Великий скрипач Кремер и его Kremerata отметили день рождения Вагнера в его рижском Доме

Гидон Кремер. Фото: Рижское общество Вагнера
Гидон Кремер. Фото: Рижское общество Вагнера

Старая Рига в эти дни пустынна и тиха. Что хотите — пандемия! Но тем временем, именно здесь, в самом сердце латвийской столицы, состоялось уникальное событие. 22 мая в зале Вагнера, который уже более двух веков стоит на улице, которая сейчас носит имя великого немецкого композитора, отметили его 208-летие — живым концертом с участием знаменитого уроженца Риги Гидона Кремера.

О доме Вагнера

После реконструкции зал будет носить название «Дом Вагнера». Именно здесь в начале XIX века находился Немецкий городской театр (прообраз будущей, ещё не построенной к тому времени Латвийской Национальной оперы), в котором в 1837-39 годах капельмейстером работал ещё совсем молодой (ему было 24 года) Вагнер. Сперва жил в квартале от театра, на улице Калею, в достаточно скромной квартирке. Но затем к нему из Германии прибыла жена Монни, после чего семья сняла более просторную квартиру на углу улиц Бривибас и Дзирнаву. 

Читай нас в Telegram

О Вагнере в Риге

Этот дом не сохранился — на этом месте построено новое здание, но внутри, в подъезде установлен замечательный витраж с изображением композитора. Всего пара кварталов до театра, но, рассказывают, на место работы будущий классик всегда ездил на карете. А ещё остались рассказы, что свободное от работы время он любил проводить время в популярном клубе богемы «Иерусалим».

По легенде молодой Рихард убежал из Риги из-за того, что с него требовали кредиты латвийские купцы — Вагнер, как известно, любил жить на широкую ногу. Но это не совсем так. Кредиторы были, но только не латвийские, а немецкие из Кёнигсберга (ныне российский Калининград.Они разыскали музыканта в латвийской столице, откуда тот и убыл — на корабле. По пути на родину, и это – правда, он попал в шторм, во время которого он услышал от моряков легенду о «Летучем Голландце», что и стало толчком для создания впоследствии одноименной оперы. 

Не все знают, что в Риге осталась дирижёрская палочка Вагнера. Вернее, это лопаточка в виде согнутой ладони, которая хранится в Музее истории Риги и мореходства. Некоторые шутят — «залог для кёнигсберсгких кредиторов». Как рассказал «Чайке» скрипач Латвийской Национальной оперы Юрий Савкин, некоторое время назад руководитель оркестра барокко Collegium Musicum Riga Марис Купчс (в прошлом году стал офицером ордена Трёх звёзд) попросил музей дать эту палочку для одного концерта. Не дали — раритет хранят бережно. 

Шли годы, Рихард Вагнер стал признанным классиком мировой композиции, умер, но его оперы звучат до сих пор. И, кстати, даже после Второй мировой войны, когда в Советском Союзе музыка любимого бесноватым фюрером композитора не звучала, Латвийская опера была долгое время единственным театром СССР, в котором звучали оперы немецкого гения. 

О втором рождении зала

В XIX веке в доме Вагнера выступали Роберт Шуман и Клара Вик, великие Ференц Лист и Гектор Берлиоз. В XX веке он был концертным залом, здесь находилась музыкальная библиотека. Своё второе рождение зал получил в конце прошлого века, в девяностые годы и в начале нынешнего веков тут активно проходили концерты, и какие! Пела великая певица Ирина Архипова, дирижировал своим камерным польским оркестром выдающийся композитор Кшиштоф Пендерецкий, свой поэтический вечер проводила божественная Белла Ахмадулина. Выступал и ставший всемирно знаменитым камерный оркестр KREMERata Baltica, который из музыкантов трех стран Балтии создал Гидон Кремер. И здесь же находился и офис оркестра, здесь хранился полученный им престижный приз Grammy.

Увы, ещё двадцать лет назад было ясно, что зданию необходим капитальный ремонт. Но руки до него у государства не доходили — нужно было строить Латвийскую Национальную библиотеку, на повестке дня реконструкция Большой гильдии — резиденции Латвийского Национального симфонического оркестра, строительство большого концертного зала и т.д. Аварийное здание несколько лет назад закрыли. 

Необходим был некий «моторчик», чтобы проект реконструкции двинулся вперед. И он нашёлся — это Рижское общество Рихарда Вагнера, которое возглавил экс-премьер Латвии Марис Гайлис (пользуясь случаем, поздравляем его с наступающим семидесятилетием и с недавним присуждением ордена Командора Трёх звёзд).

Ежегодно 22 мая, в день рождения великого композитора, общество организовывало флэшмобы, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме восстановления исторического и культурного объекта. Например, от Домской площади до Дома Вагнера шествовали латвийские оперные певцы, исполняя по пути «Песню пилигримов» из «Тангейзера», на улице Вагнера звучала музыка великого немецкого композитора. Безусловно, самый «душераздирающий» флэшмоб состоялся в переходе у Рижского железнодорожного вокзала, когда там пел один из самых востребованных в мире исполнителей Вагнера, певец Эгил Силиньш, ныне директор Латвийской Национальной оперы.

Будущее стало ясным

В этом году всё было более торжественно. Потому что, по счастью, будущее рижского Дома Вагнера стало ясным. Как раз на минувшей неделе, в рамках визита президента Латвийской Республики Эгила Левитса, достигнута договоренность, что президент ФРГ Вальтер Штайнмайер вместе со своим латвийским коллегой станет патроном восстанавливаемого в Риге зала Вагнера. Третьим патроном проекта является бывший директор фестиваля в Байройте Эва Вагнере-Паскье, праправнучка Рихарда Вагнера. Так что источники финансирования — как минимум с трёх сторон. 

«Я так планирую, что Дом Вагнера мы восстановим в 2026 году, — сказал «Чайке» господин Гайлис. — Сейчас заканчивается проектирование, уже идут какие-то работы, но саму реконструкцию можно начать в 2023-м. Будет восстановлен архитектурный ансамбль общей площадью в 5 тысяч квадратных метров. То, что президент Германии стал патроном рижского Дома Вагнера — подтверждение международного значения этого проекта и ещё более тесно связывает старинные культурные связи европейского значения, особенно между Латвией и Германией». 

В целом, на восстановление необходимы 35 миллионов евро. Здесь будут концертный зал, а также выставочный зал и музей. Радует, что в декабре минувшего года парламент Германии одобрил софинансирование рижского проекта — 5,2 миллиона евро в течение шести лет.

О концерте

Концерт открылся демонстрацией старинных стен Дома Вагнера, которые во многих местах покрыты большими трещинами. С приветственными речами Марис Гайлис и посол ФРГ в Латвии Кристиан Хельдт (концерт приурочили также к столетию установлению дипломатических связей между Латвией и Германией), ставшие и зрителями концерта — наряду с архитектором проекта Зайгой Гайле и директором Kremerata Baltica Ингридой Земзаре. 

«Мы здесь уже поработали в апреле, — рассказал «Чайке» перед концертом сам Гидон Маркусович. — Приятно, что на одну из репетиций заглянул и Миша Барышников, он потом изучил здание… Рад, что концерт все-таки состоялся, хотя сейчас такие сложные времена. В частности, сейчас выступали только латвийские музыканты нашего камерного оркестра. Вообще, из KREMERata Baltica созданы теперь два коллектива — Kremerata Lettonica и Kremerata Lithuanica. Дело в том, что даже из Литвы в Латвию стало трудно ездить, и собирать весь коллектив весьма затруднительно. Но что-то сложилось. Пока что без больших концертов по всему миру и именитых гостей, но всё же… В следующем году у Kremerata Baltica 25-летний юбилей и я надеюсь, что восстановленное потом здание станет и местом его обитания».

В нынешнем концерте Гидон Кремер и его молодые музыканты виртуозно соединяли то, что они умеют на самом высочайшем уровне — классическую и современную музыки. В малом составе, но столь выразительно «кремерята» исполнили, например, легендарное вступление к опере Вагнера «Тристан и Изольда», которое обычно исполняет мощный симфоничсекий оркестр. А ещё были две мировых премьеры — «На последнем дыхании или опоздал на всю жизнь» Питера Мориссона (солировал сам Гидон Маркусович) и «Музыка для большого ансамбля» Кристапа Петерсонса (молодой композитор, известный по опере «Михаил и Михаил играют в шахматы» и участник оркестра, сейчас солировал на гитаре).

Звучали произведения Оли Мустонена, «Танец пионов» одного из ведущих латвийских композиторов Георга Пелециса («Гоша был моим одноклассником в рижской музыкальной школе Дарзиня», — говорит Кремер). Завершился концерт двумя вальсами Йозефа Ланнера в исполнении Гидона Кремера, Мадары Петерсоне, Евгении Фроловой и Юрия Гаврилюка.   

О Риге Гидона Кремера

«Память — странная вещь, — рассказал «Чайке» Гидон Кремер о городе своего детства. — Иногда вдруг просыпается в тебе, что-то «выхватывается», что-то остается в тени. Что-то тебе напоминают — и тогда что-то всплывает. 

Для меня приезды в Ригу – это возвращения в детство, в то место, где приятно дышать, все это действительно так. И на Аусекля хожу. Конечно. Всё-таки, там находится дом, в котором я провёл столь много времени своего детства и юности. Для меня это, возможно, самое трогательное место в городе, в котором я когда-то родился. Там жили мои бабушка и дедушка – в доме с каменным стражем, который навечно застыл на своем посту. 

Бабушку и дедушку я звал Omi и Opa, это в переводе с немецкого. И там жили мои мама и папа, скрипачи. Там у меня был милый Рекс. Простая дворняжка, которую мы подобрали. Её мальчишки на Аусекля камнями чуть не забили. В детстве лучше друга у меня не было. Об этом уже достаточно давно, в 1990-х, я написал книгу «Осколки детства», которую посвятил маме, друзьям и Риге».

Так что — до новых встреч в Риге. И в новом Доме Вагнера. Который, вне всякого сомнения, станет одним из центров культуры не только Латвии…

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments