Даугавпилчане, хоккеисты братья Лещёвы, одновременно в одной команде никогда не играли. Виталий, Владислав, Имант и Марис вместе на лёд выходили только на тренировках. Из этой четвёрки только Виталий прекратил играть, остальные по-прежнему в игре. Имант сейчас играет в Польше, а Влад с Марисом во Франции. О том, как складывается сезон братья рассказали «Чайке» в нашей рубрике об успешных молодых людяхиз Латгалии.
О Франции
Магнус-лига — это высший дивизион чемпионата Франции, ниже по рангу лиги D1 и D2. Владислав (1993 г. р.) играет за клуб «Руан» из D2 с 2014 года. До этого выступал в юниорской лиге Швейцарии.
«В Швейцарии играл с французом, который сейчас является менеджером и президентом клуба «Руан». После его отъезда, я ещё два года в провёл в Швейцарии, а когда вышел из юниорского возраста, он меня позвал во Францию. Когда приехал, в первый год, восторга не было, но решил ещё год поиграть. Мне дали лучшие условия, постепенно втянулся, появились друзья, сейчас не хочу уезжать».
«Руан» в лиге последние два года борется за победу в чемпионате. Цель — выход в D1. В прошлом сезоне команда добралась до полуфинала, была близка к финалу, но из-за пандемии всё остановилось.
Марис (1996 г. р.) начал сезон в «Динабурге», сыграл три матча, а затем уехал в «Клермон» — лига D1.
«Появилось предложение с лучшими условиями, я и поехал, так как искал варианты за границей. «Клермонт» — одна из слабых команд, речь не идёт о высоких местах».
В лигах D1 и D2 в регулярном чемпионате было затишье. Владислав надеется, что хотя бы получится доиграть кубок, так как надежды, что регулярный чемпионат возобновят, мало.
«Официально ещё не объявили, но ходят разговоры, что чемпионата не будет. Сейчас всё воспринимаю спокойно. Вначале сложно было — тренировки каждый день, а к чему готовимся — неясно. Но, скорее всего, сезон можно вычёркивать, как и прошлый, когда почти то же самое было, только во второй половине сезона».
Марис за «Клермон» сыграл один матч, затем — вынужденная пауза.
«Конечно, ситуация — не очень. На первой игре только вкатываешься, привыкаешь. С осени и до февраля только тренировки два раза в день. Постоянно ждали, когда объявят, что можем играть. Сначала называли одни даты, потом переносили».
Чемпионат D1 возобновился на этой неделе.
О Польше
Иманту (1994 г. р.), в отличие от братьев, повезло больше. Чемпионат Польши не останавливался. Игры проходят каждую неделю. У Иманта из всех братьев самый богатый легионерский опыт — Италия, Румыния, Франция, Россия, а теперь Польша.
«В Польшу поехал, так как знал, что здесь точно будут игры, без отмен. Кроме этого, вариантов в межсезонье было немного. Несколько лет назад ездил в Польшу на просмотр в одну из команд, и за это время многое изменилось в лучшую сторону. Уровень заметно поднялся, зарплаты тоже. Многие из КХЛ приезжают доигрывать сюда».
Команда Иманта — «Заглембе». Это — один из аутсайдеров чемпионата. Шансов на плей-офф нет, команда думает о следующем сезоне. Этот доигрывается.
«Больше местных поляков подключают, дают им играть. Все смирились. В чемпионате осталось сыграть несколько матчей».
О языковых барьерах
У Иманта тренировки проходят на польском языке. Но ситуацию облегчает то, что практически все легионеры — русскоязычные.
«У нас в команде семь россиян, один белорус и, кроме меня, ещё один игрок из Латвии. Но, всё равно, рабочий язык — польский. Тренер только на польском говорит. Уже немного освоился, что-то понимаю, но много плохих слов говорят. Их хорошо понимаю. Но ничего, постепенно адаптируюсь, так как в тех же магазинах иногда надо что-то спросить».
Для Владислава сейчас французский, практически, как второй язык. Признаётся, что английский уже не так знает, как французский.
«Когда приехал, было тяжело. На английском здесь принципиально не говорят, но привыкал, учил язык, пытался говорить на французском. Я, наверно, только пару лет назад понял, что могу относительно свободно общаться на французском и понимать, что мне говорят».
Влад рассказывает, что в «Руане» из легионеров были канадцы, но все они из Квебека — это франкоговорящая часть страны. «Первые четыре года было очень тяжело, пока вникал не только в язык, но и в местный менталитет. Приходилось и через google translate объясняться».
Приятным сюрпризом для Влада стало появление во Франции младшего брата. Тем более, по местным меркам живут братья рядом — расстояние между ними 120 километров. На поезде занимает чуть больше часа. Когда не было игр и тренировок, Марис практически каждые выходные ездил к брату.
Влад отмечает, что в хоккейном плане Руан и Клермон — заклятые враги, хотя играют в разных дивизионах. «Но я очень обрадовался, когда Марис приехал. За семь лет тут ни одного русского или латыша не было».
В языковом плане Марису повезло. Тренер команды — из Словакии, и при национальном раскладе — два словака, четыре канадца и два латвийца, а остальные — воспитанники французского хоккея, общение проходит на английском.
«Но, всё равно, вначале было тяжело. Потом появился ещё один парень из Латвии, мы с ним в «Динабурге» в прошлом сезоне играли (Нормунд Вибанс). Стало как-то полегче».
О жилье и местном быте
В клубах, где играют братья, им предоставляют квартиры. Влад последние четыре года живёт один, а первые сезоны делил жилплощадь с другими игроками.
Марис признаёт, что команда приняла хорошо. Вначале они жили втроём, сейчас вдвоём с игроком из Канады.
Имант живёт вместе с белорусом, с которым раньше играли в «Елгаве». Ритм жизни не разнообразен: ледовый — квартира. «Сосновец, где базируется клуб — город, где одни дома, магазины, ледовый и всё. Мы находимся на окраине Катовице, там красиво, доехать можно за 10-15 минут, но так как всё закрыто, в основном дома сидим».
Питание организовано на базе, но Имант с напарником по команде выбирается туда редко.
«На базу можно приехать и покушать, но нам неудобно. Живём в одном конце города, а база в другом. Как-то раз приехали, но еда не очень понравилась. Поэтому проще самим приготовить. Тем более, продукты дешёвые».
Владислав, несмотря на своё многолетнее проживание во Франции, скучает по латвийской кухне: «Французская кухня интересная, что-то можно попробовать, но я уже давно готовлю сам».
У Мариса нареканий к меню нет, но очень скучает по супам: «Тут супов нет, в основном — это салаты и паста. Мне этого не хватает. Часто готовим сами».
Собраться всем вместе в Даугавпилсе получается раз в году. Обычно в июне, в конце сезона, братья приезжают домой, в Латвию.
[…] осталось сыграть два тура, если «Заглембе» Иманта Лещёва уже не светит плей-офф, то «Ястшембе» с Эриком […]