Бюро Совета министров Северных стран в Латвии (СМСС) впервые открыло свой офис в Даугавпилсе. Руководит им Вадим Мурашов. «Чайка» встретилась с Вадимом, чтобы познакомиться и понять, чем может быть полезен городу и его жителям офис СМСС в Даугавпилсе.
Расскажите немного о себе
Детство я провел в Краславе, но со временем наша семья переехала в Даугавпилс, так что школу – в то время Русскую гимназию, я заканчивал уже здесь. После школы поступил в Даугавпилсский университет (ДУ) на две программы – филология (английский-шведский) и психология. Программы оказались несовместимыми, поэтому пришлось выбирать одно направление – и тут психология взяла верх за счёт своей универсальности — психологические знания применимы практически в любой сфере профессиональной деятельности. На третьем курсе начал работать в ДУ – сначала лаборантом, позже исследователем. Таким образом, я довольно рано окунулся в академическую среду, в ней же я видел широкие возможности реализоваться профессионально.
Вы владеете шведским языком. Не такое уж частое явление среди даугавпилчан. Почему стали учить этот язык?
Интерес к шведскому языку у меня появился ещё в школе, изучать его я стал уже будучи студентом. Получив специальную стипендию ДУ, я отправился учить шведский язык в летнюю школу, после чего поехал в Швецию уже по Европейской программе обмена студентами Erasmus. Хотя в последующие годы я успел поучиться и в других странах Северного региона, Швеция продолжала играть ключевую роль в различных моих начинаниях и поисках. Тем не менее, в ДУ я в итоге прошёл все три уровня высшего образования – от бакалавриата до докторантуры, но если исчислять кредитными пунктами, то примерно половину своего высшего образования я получил в Северных странах.
А чем вас так привлекали вузы Северных стран?
Система высшего образования Северных стран, и, конкретно, Швеции, очень пластичная – выбирать можно и нужно не только учебную программу, но и отдельные курсы. У нас, если человек поступает на определённую программу, то он ограничен её рамками – изучает только те предметы, которые в ней предусмотрены, с минимальными возможностями включить в свой диплом курсы из других направлений. А шведская система не только позволяет «раскачиваться», пробуя себя в различных областях, перед тем как выбрать себе специализацию, но и стимулирует подобный поиск, определяя пропорции основных и дополнительных предметов, необходимых для получения диплома.
Другими словами, крайне важен многосторонний взгляд на выбранную профессию и понимание её взаимодействия с другими областями знаний. Более того, диплом такого выпускника отражает уникальный набор его интересов и компетенций, что в итоге улучшает его конкурентоспособность и повышает шансы найти себя на рынке труда, который постоянно меняется. Это очень классная система. У нас же все получают почти одинаковые дипломы, только с разными оценками – и то не всегда. В Швеции я получил диплом магистра международных отношений, со специализацией по политике Европейского союза (ЕС) и региона Балтийского моря.
И как эти знания вы в дальнейшем применяли на практике?
Хотя я регулярно жил за границей, эмигрировал я лишь однажды – в 2008 году в Швецию. Правда, потом я переехал в Финляндию, а в 2012 году вернулся в Латвию и устроился работать в Министерство образования и науки. Здесь очень пригодился не только опыт работы в финской системе образования, но и знания в области международных отношений, а также глубокий интерес к Северным странам и Балтийскому региону. Сначала я занимался вопросами научного сотрудничества Балтийских стран, затем этот круг расширился за счёт Северных стран. Занимался я и европейским направлением. В итоге, когда Латвия начала готовиться к президентуре в Совете ЕС, я стал советником министерства и отправился в Брюссель работать в латвийском представительстве как атташе по науке, чтобы реализовывать программу нашей президентуры 2015 года.
А почему вы вернулись в Даугавпилс?
Когда наша президентура подошла к концу, я понял, что пришло время защитить докторскую диссертацию, работа над которой откладывалась уже много лет. Поэтому вернулся в Даугавпилс. Два года занимался диссертацией, провёл научное исследование на тему отношения к беженцам. В 2015 году эта тема была очень актуальна, и я пытался смоделировать, как будет меняться динамика межгрупповых отношений в Латвии при появлении новой социальной группы – беженцев.
К слову, тема миграции меня заинтересовала ещё во время учёбы в Швеции, когда я прощупывал разные курсы в поиске возможных направлений своей будущей академической деятельности. Миграция – сложный и интересный процесс, для понимания которого требуется междисциплинарный подход. Поэтому тема беженцев позволила мне объединить в исследовании и диссертации мои знания как в области социальной психологии, так и политологии. В 2017 году я защитился.
Но потом вы снова уехали?
Да, после защиты, уже как молодой учёный (постдок), я уехал в Данию на два года исследовать связанные с миграцией нарративы под руководством датских учёных. Для меня был очень важным междисциплинарный подход в этом проекте. Наша группа состояла из двух десятков учёных – примерно пополам молодых и опытных, и каждый из нас представлял свою область знаний, что позволяло нам рассматривать миграционные процессы с самых разных сторон. Это, конечно, бесценный опыт.
Но потом коронавирус изменил формат работы в проекте, переведя общение учёных в онлайн. Учитывая, что теперь продолжать участие в нём можно было из любой точки мира, в ноябре 2020 года я вернулся в Даугавпилс, чтобы продолжать работу в этом проекте, а также внештатно преподавать в ДУ, куда меня пригласили, когда я был ещё в Дании. И вот, в феврале этого года узнал о том, что в нашем городе открывается офис СМСС. Узнал, кстати, из «Чайки». Отправил заявку, прошёл отбор и начал работать.
А почему СМСС решил открыть офис в нашем городе?
Давайте немного окунёмся в историю, заодно уточним, о каких странах идёт речь. Северные страны включают в себя Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию и Швецию, а также относящиеся к ним автономные территории – это Гренландия, Аландские и Фарерские острова. Так вот, в 1952 году для координации сотрудничества между парламентами Северных стран была учреждена региональная организация – Северный совет. Похожий совещательный орган по сотрудничеству между парламентами Латвии, Литвы и Эстонии был создан у нас в 1991 году – Балтийская ассамблея. Совет, как и наша Ассамблея, является консультативно-контрольным органом, в котором функционирует ряд профильных комитетов, разрабатывающих инициативы по проблематике региона. Свои рекомендации Северный совет передает своим правительствам, а также СМСС – созданному в 1971 году форуму сотрудничества правительств Северных стран.
Таким образом, координация сотрудничества на уровне исполнительной власти – это сделанный ещё полвека назад шаг в направлении более глубокой интеграции Северного региона. Перед СМСС стоят более конкретные задачи и планы, а также у него есть соответствующие инструменты для их реализации. В Прибалтике – в Риге, Вильнюсе и Таллине — представительства СМСС открылись в 1991 году, ровно 30 лет назад. Следующий шаг – расширение своего присутствия в регионах Балтийских стран.
А в чём миссия СМСС в странах Балтии, если охарактеризовать её коротко и в целом?
Будущее региона зависит от его способности отвечать на актуальные вызовы, а стратегия СМСС предусматривает создание самого устойчивого и интегрированного региона в мире к 2030 году. Естественно, для реализации такой амбициозной цели необходимо смотреть на регион более широко, так как многие проблемы невозможно решить в изоляции – даже клубом стран с таким высоким уровнем благосостояния. К тому же, чтобы быть устойчивым, развитие должно быть равномерным. Поэтому уже три десятилетия СМСС помогает странам Балтии осуществлять программы развития, соответствующие общим ценностям всего региона. Это такие сферы как культура, СМИ и медиаграмотность, дигитализация, устойчивое развитие, гражданское общество, социальное благосостояние. Большое внимание СМСС уделяет работе с молодёжью, так как очень важно понимать, каким и насколько большим они хотят видеть свой регион. Это вопрос вовлеченности и идентичности. Ведь сегодня именно они должны определять повестку – и мы уже видим, как это работает на примере борьбы с изменением климата. В Даугавпилсе я уже начал встречаться с молодежью, сейчас думаем над реализацией совместных проектов.
Говоря о реализации совместных проектов, вы говорите о финансовой поддержке?
Инструменты, с помощью которых СМСС помогает это делать – как проекты сотрудничества, так и специальные гранты, которые выделяются негосударственным организациям на реализацию проектов. В рамках этих грантов может предусматриваться и организация мероприятий для обмена опытом, и обучение, и финансовая поддержка, да. Так, например, в 2020 году СМСС выделил 227 тысяч евро на поддержку и развитие СМИ на языках национальных меньшинств в странах Балтии.
Да, «Чайка» об этом знает, мы уже почти год реализуем два интересных проекта в рамках этой программы. А какой ещё конкретный пример можете привести?
Видение СМСС предполагает, что к 2030 году Северный регион станет «зелёным», конкурентоспособным и социально устойчивым. Конечно, это требует согласованных действий в самых разных сферах сотрудничества, поэтому важны не только смелые инвестиции в инновации, но и критический взгляд на наши каждодневные практики и нормы. Ведь большие перемены начинаются с маленьких шагов в правильном направлении.
К примеру, сейчас у нас реализуется проект, направленный на улучшение системы управления отходами. Несколько лет назад в Дании была разработана система пиктограмм для сортировки мусора. То есть, логичная система, в которой определённым видам мусора соответствует свой цвет и понятные значки. Датчане протестировали эту систему, затем запустили её по всей стране. Другие Северные страны сейчас думают о внедрении этой системы на своих территориях, так как мобильность в этом регионе очень важна, и было бы очень правильно и удобно стандартизировать этот процесс повсеместно. Чтобы человек, находясь в любой из стран, понимал, что и куда он должен выкидывать.
В Швеции, например, очень сложная система сортировки, там может стоять 20 контейнеров, и ты должен разобраться, что куда правильно выбрасывать. Введение такой единой системы очень упростило бы этот процесс. Более того, каждодневные практики утилизации отходов формируют общую идентичность, а также заставляют нас задуматься об используемых нами природных ресурсах. Следующим логичным шагом могло бы стать указание соответствующих пиктограмм на упаковке.
Да, это, действительно, очень актуальная тема и для Латвии, и для всех стран Балтии.
Для стран Балтии вопрос утилизации отходов крайне актуален – в первую очередь, остро стоит вопрос формирования культуры и практики сортировки мусора. У нас в Латвии нет единой системы и в каждом самоуправлении – свои правила. В то же время, экология совсем не восприимчива к административным границам, поэтому неэффективная утилизация отходов где-то тут может иметь тяжёлые последствия где-то далеко там. К примеру, состояние Балтийского моря отражает успехи в утилизации отходов и очистке воды всех относящихся к бассейну этого моря стран. Поэтому и решать такие вопросы эффективнее всего на уровне макрорегиона.
Задумываемся мы об этом или нет, но мы действительно тесно связаны между собой. Так что сейчас идея внедрения пиктограмм обсуждается с Министерством охраны окружающей среды и регионального развития Латвии и с самоуправлениями. Несколько самоуправлений уже изъявили желание участвовать в следующем этапе реализации этого проекта.
То есть, это такое взаимовыгодное сотрудничество?
Да, причём на равных – для чего и предусмотрены инструменты поддержки. СМСС не идёт сюда, чтобы предлагать готовые модели для решения проблем Латгалии. Ведь в Северных странах тоже проблем предостаточно, в том числе — давление на основы так называемой модели Северных стран, а также неравномерное развитие внутренних регионов. И изучение опыта стран Балтии – как позитивного, так и негативного – может быть очень полезным для всего региона Северных стран, чтобы их региональная политика была не только активной, но и эффективной.
Несмотря на то, что у нас с Северными странами как бы одно культурное пространство, многие вещи у нас всё же очень сильно отличаются. К примеру, наша деловая культура очень завязана на человеке, и от его отношений и взаимодействий с другими зависит не только характер процессов, но и их результаты – будь то на предприятии, в самоуправлении, или в стране. Это очень заметно на деловых встречах, когда мы начинаем с того, что долго обсуждаем не относящиеся к делу вопросы, чтобы «настроиться» на разговор и на собеседника. А в Северных странах деловая культура ставит в центр само дело, а не тех, кто это дело делает. То есть, деловая встреча начинается с разговора о деле, а не о том, как вы провели выходные.
Другой пример – политика. Если там позицию политических партий определяют идеологические установки и партии достаточно строго следуют заявленным идеалам, то у нас слишком многое зависит от личностей в партийном руководстве и их лидерских качеств. То есть, я хочу сказать, что мы, конечно, очень отличаемся. Но мы живём в едином пространстве и времени, и поиск общего знаменателя в виде единых ценностей, очень важен для успешного сотрудничества в регионе, ведь ценности – это фундамент нашего общего будущего.
Что вы имеете в виду, говоря о единых ценностях?
Это, прежде всего, демократические ценности – законность, равенство, толерантность. Регион, основанный на таких ценностях, объединяет мирные, демократические и инклюзивные общества, в которых каждый из нас является участником со своими правами и обязанностями, К примеру, бережное и разумное отношение к окружающей среде — это наша обязанность, которая не может зависеть ни от наших политических предпочтений, ни от деловой культуры.
А почему именно Даугавпилс?
Я уже упоминал, что Северные страны считают регионы важным элементом государственного развития. Латгалия – очень многослойный, культурно и исторически уникальный регион, в котором активно и успешно взаимодействуют разные языки, религии, культурные и социальные традиции. Это очень хорошо интегрированный внутри себя регион, имеющий свою идентичность. И с точки зрения изучения этих самобытных процессов, с точки зрения накопленного опыта, Латгалия очень интересна Северным странам. Им, конечно же, хочется, чтобы она более активно реализовывала свои возможности и не изолировалась от глобальных процессов.
Первые региональные офисы СМСС открыл в Нарве и Тарту. Это имело позитивный эффект не только в плане развития сотрудничества между Северными странами и этими регионами, но и привлекло внимание к регионам других представительств и организаций. Это помогает избегать централизации в столицах, когда регионы остаются вне зоны внимания. И для Латвии, в которой в районе Риги проживает полстраны, при этом есть регионы с большим потенциалом, который плохо виден из столицы, это особенно актуально. Поэтому важно присутствовать в регионах, и понимать специфику их жизни, чтобы не упускать возможности развития и своевременно реагировать на возникающие вызовы.
Ещё раз подчеркну, что представительство не делает акцент на Даугавпилсе – в его интересы входит сотрудничество с партнерами во всей Латгалии.
Даугавпилс, кстати, ещё и единственный в Латгалии город, в университете которого преподают шведский язык.
Да, хотя интерес к его изучению в последние годы заметно упал. Правда, это отражает тенденции в высшем образовании у нас в целом, а не говорит о проблеме с каким-то одним учебным направлением. Кстати, в контексте возникшей ситуации, когда ДУ чуть было не лишился статуса университета, я могу привести в пример ту же Швецию, которая поддерживает возникновение новых вузов и щедро в это инвестирует. Так вот, основанный в 1998 году Университет Малмё (тогда еще в статусе высшей школы), находится в 15 минутах езды на электричке от Лунда, где располагается один из старейших и крупнейших вузов Северного региона – Лундский университет, чья история пишется с 1666 года и в котором сейчас учится 44 тысячи студентов.
Чтобы конкурировать с таким соседом, вуз в Мальмё был вынужден искать свою уникальную специализацию или нишу, для чего он активно привлекал из-за границы опытных учёных, и экспериментировал с учебными программами, пытаясь найти свой путь. Так я, например, изучал там миграцию, которая оказалась одним из перспективных для этого вуза направлений и очень актуальным для Мальмё как города, который известен своим этническим разнообразием. И вот, двадцать лет спустя, это уже не только университет, в котором учится 24 тысячи студентов и который составляет конкуренцию старейшим вузам страны, будучи сильным игроком в регионе. Это ключевой элемент идентичности города, так как вуз практически трансформировал образ Мальмё.
Так что найти свою нишу – это очень важно. Вузы Северных стран вынуждены постоянно искать себя и меняться в условиях жёсткой конкуренции. Есть и другие примеры, когда у вузов не получается развиваться достаточно динамично, тогда они начинают объединяться, чтобы набрать критическую массу. Всё меняется очень быстро, и нужно оперативно отвечать на запросы сегодняшнего дня. Поэтому очень важна пластичность, готовность и желание регулярно искать себя и учиться, и не бояться выходить из зоны комфорта, чтобы сохранять жизнеспособность и соответствие высоким стандартам качества. Бесспорно, университет очень важен для идентичности нашего региона, но эта роль не избавляет его от необходимости меняться, чтобы не потерять конкурентоспособность, а также оперативно отвечать на вызовы нашего времени и региона. И в этом смысле опыт вузов и адаптивность системы высшего образования Северных стран могут пригодиться при поиске разрешения проблем нашей системы.
Какую конкретную пользу может получить житель Даугавпилса и Латгалии от того, что в городе теперь работает офис СМСС?
Отсутствие информации о доступных ресурсах зачастую приводит к упущенным возможностям. Открывая офис в Даугавпилсе, СМСС надеется способствовать обмену информации между Северными странами и Латгалией, способствовать участию различных учреждений и организаций в проектах сотрудничества в области госуправления, устойчивого развития, социального благосостояния, гражданского общества, СМИ, культуры и образования. Кроме того, мы хотели бы стимулировать интерес к двусторонним программам сотрудничества и проектам, реализуемым Северными странами через их посольства. Задача офиса в Латгалии – создать широкую сеть контактов, сделать доступной для региона информацию о всех возможных инструментах поддержки в самых разных областях и в целом дать представление о деятельности СМСС в странах Балтии.
Еще раз напомню, что основная цель СМСС– это формирование «зелёного», конкурентноспособного и социально устойчивого макрорегиона. Если у учреждений и организаций Даугавпилса и Латгалии есть идеи и желание сотрудничать в этих направлениях, то я с радостью готов их обсудить.
Офис СМСС в Даугавпилсе находится по адресу ул. Саулес, 15. Связаться с Вадимом Мурашовым можно по телефону 26078107 или по почте [email protected].
[…] повод собраться в Даугавпилсе – официальное открытие офиса в Даугавпилсе. Свою работу офис начал в июне 2021 года, […]