Когда аборт — преступление, и какие права есть у нерождённого ребёнка. Разговор с юристом

Пикет против введения запретов на аборты. Фото: Getty Images
Пикет против введения запретов на аборты. Фото: Getty Images

Юрист Катрина Далишевская говорит, что запрет на аборты однозначно нарушает права женщины и никто не может навязывать ей обязанность становиться матерью против её воли. При этом латвийское законодательство, хоть и косвенно, но защищает и права неродившегося ребёнка, которые предполагают создание максимально комфортных и благоприятных условий для беременной женщины. Об этом, а также о том, когда аборт — это преступление, и как можно наказать того, кто принуждает женщину к аборту, читайте в интервью, которым мы продолжаем наш разговор на тему абортов в Латвии. 

С точки зрения права — аборт приемлем?

Читай нас в Telegram

С точки зрения права — аборт приемлем, так как Латвийская республика — демократическая страна, член Европейского Союза. Одна из основных составляющих демократической страны и демократического общества — защита прав человека. 

Права человека защищены как международными, так и национальными нормативными актами — Европейской Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод», и Сатверсме в Латвии. Они гарантируют право человека на неприкосновенность частной (личной) жизни, право на семью, право на жизнь и право на медицинский уход. 

Какие права женщины ущемляет запрет абортов?

Запрет абортов однозначно нарушает право женщины на неприкосновенность частной жизни, потому что репродуктивное и сексуальное здоровье неразрывно связаны с ней. 

Данный запрет нарушает и право на здоровье. Право на здоровье охватывает право на получение доступа к достаточной, своевременной и качественной информации, услугам, товарам и удобствам в области репродуктивного здоровья без дискриминации и принуждения. 

Никто не может навязывать женщине обязанность становиться матерью против её воли. Это противоречит основным принципам и правам человека, и если это основное право на неприкосновенность личной жизни человека нарушено, то ни о какой демократии не может идти и речи. 

(Примечание. Согласно исследованию, проведённому в 34 странах ЕС и США, женщины и мужчины сходятся в том, что аборт должен быть легальным.В Германии так считают 76% женщин и 77% мужчин. То же самое наблюдается и в странах с более низкой общей поддержкой легальных абортов, например, в Греции. Там 45% мужчин и женщин считают, что аборт должен быть легальным. Закономерность сохраняется в США, где 60% женщин и 57% мужчин выступают за легальный аборт.)

Какие права есть у неродившегося ребёнка?

Есть нормативные акты, второстепенно защищающие неродившегося ребёнка на законодательном уровне. У неродившегося ребёнка есть право на жизнь в благоприятной среде, право на здоровье и благоприятные условия для развития, подразумевающие создание максимально комфортных и благоприятных условий для беременной женщины. 

Например, курить в присутствии детей и беременных женщин запрещено на законодательном уровне. Все преступные деяния против беременной женщины караются более сурово. Косвенно, но так закон защищает ещё не родившегося ребёнка. 

У любого ребёнка на международном уровне есть право на семью, на полную семью — как на маму, так и на отца. В случае неродившегося ребенка право на отца обеспечивается законом. Если предполагаемый отец скончался, суд может установить отцовство, несмотря на его смерть. Также в латвийском гражданском законе предусмотрено право ещё не рождённого ребёнка на наследство.

(Примечание. Если ребёнок рождён в результате искусственного оплодотворения, латвийское право запрещает любое требование об установлении отцовства донора.)

Какой аборт — легальный?

Легальный аборт — это аборт, порядок проведения которого закреплён в нормативных актах Латвии. В Латвии искусственное прерывание беременности можно законно совершить до 12-й недели.

Направление на аборт выдает гинеколог или семейный врач. Их обязанность перед выдачей направления — информировать женщин о сути прерывания беременности и возможных медицинских осложнениях. Также врачи обязаны рассказать о возможности сохранить жизнь ребёнку и проинформировать о возможности получить консультацию — психолога или других специалистов. Но решение женщина принимает сама.

Есть другие ситуации, когда аборт является законным. Например, прерывание беременности по медицинским показаниям возможно до 24-й недели беременности.

Также до 12-й недели законно прерывание беременности, наступившей вследствие изнасилования. В двух этих случаях аборт проводится только с одобрения медицинского консилиума и письменного согласия женщины (в случае недееспособности женщины — письменного согласия опекуна). 

(Примечание. Согласно постановлению Кабинета министров, аборт по медицинским показаниям оплачивается государством, а легальный аборт является платной услугой.)

Законен ли аборт для несовершеннолетних?

В случае, когда беременной девушке нет 16 лет, врач, констатирующий беременность, должен проинформировать её и её родителей (попечителей) и выдать направление только с письменным согласием родителей (попечителей). Если между родителями возникает спор о необходимости аборта, необходимо решение сиротского суда. Во всех этих случаях аборт является легальным.

Когда аборт — это преступление?

Нелегальное прерывание беременности — это процедура, причины, условия и сроки проведения которой не соответствуют правилам, установленным в законе. Аборт является незаконным, если его провело лицо, у которого нет права этого делать. Аборт незаконен, если проведен вне стационара медицинского учреждения.

Аборт- преступление, если сделан против желания беременной женщины. Если в результате прерывания беременности наступила смерть пациентки или другие тяжкие последствия, это — уголовное дело. 

(Примечание. Ответственность за аборт предусмотрена 135-й статьёй Уголовного кодекса Латвии — Aborta neatļauta izdarīšana.)

Гинеколог не имеет права проводить процедуру раньше, чем через 72 часа после получения направления, так как это время даётся беременной женщине на обдумывание решения. 

Также уголовная ответственность предусмотрена за моральное (психологическое) воздействие и применение физического воздействия на женщину, когда третье лицо принуждает её сделать аборт. Как правило, такие действия совершаются со стороны мужа, партнёра или сожителя. Хотя ситуации могут быть разные, и это могут быть даже родители.

(Примечание. Ответственность за принуждение сделать аборт предусмотрена 136-й статьёй Уголовного кодекса Латвии — Piespiešana izdarīt abortu.)

Что бы вы, как юрист, посоветовали девушкам и женщинам, которые решают — делать или не делать аборт?

Дискуссии и изменения правил абортов говорят о том, что зачастую женщины принимают решение сделать аборт из-за давления со стороны партнёра, отца ребёнка или родственников, бытовых проблем, которые могут быть несущественными, но казаться женщине серьёзными и непреодолимыми. 

(Примечание. Согласно анализу политики Института Гуттмахера, мужчины осуществляют «репродуктивный контроль» над женщинами. В 70% случаев это словесные угрозы, физическая агрессия или саботаж противозачаточных средств, чтобы принудить женщину забеременеть, сделать аборт или, что удивительно, и то и другое.)

Очень важно, принимая решение, обратиться за консультацией к специалисту, в том числе — получить юридическую консультацию. Зачастую женщин пугает, что они будут воспитывать ребёнка одни, и нередко отец ребёнка принуждает женщину сделать аборт. В такой ситуации важно знать, как женщине защитить себя и своего ребёнка. 

Также важно, чтобы женщины понимали: никто не имеет права принуждать их делать или не делать аборт. Этот выбор принадлежит только им, и никто не может влиять на их решение.

Мнение акушера-гинеколога на эту тему найдёте здесь, а наш разговор с латвийскими мамами — здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] разговор на тему абортов. Поговорив с мамами, обсудив юридические и медицинские аспекты, мы задали вопросы клиническому […]