«Украшение – это рассказ. Выбирая его, важно понимать, что оно для вас значит». Латвийские ювелиры поделились своими секретами

Ювелирные изделия Алисе Талберги. Фото из личного архива
Ювелирные изделия Алисе Талберги. Фото из личного архива

Продолжая ювелирную тему, «Чайка» поговорила с ювелирами, чьих работ мы не увидим в на выставке в Арт-центре Ротко, но они весьма интересны, их взгляды сильно отличаются друг от друга, но их объединяет одно – любовь к естеству, природе и, разумеется, своему делу. Итак, нашими собеседниками стали Карина Коцеева и Алисе Талберга.

Карина Коцеева, ювелир, дизайнер украшений KRYN jewellery 

Поддержи «Чайку»:

Вы всегда хотели заниматься украшениями?

Всегда знала, что хочу заниматься творческой работой, особенно, создавая что-то своими руками. Прошло определённое время, прежде чем я пришла к ювелирному искусству. После многих попыток с шитьём, созданием аксессуаров, работы стилиста, задумалась о том, что могла бы себя попробовать в изготовлении украшений. 

Прошла короткий курс изготовления украшений из пластика и акрила в университете Saint Martins (Лондон), и мне очень понравился процесс. Но материал – не моё, появилась мысль попробовать себя в ювелирном искусстве. Задумалась, где могла бы научиться этому, и пришла к выводу, что Флоренция (Италия) будет очень вдохновляющим местом обучения. Немного google research, выбрала учебное заведение и поехала набираться знаний и опыта.

Очень трудно было перейти ту границу между учёбой и началом реальной работы. Всегда казалось, что ещё что-то неизвестно, что нужно освоить ещё какую-то неизведанную технику. Но стартовым толчком для меня стал знакомый, потерявший своё обручальное кольцо и попросивший сделать ему новое, с каким-нибудь оригинальным дизайном. Я сразу согласилась, несмотря на бардак в своей голове и вопрос – с чего начать. Это был мой первый реальный заказ, и я поняла, что никогда не будет стопроцентного осознания «я всё знаю и только тогда могу работать». Нет, так не происходит. Век живи – век учись. 

Я до сих пор учусь, и в этом мне помогают и клиенты, и ювелирная школа, и литература, и другие художники. Могут возникнуть трудности в работе с заказчиком, а также во время изготовления изделия, но это всегда приятный вызов для меня. И сам творческий процесс мне нравится. Он как медитация, когда я полностью отдаюсь в данный момент, и ничто другое не волнует.

Какие материалы предпочитаете? 

Как бы банально не звучало, моя любимая тема – это природа с её неидеальной красотой, а потому очень люблю органичные формы и использовать необработанные драгоценные камни (алмазы, изумруды, рубины). Часто их использую в своих дизайнах. Говоря о металлах, нравится бронза, как в плане цвета, так и в плане её свойств. К сожалению, в Латвии этот металл недооценён.

Для кого вы создаёте украшения?

Для людей с выраженной индивидуальностью, ценящих и уважающих ручной труд мастера. Мне очень приятен факт, что возраст клиентов очень разный. Тут и школьники, которым родители дарят украшения, и сама взрослая, но очень стильная аудитория. 

Думаю, каждое украшение находит своего хозяина. Бывает, колечко лежит больше года, и вот, появляется человек, который влюбляется в него. Но я делаю и на заказ, особенно, помолвочные и обручальные кольца. В данном случае определённо стараюсь поближе познакомиться с клиентом, понять его характер, образ жизни. Всегда переживаю, чтобы людям было удобно носить украшение и не возникало желания поскорее снять его и положить на полку. Нужно принимать во внимание, нравятся человеку минималистичные украшения или он предпочитает носить что-то массивное. Есть люди, которые не носят несколько металлов сразу – только золото или только серебро. 

А сами носите украшения?

Я на сто процентов «сапожник без сапог». В повседневной жизни никакие украшения не ношу, иногда надеваю на мероприятия, на выход. Это либо собственные украшения, либо работы друзей (других художников).

Страница Карины на фейсбуке

Алисе Талберга, дизайнер украшений, ювелир

Вы всегда хотели заниматься изготовлением украшений?

Украшения всегда казались мне интригующими, однако поначалу заниматься этим я не планировала. Скорее, это совпадение и закономерное объединение интересов, в результате которых начала учёбу в Латвийской академии искусств на отделении Дизайна по металлу. До этого училась в рижской средней школе Дизайна и искусства, и считаю это важнейшим этапом в своей жизни. Это среда, в которой царили высокие стандарты, где требовалась точность выполнения любых задач и серьёзное отношение к работе в культурной среде. 

Сначала я думала изучать живопись, но какое-то интуитивное рвение привело к тому, что готовила макет стула для дипломной работы. Мне настолько понравилось то, как много можно вложить в маленькую вещицу, хотя и немного смущало. Так зародилась мысль о создании украшений и обработке металла как таковой. Это очень привлекательно, трансформировать материал, противостоять его основным особенностям. Преобразовывать тяжелый, твёрдый, мужественный материал в утончённый, женственный объект.

Расскажите о материалах, с которыми любите работать.

Серебро и золото —  основная база моих работ. Иногда добавляю драгоценные и полудрагоценные камни. Но это более редкий случай.

Что вас вдохновляет?

Думаю, никогда не перестану восхищаться искусством Древнего Египта, в моём представлении эта культура является репрезентацией вершины эстетики и мастерства в любой сфере. Из современных источников вдохновения могу упомянуть таких художников как  Alexander Calder, René Lalique, Ana Mendieta, Sif Itona Westerberg, Ariele Alasko, Karl Frisch, Benedikt Fischer, Helen Britton, David Bielander.

Я верю в особенности, которые общие у всех вещей. Например, две бесконечности, встречающиеся в природе – величина и малость. В своей работе я стараюсь отразить эту особенность. Меня интересует подводный мир и мотивы, которые потенциально могут «разрастись» до масштаба бесконечности, но также сохранить важную информацию при небольшой величине.

Я хоть и не из Даугавпилса, но выросла в Скривери, где рядом протекает Даугава, и как-то в течение жизни эта река стала для меня очень важна. Она вдохновляет меня.  

По правде говоря, всё, что могу назвать источником вдохновения, основано на интуиции. Часто я чувствую, что меня влечёт к определённым форам, мотивам, и стараюсь их развернуть, а также найти сходство, провести параллели между этими мотивами и тем, что происходит у меня в жизни. Хрупкость и ранимость меня очень интересуют и привлекают, ведь это не совсем слабости, как принято считать. Все красивейшие вещи в мире – очень хрупкие и легко уничтожимые.

Для кого ваши изделия?

Прежде всего – для себя самой, но, по правде, конечно, они служат другим. Всё, что создаю, сначала планирую для себя, думаю, что бы хотела носить сама, рассуждаю, насколько идея занимает мой разум. Но когда украшение закончено, это желание придержать его себе моментально пропадает. Восторг от завершённой работы не длится долго, и появляется желание двигаться дальше, начинать что-то новое. Меня радует видеть счастливых обладателей новых украшений, и это ощущение длится дольше удовлетворения от проделанной работы. Поэтому я долго не держу свои работы и двигаюсь дальше.

Парадоксально, но, если я думаю, что делаю украшение для себя, я освобождаюсь от давления, от желания впечатлить кого-то своим творением. Если этого давления нет, процесс создания становится гораздо свободнее и более творческим. Я наслаждаюсь каждым действием, приближающим меня к результату. Редко принимаю заказы именно по этой причине.

Какие сложности в вашей работе?

Большие расходы, ведь это дорогая профессия. Особенно инструменты. Всегда чего-то не хватает для более ловкой работы, и это постоянная инвестиция. Наличие нужных инструментов влияет на возможность быть мобильной. Трудно работать вне мастерской.

А за что любите свою работу?

Медитативный аспект. Ручная работа полна монотонных, повторяющихся движений, которые часто приводят к своего рода ощущению транса. Часто, пребывая в этой концентрации, я забываю, сколько времени, где я нахожусь. Это интересно – руки сами всё делают и кажется, меня самой там вроде бы и нет. А по завершению – будто «включение» после гипноза. 

Что бы вы посоветовали тем, кто ищет своё украшение?

Украшение — это объект, ценность которого чаще всего определяют сентиментальные аспекты, поэтому, выбирая украшение, важно понимать, что оно для вас значит. Рвения или напоминание? Украшение – это рассказ, и если оно что-то репрезентует, то это гарантия его долговечности, актуальности. Оно принимает ценность, и его хочется передавать из поколения в поколение.

Моё пожелание, обязательно обращать внимание на материал и качество выполнения. А также на отношение к работе. Ручная работа – ей уделено огромное внимание и любовь автора к своему делу. Я призываю стремиться к качеству, а не количеству.  

В Даугавпилсе бываете?

Вынуждена признать, у вас я ещё не была. Хотела посетить город ещё с тех пор, как начал свою работу центр Ротко, но как-то не получалось. Быть может, это интервью мотивирует меня наконец-то совершить поездку, когда прилечу в родную страну снова. Сейчас я живу в Вене. 

А ещё знаю, что Даугавпилс – очень зелёный город.

Желаю читателям как можно чаще бывать на природе, беречь её, ведь это источник вдохновения и здоровья! 

Страница Алисы на фейсбуке.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments