Александра — мама очень активного 15-летнего подростка, чей переходный возраст проявляется во всей красе. Парень стремится быстрее стать взрослым и попробовать, что можно и что нельзя. Любопытство привело его к алкоголю, снюсу и сигаретам. Мама тинейджера, конечно, беспокоится, но сильно не наказывает, а старается всё с ним проговорить и объяснить. В интервью «Чайке» Александра поделилась своими мыслями по поводу переходного возраста, о том, как она ставит себя на место сына и как поддерживает в его начинаниях. У Александры есть и старшая дочь, которой 24 года.
Насколько близки ваши отношения с младшим ребёнком?
Мне кажется, что сейчас мы отдаляемся друг от друга. Наверное, это связано с переходным возрастом – периодом, когда для родителей в жизни детей остаётся меньше места. Но мы, конечно, поддерживаем контакт, беседуем на разные темы, и я стараюсь быть в курсе всех событий, которые происходят с сыном.
А когда вы поняли, что у ребёнка наступил переходный возраст?
Пару лет назад. Сын вообще у меня такой ранний ребенок – по развитию, интересам, по стремлению стать взрослым и попробовать, что можно и что нельзя.
Что именно он пробует?
Например, в позапрошлом году позвонил школьный социальный педагог и попросил меня приехать в школу. Оказалось, мой сын вместе с другими ребятами попробовал снюс. А я в тот день узнала это новое для себя слово. Конечно, было неприятно, но я понимаю, что детям хочется в этом возрасте всё попробовать.
Потом произошёл такой случай: одному мальчику от этого снюса прямо в школе стало плохо и пришлось вызвать скорую. Моего сына эта история очень напугала, он со мной её обсуждал, и я надеюсь, что для него это был урок.
Потом началась тема электронных сигарет. Сын как-то спросил меня о том, могу ли я дать ему официальное разрешение на использование электронных сигарет. Я была в шоке, стала с сыном разговаривать, а он мне объяснил, что взрослеет и хочет проявлять и показывать это. И добавил: «Ты же не хочешь, чтобы я курил обычные сигареты и употреблял снюс». Он даже прислал мне разные видео, где люди делятся своим опытом, показывают рентгены своих лёгких и говорят о том, что вред электронных сигарет – это фейк.
Я же, в свою очередь, объяснила, что сама думаю по этому поводу, и что мое материнское сердце говорит о том, что это вредно. К сожалению, я не уверена, что он не курит электронные сигареты, потому что проверить это невозможно – от них нет запаха.
Вашей дочери уже 24. Её подростковый возраст тоже был сложным?
Со старшей было по-другому, всё как-то легче шло. Она девочка тоже очень активная, но всегда готова принять помощь, спросить совета и следовать ему. А младший всё хочет сам и за советами особо не обращается. Говорит: «Как я буду знать, что это плохо, если сам не попробую?».
И с алкоголем уже опыт был. Заработал медаль на соревнованиях, потом пошёл в гости к ребятам и там они попробовали алкоголь. После чего ему было плохо, и он «отмёл» такое сомнительное удовольствие, сказав, что не понимает, как это можно употреблять.
Вспоминаете ли вы свой подростковый возраст, ставите ли себя на место сына, чтобы лучше его понять?
Да, я именно это и стараюсь делать. Помню себя в таком возрасте. Если моя мама проявляла категоричность, запрещала что-то, то хотелось сделать назло, по-своему. Поэтому я стараюсь не давить, а разговаривать, объяснять.
Как вы реагируете на проступки сына?
Конечно, бывает не сдерживаюсь, высказываюсь на повышенных тонах. Также показываю сыну свое отношение к его поведению, объясняю, что мне в его поступках не нравится, могу какое-то непродолжительное время не разговаривать. А он меня очень хорошо чувствует и как раз тогда, когда я перестаю злиться, подходит и говорит: «Ну, мам, может хватит?».
Бывают ли такие ситуации, когда вы сомневаетесь в правильности своих решений в отношении ребенка?
Иногда у меня бывает ступор, я не знаю как поступить. Например, он у меня спрашивает разрешение на что-то, а я сомневаюсь, не могу ответить утвердительно. Говорю, что на данном этапе не разрешаю, а сын тогда пытается привести доводы, рассказать о плюсах и убедить меня ответить «да».
Вы с ним друзья?
Сейчас отдалились. Сын не подпускает меня слишком близко к своим личным делам, не рассказывает, например, о своих приятелях. Многих я, конечно, знаю давно, но некоторые появились недавно и вот про них не удаётся расспросить. А хочется быть в курсе того, с кем он общается и что с ним происходит, чтобы как-то держать под контролем.
Вы вместе проводите свободное время?
Это раньше можно было что-то совместное организовать, куда-то поехать. Сейчас сыну больше нравится проводить время с друзьями. Но недавно у него был день рождения, и дочка пригласила нас к себе в Ригу. Мы поехали, и все вместе очень классно провели время. Дочь мне помогает поддерживать дружеские отношения с сыном. Она – соединяющее нас звено. Очень часто может донести до брата то, что я не могу ему объяснить или, наоборот, разъяснить мне то, чего я не понимаю.
Как вы считаете, для чего человеку дан переходный возраст?
Для созревания, для того, чтобы получить свой личный жизненный опыт, испытать разные чувства, ситуации и в результате повзрослеть.
Какой вы видите свою роль в этот момент?
Помогать, интересоваться и во всём поддерживать. Например, пару лет назад ребёнок очень хотел шить и мечтал создать свою марку одежды. Я тогда сказала: «Окей!». Мы пошли, купили машинку, иголки, он пошил какое-то время, а потом понял, что это не его. Также занимался рисованием, участвовал в конкурсах, занимался футболом. Я не волнуюсь, когда сын пробует какое-то новое занятие, потом перестаёт и увлекается чем-то другим. Я одобряю все его начинания, хочу, чтобы он в итоге понял, что именно ему нравится.
Больше на эу тему читайте и смотрите в нашем проекте о подростках и их родителях.