. Создание кукол — это её нынешняя деятельность — и работа, и хобби одновременно. И к тому же Виолетта — мама четверых прекрасных детей и бабушка одной крошечной внучки. В преддверии Рождества “Чайка” поговорила с Виолеттой о воспоминаниях детства, семье, а главное, о её сказочном деле.
Как вы пришли к тому, чем занимаетесь? Это увлечение детства или новое начинание после многих попыток заняться чем-то новым для себя?
Подходят оба эти варианта. Я с детства обожала кукол, для меня они были почти сакральными предметами. Я могла проводить многие часы в своем детском уголке с ними наедине, придумывала им характеры, разыгрывала разные сценки, самозабвенно шила для них одежду… Скучно не было. Мне нравилось погружаться в этот маленький придуманный мир, он был только моим, тёплым и понятным. А другой, внешний мир, был порой совсем непонятен, и оттого заставлял относиться к нему настороженно.
Вы могли бы сказать, что в каком-то роде сохранили в себе это ощущение детства?
Я росла довольно замкнутым ребёнком. Надо сказать, что я и до сих пор предпочитаю проводить время в одиночестве, несмотря на наличие большой семьи, которую я, конечно, очень люблю. Повторю, вслед за своим любимым писателем Борисом Акуниным, что не считаю детство счастливым временем, в которое хотелось бы вернуться.
Ребёнок уязвим, хрупок, беззащитен, зависим от многих и многого. Вынужден подчиняться запретам и ограничениям — часто просто «потому что нельзя». В то же время — «все мы родом из детства». Это тот период, когда закладываются повороты и изгибы будущей взрослой жизни, когда порой от одного слова или незначительного поступка зависит, по какому руслу потечёт «река судьбы»…
Итак, между детским увлечением кукольным миром и взрослым рукотворным созданием собственных кукольных миров прошло немало лет. В них было и высшее техническое образование, и замужество, и переезд из родного Питера в Даугавпилс, и рождение четверых детей, и мучительные поиски себя, попытки доказать, прежде всего себе самой, что я не только жена своего талантливого мужа, мама и домохозяйка, но и самостоятельная «творческая единица».
Я помню то ощущение, когда появилось непреодолимое желание сделать свою первую куклу, и я буквально потеряла покой и сон, обдумывая технические моменты этого нового для себя дела — ведь тогда я ничего не знала о таком явлении, как авторская кукла, которая в то время (это было 10 лет назад) уже давно существовала как самостоятельный вид прикладного искусства. А я поначалу изобретала свой «велосипед», ломая голову над тем, что уже придумано другими…
Конечно, вскоре я нашла много информации в интернете, стала совершенствоваться в технике, и с тех пор куклы стали моей неотъемлемой частью, моим способом самовыражения. Я поняла, что через них я могу реализовать живущее во мне сознание того, что я ещё не всё сказала и сделала в этой жизни. В то же время, я как будто снова вернулась в состояние и ощущения детства, только на новом этапе. Я вновь могу творить кукольный мир и погружаться в него, но этот мир сложнее и многообразнее, поскольку насыщен опытом прожитых лет, и тем ещё более ценен для меня.
У вас есть и художественное образование?
Хотя меня тянуло именно к творчеству, к сожалению, осознала я это довольно поздно, и художественного образования получить не довелось. Но мне нравилось рисовать портреты, отражать в своих работах неповторимость и самобытность каждого лица. Позже, когда я познакомилась с таким замечательным материалом, как полимерная глина, пришло понимание того, что лепка — это моё, что объём — именно то, чего мне всегда не хватало. Я наконец нашла способ создавать собственных кукол и наделять их теми чертами, которыми хотела!
Вы участвовали и в конкурсах?
За последние три года я участвовала в Международном Виртуальном конкурсе «Крылатые», где моя кукла «Ночная Бабочка» получила второе место, а также в конкурсе журнала «Кукольный мастер» — «Кукла года». Композиция «Кофейная Кантата» победила в номинациях «Кукла из запекаемых пластиков» и «Костюм для куклы».
Расскажите подробнее о том, как рождается ваша кукла.
Первый этап – это идея. Чья-то или моя собственная. Если кукла на заказ или это портретная кукла, задача упрощается. С другой же стороны, ограничена фантазия. Хотя сейчас работаю над портретной куклой Бориса Гребенщикова. Нелегко, потому что в интернете фотографии из разных периодов его жизни, нет единого образа. Но, надеюсь, что, ориентируясь на пожелания заказчицы, мне удастся сделать достойную работу.
Лепка головы – важный этап, но признаюсь честно, самый трудоёмкий и сложный процесс – создание костюма. Особенно, если кукла – исторический персонаж, литературный герой. Искусство куклы – это искусство деталей. Нужно, чтобы глазу было за что «зацепиться». Бисер, кружева, многослойность одежд, сложность причёсок, украшений и аксессуаров, роспись костюма – вот только малая часть того, что позволяет сделать облик маленькой фигурки неповторимым и запоминающимся. Кукла должна быть интересна со всех ракурсов.
Размер средней куклы – 40-50 сантиметров. Чтобы было удобно с точностью воссоздать черты лица, показать нюансы, передать сходство, идеальный размер головы – 6-7 сантиметров.
Чтобы куклы получались реалистичными и анатомически правильными, для создания их тел я использую проволочный каркас и войлочное валяние – шерсть, которую до почти твёрдого состояния отделывают специальной иглой. Такой способ позволяет фактически «лепить» те части фигуры, которые скрыты под одеждой, подобно тому, как открытые части лепятся из полимерной глины.
Работа над одной куклой занимает от двух недель до одного месяца, в зависимости от сложности работы. Как правило, я не работаю над несколькими куклами сразу. Мне важно пройти весь процесс от начала до конца. Трудно переключаться с одной работы на другую.
А как вы создаёте свою рабочую атмосферу? Музыка? Свечи?
Нет, музыка – не совсем моё, я не могу назвать себя меломаном. Как правило, на фон я ставлю аудиокнигу. Для меня важно ощущать, что время проходит не зря, ведь во время создания куклы заняты только руки. Я пробовала что-то смотреть параллельно работе, но это не слишком удобно. Очень люблю слушать книги Бориса Акунина. Этому автору, кстати, посвятила несколько работ, например, кукла «Ангелина».
Вы лично знакомы с писателем?
Можно сказать и так. В своё время он оказал мне помощь. Я захотела создать куклу на тему песни Вероники Долиной «А хочешь, я выучусь шить».
Девушка сидит на саквояже, в руках её гитара, струны которой она зашивает. Эту девушку сделала похожей на саму певицу. Кукла была на нескольких выставках, но хозяина так и не обрела. Тогда решила подарить её самой Веронике. Но я не знала, как с ней связаться. Мне было известно, что певица знакома с Борисом Акуниным, а он, в свою очередь, очень коммуникабельный и отвечает на все письма. Я написала ему с просьбой, и он не отказал – предоставил э-мейл Долиной. В благодарность я предложила и самому Акунину создать работу по его творчеству.
А как появилась композиция из четырёх кукол- персонажей, навеянная произведением И.С.Баха «Кофейная кантата»?
Меня пригласили участвовать в выставке в Германии. Я подумала, что нужно придумать что-то на немецкую тему. Сразу пришла мысль о Бахе. Стала думать — а как же изобразить музыку в куклах? Из глубин памяти выплыло название – «Кофейная кантата», которое мне сразу понравилось — приобщённостью к двум совершенно различным сторонам жизни — вроде Кантата, но вдруг — кофейная.
Название будоражило фантазию. Сюжет оказался довольно лёгким, игривым — юная барышня Лизхен обожает кофе, а её папенька почему-то запрещает его пить. Всегдашний конфликт отцов и детей. Старым ретроградам никогда не нравится то, чем увлекается молодежь, как она себя ведёт и чем живёт. Музыка прелестна, особенно ария Лизхен. В общем, история вполне «кукольная». Я решила, что барышне нужен кавалер — благородный юноша, который ради благосклонности очаровательной любительницы кофе согласен попробовать этот странный пахучий напиток.
Далее захотелось, чтобы картина стала более развернутой. Сочинилась служанка с подносом (небольшая пародия на «Шоколадницу» Лиотара, только постарше и с более пышными формами), а с ней и её маленький сынок-поваренок — смешной малыш с удивлённым личиком. Все фигуры связаны друг с другом определенным образом, но тяготеют к центральному персонажу — Лизхен, которая как бы погружена в себя и свои ощущения.
Кстати, к выставке я так и не успела, но Кантата хорошо «прозвучала» — победила в двух номинациях в конкурсе «Кукла года» и получила приз зрительских симпатий на фестивале в Даугавпилсе. Впоследствии я подарила её маме на юбилей.
Вы сама – тоже мама и с недавних пор — бабушка. И создаёте куклы дома. Следовательно, приобщение семьи к вашему делу неизбежно. Скажите, вам это мешает или стимулирует?
Если говорить о личном пространстве, к моменту начала увлечения куклами оно у меня появилось. Младшие дети – сад и школа, старшие уже покинули гнездо. Если не хватало времени днём, могла работать и по ночам. Сейчас в школе учится только самый младший, остальные уже совсем взрослые и самостоятельные.
Близкие люди, их мнение всегда важно. Мой муж Игорь – главный критик, ведь он не только музыкант и преподаватель, но и скрипичный мастер, то есть, имеет отношение и к искусству, и к кропотливому ручному труду.
Он перфекционист и очень внимателен ко всем мелочам. Когда он подходит и начинает рассматривать работу, у меня аж сердце замирает! Но его мнение и совет всегда помогают. Кроме того, у нас различается темперамент, и энергичный, скорый, в какой-то мере нетерпеливый нрав мужа стимулирует меня работать продуктивнее, интенсивнее.
А что из детства вы пронесёте через всю жизнь? Воспоминание или игрушка…
Я помню себя с раннего возраста. Первые картинки из прошлого возникают, когда мне было, наверное, около полутора лет. Я помню свою младенческую кроватку с верёвочной сеткой, помню, как выглядела комната в то время, и как выглядел мир с высоты моего детского роста… Но хочу рассказать ещё об одной большой любви маленького сердца. Это юный итальянский певец Робертино Лоретти. У нас была пара пластинок в конвертах с портретом красивого тёмноволосого мальчика. Даже в возрасте 3-4 лет это лицо не могло оставить меня равнодушной. А как он пел! Я была абсолютно пленена этим волшебным голосом и его пение могла слушать бесконечно… Пластинки были заезжены «до дыр».
Одну вещь я хотела бы сохранить, но, к сожалению, она давно потеряна. Это маленькая куколка-мальчик, ростом не более 7-8 см, но сделанный реалистично, в настоящей одёжке, с двигающимися ножками и ручками. Появился он у меня в том же возрасте увлечения Робертино и, естественно, был назван в его честь. Я с ним почти не расставалась, но, в конце концов, видимо, где-то оставила. Так мой маленький Робертино меня покинул, и это стало большим огорчением.
Но ещё одна любимая игрушка всё же дожила до сегодняшних дней. Большую и красивую немецкую куклу мне подарили на 7-летие. У неё были две косички, и она умела говорить «мама». Я её сразу же «удочерила» и назвала Машей. С ней тоже связано много теплых воспоминаний. Очень долго она терпеливо исполняла роль моего младенчика (хотя задумана была вполне себе подросшей барышней лет двух-трёх). Я одевала её в ползунки, распашонки и чепчики, заворачивала в пеленки, кормила с ложечки… В общем, натерпелась она… Зато я качественно отрепетировала свою будущую роль четырежды мамы. Что ни говори, а склонности и задатки ребёнка, и даже его будущую судьбу можно прочесть уже в ранние годы. Сейчас Маша уже в почтенном возрасте 50+, она несколько утратила былую привлекательность, и даже кое-что из «внутреннего содержания» — голосового механизма уже нет. Что ж, дети над ней хорошо поработали… Но выбросить её у меня не поднимется рука.
В Даугавпилсе вы с 90-го года. До этого жили в Петербурге. Разница огромная. Разные страны, люди, нравы. Скажите, какие главные различия вы когда-то отметили для себя и что любите в нашем городе?
В Даугавпилс я впервые приехала с автобусной экскурсией, в далёком 1980-м году. Контраст был большой, да. Самое первое, что я заметила, пусть это был и провинциальный город, меньше, чем Петербург, здесь больше ощущалась эта европейскость. Особенно это было заметно в те, глубоко советские, годы.
Решив связать свою жизнь с этим местом, я не могла бы сказать, что сразу почувствовала себя здесь легко и комфортно. Поначалу мне не хватало того пространства, в широком смысле, которое есть в Петербурге. Потом привыкла и полюбила этот маленький, тихий и уютный город. Здесь я обрела себя, здесь родились и выросли мои дети и прошла теперь уже большая часть моей жизни. Хотя для меня очень важна связь с родиной. У нас традиция – ездить в Питер, ведь там живут мои родители.
Меня привлекают душевность и открытость даугавпилчан. Менталитет петербуржцев, на мой взгляд, сформировался под влиянием более холодного климата и строгой классической архитектуры города, и во многом их напоминает. Жители Даугавпилса и Петербурга близки тем, что и те, и другие очень любят свой город, и у них есть огромное желание его улучшать. Даугавпилс преображается, и сейчас здесь вновь начинается движение. Верю, что оно возродится, как тогда, когда приехала сюда.
А какое место в нашем городе – самое любимое?
Я домосед, но, говоря о локациях, куда люблю выбираться, могу определённо назвать крепость. Для меня это самое интересное место в городе. Она мне нравится не только из-за центра Ротко и проходящих там мероприятий. Может показаться странным, но я люблю бродить по старым заброшенным кварталам, по пустынным улицам, вдоль домов, когда-то покинутых жителями…
При определённой доле воображения можно, наверное, почувствовать их присутствие и даже услышать голоса. Создается ощущение, будто время навечно застыло в этих каменных стенах.
Участие в конкурсах, двух фестивалях кукол. Каковы дальнейшие планы? Персональная выставка, новый конкурс?
Знаете, я не люблю конкурсы. Состояние ожидания результатов томительное, энергозатратное, очень нервное. А персональная выставка требует огромного количества времени и финансовых вложений, хотя, как план на будущее, вполне допустима. Любая выставка, а особенно персональная, требует длительной и серьёзной подготовки. Главное, чтобы было время воплотить идеи в жизнь. В планах у меня – создание нескольких образов для третьего фестиваля кукол в нашем Краеведческом музее, который состоится в июне. Уже известна тема экспозиции, но я не скажу, какая. Это секрет.
Тогда, пожалуйста, в преддверии праздников, будем рады услышать ваше пожелание жителям Даугавпилса и читателям «Чайки».
Как правило, принято желать другим того, чего желаешь и себе. Душевного мира, гармонии, ощущения полноты жизни. Чтобы не пропадала способность мечтать, желать, стремиться, развиваться. И Вселенная обязательно поможет!
[…] кукол. Одним из методов куклотерапии является создание куклы. Самодельные куклы детям эмоционально ближе и ярче […]