Даугавпилчанин Денис Башкатов (28 лет) последние четыре года играет в хоккей во Франции и второй сезон за клуб «Эпиналь» — второй по силе дивизион национального чемпионата. Прежде чем осесть во Франции, Денис, кроме Латвии, успел сыграть в Нидерландах, Бельгии и Великобритании. Он рассказал о том, почему переходил из клуба в клуб, как попал в престижный «Эпиналь» и как ему живётся и тренируется во Франции.
О том, как всё начиналось
Я родился в Даугавпилсе и в хоккей меня привели родители, когда мне было шесть лет. Мои первые тренеры — Вячеслав Толоконников и Евгений Чернигов. А вообще я воспитанник Юрия Серафимовича Агурейкина, который сейчас вернулся из Риги и возглавил команду «Динабург». Очень много хоккейных знаний получил от него.
В Даугавпилсе я учился в средней школе №3 около пяти лет, у нас был хоккейный класс. Это было очень интересное время. Думаю, сейчас такого нет и наверное уже не будет. Очень классно, когда вся команда учится вместе — тренировки, школа, тренировки. Хорошо помню этот маршрут, по которому мы курсировали каждый день — между Ледовым и школой.
Потом в 14 лет я переехал в Ригу, там было много ребят из разных городов, которые жили в хоккейном интернате, и большинство, как и я, учились в школе, которая была рядом с интернатом. Школа на момент начала моей учёбы называлась Рижская средняя школа №55, потом её переименовали в среднюю школу имени Сергея Жолтока.
В Латвии успел сыграть в двух клубах. В Даугавпилсе за «Латгале» (сезон 2010/2011), потом в Риге за «Призму», где выступали как в чемпионате Латвии, так и в МХЛ в группе «Б» (Молодёжная хоккейная лига).
После хорошего сезона в МХЛ «Б» в Риге пригласили в МХЛ «А» в клуб из России — «Олимпия» (Кирово-Чепецк) — это сезон 2013/2014. Получив приглашение, был очень счастлив, так как это — возможность перейти на ступень выше, развиваться и продолжать прогрессировать. Да и вообще — хорошая школа жизни. Страха не было. Жить одному уже было привычно. Это всё — очень большой опыт, который всегда пригодится в дальнейшей жизни. Да и в спорте надо всегда быть готовым к разным моментам.
О переходе из юниоров во взрослый хоккей
Последний сезон в МХЛ я играл за минскую «Юность». Это был 2015 год. Передо мной встал вопрос о переходе на взрослый уровень. Скажу, что для многих ребят переход с молодёжного уровня на взрослый — это большая проблема, так как не везде выстроен переход между молодёжным и взрослым хоккеем.
Ребята из Беларуси, с которыми я играл в Минске, переходили во взрослую команду или в не топовые взрослые клубы. У меня такой возможности не было, и я хотел играть в Европе. Но когда в престижный клуб просится игрок без опыта взрослого хоккея, то клубы особо не горят желанием его брать.
Поэтому система должна быть выстроена таким образом, чтобы была возможность перехода. В идеале, как в России — МХЛ, ВХЛ (Высшая хоккейная лига) и только потом КХЛ (Континентальная хоккейная лига). Тяжело сразу прыгнуть из МХЛ в КХЛ.
О смене команд, как о части жизни хоккеиста
У меня на тот момент не было более интересных вариантов, пришлось принимать то, что было. Это была команда из Эйндховена (Нидерланды), а на следующий сезон команда из Лёвена в Бельгии, но это в рамках одной лиги — BeNe League (объединённый чемпионат Нидерландов и Бельгии).
У них требования по легионерам ещё жёстче. Только двое на команду, и тебя берут на роль лидера, который должен тянуть клуб за собой. Но на самом деле, как показала практика, это то, что мне было нужно на тот момент. Снова обрёл уверенность в себе и своих силах, поэтому ни о чем не жалею. Уровень, конечно, не самый высокий, но я и ехал за другим.
Ещё плюс в том, что тебе дают много игрового времени. Тебе нужно сделать так, чтобы твоя команда победила. Вот и пытаешься что-нибудь придумать.
Затем была Англия — «Звёзды» из Беллингхэма. Также неплохая лига, где дают играть, но взамен просят результат. Это обычное требование для легионера. Интересный опыт, о котором я не жалею.
Получалось так, что я постоянно менял команды, но у меня никогда не было желания переходить из команды в команду. Просто это — часть хоккейной жизни.
Где-то мне хотелось попробовать что-то новое, а где-то, возможно, и мной не были довольны. Но за годы легионерской жизни я понял, что всё зависит не только от тебя.
О французском чемпионате
Во Францию я попал через агента, с которым работал на тот момент. После хорошего сезона в Англии (2017/2018) поступило предложение из хоккейного клуба «Марсель», чему был очень рад. Я сразу согласился, так как предполагал, что это будет интересный опыт и новый виток в развитии карьеры.
На следующий сезон перешёл в «Клермонт», а сейчас уже второй год играю за «Эпиналь» — это клуб с большой хоккейной историей. В городе хоккей — спорт номер один. Все клубы страны знают, что болельщики у «Эпиналя» — лучшие во всей Франции. Раньше команда выступала в Магнус лиге (высшая лига), но после банкротства клуб снова начал путь с самого низа на хоккейную вершину. На сегодня, я думаю, он близок к тому, чтобы вернуться назад в Магнус лигу.
Сейчас «Эпиналь» играет в чемпионате Д1 — это второй по силе чемпионат после Магнус лиги. В чемпионате 14 команд, то есть, 26 игр за сезон — это без плей-офф. После регулярного первенства восемь команд выходит в плей-офф. Победитель выходит в Магнус лигу. Последние две команды Д1 уходят в лигу рангом ниже.
Кроме меня, в команде ещё семь иностранцев — вратарь из России, пять человек из Словакии и парень из Канады.
Ковидный чемпионат
Прошлый сезон получился сложный как в моральном плане, так и в физическом. Сезон начали, но из-за Covid-19 его приостановили на неопределенный срок, так как ситуация в стране ухудшилась и запретили все массовые мероприятия в стране. Мы тренировались и ждали новостей, что делать дальше. Была возможность играть без болельщиков, но клубы не хотели на это идти из-за больших финансовых потерь. Тем не менее, в итоге возобновили сезон и успели поиграть, но немного. Наша команда так и не доиграла все игры из-за большого числа заболевших к команде.
Это было сложное время. Получилось, что мы чуть больше двух месяцев без игр были. В итоге победителем стал «Марсель», но без выхода в Магнус лигу. Полноценного плей-офф не было, поэтому и прошлый сезон завершился без ротации команд.
О французском быте, кухне и языке
В бытовом плане во Франции всё на очень хорошем уровне. Клуб предоставляет квартиру каждому игроку клуба. Питанием ты должен заниматься сам, но в этом нет никаких проблем. Я неплохо научился, могу сам себе приготовить всё, что необходимо. Не сказал бы, что есть отличия в еде, если, конечно, не брать деликатесные блюда. А чего сильно не хватает? Наверное пельменей…
Во Франции мне нравится доброта и отзывчивость людей. Это намного упрощает решение бытовых вопросов и адаптацию в целом. А так, чтобы к чему-то было тяжело привыкнуть, я бы не сказал. Возможно, языковой барьер именно в общении с людьми на улице был проблемой, ведь во Франции мало кто говорит по-английски. Но большой проблемой я бы это не назвал.
В команде два рабочих языка — французский и английский. В раздевалке можно говорить только на этих языках, — такое правило. Тренер сначала всё объясняет на французском, а затем на английском. Так же общаемся и внутри команды. Если говорят о хоккее по-французски, то я всё понимаю. В быту тяжелее, но уже стал чуть лучше ориентироваться.
Другие истории «Чайки» из рубрики «Наши за границей» найдёте здесь.