«Моя мечта – памятник Павлу Мельникову», — Юрий Чертов, автор книги о русских Даугавпилса

Юрий Чертов. Фото: Елена Иванцова
Юрий Чертов. Фото: Елена Иванцова

Юрий Чертов всегда интересовался историей родного Даугавпилса. Он помнит город с середины 40-х годов, когда он восстанавливался из руин. Прожив здесь всю жизнь, Юрий Александрович в начале этого года осуществил давнюю мечту – издал книгу «Известные русские в истории Даугавпилса». «Чайке» он рассказал, как создавался сборник, об удивительных фактах своей биографии и ещё об одном заветном желании.

Военное детство 

Я родился за четыре года до начала войны. И все четыре военных года семья жила здесь, в Даугавпилсе. Всю свою сознательную жизнь я прожил здесь, и конкретно — в центре. Всё тут исхожено босиком. Хорошо помню город с 40-х годов, как тут всё было разрушено, как восстанавливалось. Жили мы бедно, я помню, что брюки впервые надел лет в 12, до этого всё в шортиках бегал. Я в 7 лет уже писал и читал, мама научила, она работала учительницей начальных классов. И меня сразу взяли во второй класс, я был самым младшим, потому что много детей были уже старше, они не учились во время войны. 

Поддержи «Чайку»:

Трижды на одних и тех же похоронах

Одно из ярких воспоминаний детства – похороны военных, которые сейчас покоятся в парке Дубровина. Это было в августе 1944 года. Мы с мамой и папой жили на ул. Театральной, 38, сейчас этого дома, конечно, уже нет. Хоронили сначала четверых, их первое место упокоения было не в парке, а недалеко, на углу улиц Рижской и Музеяс. Потом к четверым добавляли ещё могилы. Было деревянное ограждение, пирамидки со звёздами. Потом установили склонённое знамя. Всё это стояло до брежневских времен, когда партийные деятели задумали сделать мемориал в Дубровинке. А на его месте тогда в парке стояла такая «ракушка» — сцена с крышей, скамейки вокруг. И назывался тогда он Парк культуры и отдыха ленинского комсомола. 

Однажды «ракушка» загорелась, но пожарные, которые вроде рядом, не успели вовремя потушить. Поставили стелы, я работал в монтажной организации и монтировал их. Я был против, чтобы перезахоранивать останки, зачем их тревожить. Власти объявили, что останки перенесены, зажгли вечный огонь. Так я присутствовал на этих похоронах второй раз.

В конце 80-х или начале 90-х годов по ул. Музея стали прокладывать канализацию и наткнулись на гробы. Была большая полемика, думали, что делать, а когда останки идентифицировали, то выяснилось, что это те, кого похоронили в 1944 году… То есть, во времена Брежнева останки в Дубровинку не переносили! Обманули весь город. Теперь же были идеи или сносить мемориал, или, наконец, похоронить военных там, где это и предполагалось сделать. Мэром города был уже Алексей Видавский, и вот между стелами и огнем выкопали могилы, пригласили священников… Так я побывал на одних и тех же похоронах три раза.

Болит душа

Я технарь, не филолог. Школу окончил в 1955 году. Решил, как и многие одноклассники, поступать в военное училище, но меня не приняли, потому, что я жил в оккупации. В армию было рановато, и я пошёл в железнодорожный техникум, стал техником-механиком паровозного хозяйства. Ещё успел на паровозах покататься, мы были последними паровозниками в техникуме, а не тепловозниками. 

Работал на локомотиворемонтном заводе, ремонтировал паровозы. Потом стали строить завод химволокна, я тоже строил, работал в монтажном управлении практически до выхода на пенсию, почти 40 лет. Мы монтировали промышленные железобетонные конструкции, провели первые газовые трассы по Даугавпилсу. Сейчас душа болит, я там не хожу, не езжу. Что должно быть на душе, если газопровод, который ты буквально языком вылизывал, потом пилят и распродают на металлолом?

«Виноваты» евреи

Я всегда интересовался историей. У меня много фотографий, я их рассортировал по папкам «Динабург», «Двинск» и «Даугавпилс». Есть много статей про город. Собрал историю своего рода, генеалогическое древо. А ещё я увлечен нумизматикой — собрал евромонеты всех стран Евросоюза, и моделированием.

Несколько лет назад еврейская община организовала выставку «100 знаменитых евреев Даугавпилса». Среди этой сотни было много моих знакомых, например, мой одноклассник Борис Волкович, преподаватель Даугавпилсского института, потом университета. Даугавпилс, действительно, в своё время был еврейским городом, это всем известно.

Ротко по соседству

Я изучал первую российскую перепись населения по Даугавпилсу и наткнулся в ней на Роткевичей, родителей Марка Ротко. А дом, в котором они жили, принадлежал моим бабушке с дедушкой. Конечно, скульптура на берегу Даугавы, посвященная Ротко, никакого отношения к дому его семьи не имеет. Дом находился на ул. Шоссейной, это место, где сейчас заправка Viada на уице Добелес. Три деревянных дома тут стояло, в одном жили бабушка с дедушкой, а другие два сдавались евреям. Моя бабушка достаточно хорошо знала иврит. Правильно говорить именно «Роткевич», а не «Роткович».

Список можно продолжать

Но не одними евреями славен Даугавпилс, надо и о других рассказать, решил я. Стал понемногу собирать фамилии, составлять свой список. Чтобы найти финансирование для издания, начал ходить по разным инстанциям, чиновникам, обществам, много чего слышал, видел… Подробности опустим. За это время собрал черновой вариант, типа презентации. Пока материал набирался, многие здравствующие на тот момент даугавпилчане, к сожалению, уже умерли. Многих я, конечно, знал лично.

Героями книги стали люди, деятельность и решения которых оставили несомненный след в истории и развитии Даугавпилса. Конечно, сложно было ограничиться только сотней. Есть в книге и цари, и учёные, и актёры, наши известные поэты, писатели, художники, общественные деятели, священнослужители и многие другие. Временной период от 16-го века и до наших дней. Я обнаружил много интересных фактов, ранее мне неизвестных, узнал о многих личностях, связанных с нашим городом, многие из них забыты. 

В 2020 году решил обратиться к общественной организации «Центр русской культуры «Дом Каллистратова» за помощью в подготовке книги к печати. Галина Иванова взялась редактировать сборник, спасибо ей, Александру Богданову и коллегам за поддержку. Финансы общество получило в рамках программы самоуправления «Фонд поддержки общественных организаций». Планируется, что презентация книги пройдёт, когда это станет возможным. Вышло всего 100 экземпляров, книги будут в филиалах Латгальской центральной библиотеки. 

Нужен памятник Мельникову

Моя мечта – чтобы в Даугавпилсе поставили памятник Павлу Петровичу Мельникову, я этот проект пробиваю уже пять лет. У нас в городе уже почти две сотни лет есть уникальное сооружение, а нигде не указано, чья эта заслуга… В этом году Петербургско-Варшавской дороге исполняется 175 лет, а самой дамбе 180 лет!

Где и у кого я только не был… Писали коллективное письмо в думу от имени десятка городских общественных организаций, писали письмо послу России в Латвии Евгению Лукьянову и т. д. Я составил презентацию, выступил на заседании комиссии по городскому строительству и среде. Все согласились, обещали продвигать эту тему при строительстве променада в Крепости. Вроде надежда есть, и даже на памятник. Сейчас это немного затихло из-за коронавируса. Главный художник Даугавпилса Лига Чибле нарисовала проект, согласно которому около насосной станции «Шуньупе» (где мостик) появится такая памятная галерея со старыми фотографиями и, конечно, самим Мельниковым. Мельников же написал книгу по исследованию Западной Двины. Я вижу памятник ему где-то около железнодорожного моста — сидящим на камне и с блокнотом в руках.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments