В латвийском прокате — экранизация знаменитого мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера “Кошки”. Чего ждать от нового голливудского мюзикла, и понравится ли он детям — читайте в нашем обзоре.
Кому смотреть: кто не успел в театр
Отвергнутая собственной хозяйкой молодая кошка по имени Виктория оказывается на лондонской помойке, где её моментально окружает стая говорящих антропоморфных котов. Как вскоре выясняется, на свалку она попала в очень удачный день — именно сегодня состоится знаменитый Кошачий бал, на котором предводительница племени Гуляющих кошек назовёт избранного сородича, достойного отправиться в Кошачий рай и переродиться в новой жизни. Перспектива высокого титула и реинкарнации привлекает кошек со всего света, в том числе и не самых добросовестных…
Часть зрительного зала на “Кошках” занимают дети. Так как знаменитый английский мюзикл в наших краях известен мало, кино про говорящих котиков многими расценивается, как современный среднестатистический мультфильм. Но, несмотря на ироничное настроение и яркие декорации, это совсем не похоже на привычные нам анимационные фильмы, отчего дети на киноверсии “Кошек” откровенно зевают.
Оригинальные “Кошки” — известнейший мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера по мотивам сборника детских стихов Томаса Стернза Элиота, поставленный более чем в 30 странах мира, за свою историю собравший более 70 миллионов зрителей и заработав при этом более 2 миллиардов долларов. Жемчужина музыкального театра. Сложилось ли у этой жемчужины с кино?
Первый шум вокруг кинематографической версии мюзикла Интернет-сообщество подняло уже после премьеры первого рекламного ролика — всех смутили странно и даже отталкивающе выглядящие кошки — со слишком антропоморфными телами и как-то уж совсем неумело приделанными человеческими лицами. А ведь кроме них героев в фильме больше нет! Учитывая, что “Кошки” — картина чистого «А» класса, то есть, по-голливудски дорогая и с голливудским же профессионализмом и трудолюбием сделанная, выглядело это весьма подозрительно. К сожалению, неудачная графика в итоге оказалось не единственным недостатком.
В течение первых же нескольких эпизодов фильма проступает вторая, куда более серьёзная проблема: “Кошки” чудовищно скучны. Театральные приёмы художественной выразительности — вещь, плохо переносимая на язык кино, а сделать драматургию экранной версии хоть сколько-нибудь соответствующей кинематографической манере повествования авторы совершенно не потрудились. В результате завязка фильма происходит не спустя 15-20 минут экранного времени, а В СЕРЕДИНЕ фильма, а вся интрига разрешается буквально через несколько очень непродолжительных эпизодов.
Кульминация же и другие структурные элементы истории остаются ненаполненными, чисто номинальными, и на восприимчивость и переживание зрителей, кажется, совершенно не нацелены.
Всё это отдаёт исключительной театральностью, неуместность которой на экране кинотеатров невозможно оправдать никакими “экспериментами”. Притом что мюзикл ни в коем случае нельзя называть исключительно театральным явлением — в кино он обосновался уже давно, собственным инструментарием, которым не могут похвастаться театральные аналоги, обзавёлся, а в золотом фонде мирового кино представителей этого жанра тоже немало.
В итоге обе проблемы для восприятия фильма оказываются настолько губительны, что всё, что по идее могло спасти ситуацию, становится бессильно — и безусловно талантливая музыка оригинального мюзикла с нотками ностальгических 80-х, и профессиональная хореография Энди Бланкенбуэлера, и даже занятые в фильме любимцы публики — Джуди Денч, Иен Маккелен, Джеймс Корден, Ребел Уилсон, Идрис Эльба и Тейлор Свифт. Даже Дженнифер Хадсон в роли побитой жизнью кошки Гризабеллы, проникновенно исполняющая знаменитую “Memory” — главную тему и самую популярную композицию мюзикла — как оказалось, старалась зря.
Не проливает света на причины провала мюзикла и перечень его создателей. Режиссёр Том Хупер известен оскароносным “Король говорит!”, недавней “трансгендерной” драмой “Девушка из Дании” и ещё одной экранизацией классического мюзикла “Отверженные” по одноимённому роману Виктора Гюго. Кстати, последний, при более скромном бюджете, оказался фильмом визуально куда более впечатляющим чем “Кошки”. Трудно представить, что костюмное кино с масштабными декорациями революционной Франции и целым ворохом знаменитых актёров оказалось дешевле довольно камерных по своей сути “Кошек”.
Кстати говоря, одним из исполнительных продюсеров последних значится Стивен Спилберг, чей недавний “Большой и добрый великан” — экранизация романа британца Роальда Даля — также был озабочен следованием литературному первоисточнику больше, чем собственным кинематографическим естеством. Впрочем, это, наверняка, не более чем простое совпадение.
“Кошки” в прокате недавно, но уже сейчас можно говорить о финансовом и художественном провале фильма — сборы мюзикла на критически низком уровне не только в США, но и по всему миру, а зрители и критики не оставляют от фильма камня на камне (на Rotten Tomatoes рейтинг свежести фильма — катастрофические 19%, зрительский балл — 54%, на IMDb дела и того хуже — рейтинг на основе 15 тысяч оценок составляет 2.7 балла!). Кроме того, стало известно, что вскоре после первых разгромных рецензий и отзывов публики, “Кошки” были отозваны студией, как претендент на ближайший “Оскар” (который обычно мюзиклам благоволит).
Несмотря на все старания авторов и впечатляющий бюджет (аналитики сходятся на примерной сумме в 95 миллионов долларов), “Кошкам” если и суждено остаться в истории кино, то исключительно как примеру катастрофического непрофессионализма его создателей: в отношении как бездарного переноса театрального произведения на язык кино, так и неудачной тактики в разработке компьютерных спецэффектов.
Кажется, авторы фильма упустили простую истину, проговорённую в собственной же работе: когда предводительница племени Гуляющих кошек со странным именем Старая Второзаконие обращается к зрителям, объясняя, что “Кошки — не собаки и требуют к себе особого отношения”, то же самое хочется передать и авторам неудавшегося фильма — кино не театр, и точно так же требует с собой особенного, внимательного обхождения.
Где смотреть: кинотеатр Silver Screen
Оценка: 2 из 5
Рецензии Андрея Тимофеева на другие фильмы вы можете почитать здесь.