«Если одна ведущая группа угнетает другие, у общества нет будущего», — Диана Иелея, филолог и историк

Диана Иелея. Фото с личной страницы на фейсбуке
Диана Иелея. Фото с личной страницы на фейсбуке

Диана Иелея — филолог и историк, представитель неправительственной организации Access Lab. Диана проводила семинары для ЛГБТ молодёжи и курсы толерантности, успела пожить в Англии, Франции, Бельгии, а также занимается образованием в странах Азии. В Латвии она активно участвует в общественной жизни столицы и ведёт группу «Хочу поговорить о Риге». А с «Чайкой» Диана поговорила об актуальных проблемах общества.

О политике глазами иностранцев

Люди в разных странах относятся к политике по-разному. Во Франции активно обсуждают политические решения, инициативы партий, внимательно отслеживают, кто за кого голосовал, выполняют ли политики обещанное. 

Sekojiet mums
“Facebook”

В Англии — не менее активная гражданская позиция. Там люди очень внимательно относятся к собственному месту. У них есть надзор своего района (Neighbourhood watch), когда группа из 4-5 человек — «милых сурикатов» — следят за порядком. Это меня впечатлило. У нас в Латвии принцип — «я — маленький человек и ни на что не повлияю, моя хата с краю», что тоже связано с постсоветским мышлением. В Англии наоборот — «я — гражданин, я способен менять своё государство».

Ирландия так же. Это единственная страна, принявшая закон об однополых браках на референдуме. Но голосовать можно было только на территории страны. Стоит вспомнить аэропорты в тот день — люди летели специально, чтобы проголосовать.

Об однополых браках и сожительстве

С Марией Голубевой мы вместе с 1993 года. Поженились в Бельгии в 2013 году, но не можем оформить гражданское партнёрство в Латвии. Здесь на бумаге мы друг другу никто.

То, что в Латвии всё можно уладить у юриста — абсолютная неправда. Начиная с вопросов собственности, которой вы не можете владеть, кредита в банке, который можно оформить только на одного. Если это наследство — выплаты компенсаций очень большие. Часть вещей постоянно надо переписывать. Не говоря о сложностях вопроса родительства.

Во Франции нам давали и кредит на двоих, и в случае смерти одного, страховка покрывала часть кредита, а второй партнёр становился полным наследником этой собственности.

Чтобы расписаться в другой стране Европейского союза, тебе нужна справка из страны, гражданином которой являешься. В нашем случае — из посольства Латвии. Ты берёшь справку, что не женат, и можешь расписаться, например, в Дании. Но по факту, я могу перемещаться из страны в страну и расписаться ещё пару раз с другими людьми, ведь моя страна будет всегда выдавать справку о том, что я не состою в браке.

Интересно, что Бельгия с её католической культурой и монархией сразу приняла закон об однополых браках. В Латвии общество не готово к такому радикальному шагу. Людей раздражает словосочетание «однополый брак». Но нас больше интересует в данном случае момент правовой защиты и медицины.

Одна из партий подавала не петицию о союзах однополых семей, а целый законопроект о регуляции сожительства, относящийся и к гетеросексуальным парам. Кстати, в Германии и Франции есть такие — другие варианты узаконивания отношений.

О прайдах

Шествие — это финал прайда. Но ведь происходят и другие мероприятия — концерты, семинары. В Латвии я лично вижу позитивный прогресс. Помню один из первых прайдов — нас забрасывали фекалиями, прямо рядом с Англиканской церковью. А в другой год нас выводили чёрными ходами из гостиницы «Латвия», потому что внизу столпились радикально настроенные граждане. Благо, полиция всегда обеспечивала нам безопасность.

Когда для шествия перегородили улицу Бривибас — поняла, что это новый этап развития. Люди уже не столь агрессивны. Гомосексуальность — не особая принадлежность. Но пока есть острая проблема в правовой сфере, такие мероприятия нужны. Вспомните движения феминисток — принцип очень схож.

О молодёжи и работе

За 30 лет население Латвии снизилось больше, чем на треть. Причины демографии сводят к экономике — малому пособию. При этом говорят, что женщина должна рожать. Чем больше, тем лучше. Но родить — это одно дело. Есть другая проблема — мы не в состоянии удержать своих людей.

Почему никто не говорит о судьбе студентов, выпускников школ — тех, кто мог бы стать рабочим ресурсом? У нашей молодежи есть шансы быть с работой и получать достойную зарплату. 

В IT сфере — это около 600 евро в начале карьеры и, проявив себя, можно вырасти профессионально и получать 1-3 тысячи. Также актуальна работа в строительстве и ручной труд (сантехники, механики). Ещё в Латвии много филиалов скандинавских фирм и предприятий. Освоить шведский, чтобы работать в такой фирме, не трудно, если владеете базовым английским.

Если человек молодой, при руках, ногах и голове — его ничего не останавливает приобрести все необходимые компетенции. Дело не в экономике, дело в других аспектах, которые нас делают несчастными. 

Индекс счастья (Happiness Index) состоит не только из материального аспекта. Он показывает, насколько тебе морально комфортно жить в этой стране. Наше общество гомогенно. И стремится находить конфликты внутри себя. Самоутверждение за счёт унижения другого по определённому признаку. Хотя у нас всё в более мирной форме, но это — зародыши нацизма. В нашей стране много несчастных людей, которые либо хотят уехать, либо жить и не высовываться.

О животных

Отношение к животным — ещё один показатель развития общества. У нас по закону животное в питомнике держат 2 недели. На 15 день его уже можно убивать. Ulubele — один из гуманнейших питомников. Там животных держат до последнего. Но и существовать такому месту очень трудно. Не всегда могу их посетить, но регулярно вношу пожертвования. У нас самих 2 кота — Пыра и Кантик, в латышском варианте — Purvītis un Dadzītis. 

О неправительственных организациях

С неправительственными организациями я сотрудничаю с 1999 года. Финансово таким организациям в Латвии очень плохо. Финансирование в 20 — 30 тысяч евро — это одноразовая сумма для конкретных проектов. Эти средства не включают в себя зарплаты сотрудников, выплаты содержания офисов и тому подобное. В этом плане стоит отдать должное Илуте Лаце — основательнице организации «Марта». Они успешно занимаются социальными и юридическими вопросами, выступают за права женщин, разрабатывают программы против насилия среди молодёжи.

У нас принцип общества — неправительственные организации подметают за правительством. Это неправильно. Неправительственные организации должны быть не позади поезда, а задавать вектор движения общества. А у нас они собирают пожертвования, потому что государство не помогает инвалидам и пенсионерам.

О беженцах

Мы можем говорить о гуманном отношении к детям, старикам и животным. А вот говорить об отношении ко взрослым и не таким — это тема, на которую мы не любим говорить. А ведь сила ценностей не в их непоколебимости. Ценности, прежде всего, должны быть гуманными и направленными на развитие общества.

В Риге беженцам трудно. Здесь нужно как минимум три языка — латышский, русский и английский. Согласитесь, освоить язык за два месяца невозможно. А на нашу «минималку» можно выжить, если вы держитесь кланом, у вас уже есть дом и какие-то накопления. Продержаться беженцам здесь нереально. И наше общество тайно этому радуется — и директивы, вроде бы, выполнены, а беженцы сами уезжают.

О толерантности в играх и Гарри Поттере

Я сама довольно долго играла в ролевые игры. И часто ездила в Россию. За девять лет в этой компании я наслаждалась тем, что людей не волнует — откуда ты, кем работаешь, сколько получаешь, с кем спишь. Их интересует лишь твоя готовность погрузиться в игровой процесс. Всех нас сближала эта возможность и общая цель, мы не искали того, что нас разделяет.

Наша организация Access Lab занимается неформальным образованием. В 2015 году мы проводили курс на тему толерантности. Это был курс для школьников на базе произведения Дж. Роулинг «Гарри Поттер». На примере героев — Гарри (полукровка), Рона (чистокровка) и Гермионы (простолюдинка, маглорождённая) мы со школьниками разбирали, что будет, если представители разных категорий берут верх — репрессии чистокровок, непринятие полукровки Гарри. Игру проводили в Яхорине (Босния и Герцеговина). И, без упоминания таких конкретных признаков, как национальность, ориентация, раса, мы с ребятами пришли к выводу, что только принципы гуманного отношения спасут нас. Если одна ведущая группа угнетает другие, у общества нет будущего.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments