Буквального с первых дней нового, 2022 года, в разных частях Казахстана начались массовые протесты против повышения цен на сжиженный газ – топлива, на котором работает большая часть транспорта в стране. Рост составил примерно от 60 до 120 тенге за литр (с 0,12 до 0,24 евро). Хотя власти страны пообещали снизить цены для отдельных регионов и не привлекать к ответственности нарушителей, очень быстро наряду с протестами начались и беспорядки – погромы, мародерство и поджоги полицейских машин.
5 января правительство Казахстана объявило об уходе в отставку, но это не успокоило протестующих. На сегодняшний день (6 января) в Казахстане практически отсутствует интернет, затруднена работа госструктур, включая скорую помощь, ограничена работа аэропортов, не работают все банки, введены миротворцы Организации Договора о коллективной безопасности.
Недовольства по поводу роста цен на газ и нефть случались в Казахстане и ранее, например, в 2011 году в Мангистауской области, когда по разным оценкам погибли от 100 до 200 человек. Как и тогда, нынешние протесты начались в регионах с добывающими отраслями. Казахстанцы не понимают, как в стране, которая активно добывает свой газ десятилетиями, возможен такой резкий скачёк стоимости ресурса. Ранее Министерство энергетики Казахстана сообщало о том, что 1 января 2022 года страна полностью перейдёт на электронную рыночную торговлю.
Согласно наблюдениям обозревателей Current Time («Настоящее время»), жители Казахстана мотивированы как экономическими причинами, так и оппозиционными настроениями. Хотя в 2019 году в отставку ушёл Нурсултан Назарбаев, который бессменно правил страной 30 лет, никаких реформ после этого не последовало. Причём новым президентом стал человек из близкого окружения бывшего лидера — Касым-Жомарт Токаев. Экономисты и политологи объясняют сложившуюся ситуацию сильным ощущением стагнации в Казахстане.
Правительство Казахстана попыталось справиться с протестующими своими силами. Но масштаб сопротивления превзошёл их ожидания. На сегодняшний день погибли более 10 сотрудников правоохранительных органов, насчитывается более 300 пострадавших.
Россия сначала не собиралась вмешиваться в происходящее, но сегодня, 6 января, стало известно, что миротворцы ОДКБ прибыли в Казахстан.
ОДКБ — Организация Договора о коллективной безопасности, также «Ташкенский пакт» — организация международного сотрудничества, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, главной задачей которой является защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
За день до этого президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью, в том числе подчеркнув, что захват крупных объектов инфраструктуры осуществляют «террористические банды», часть из которых «была подготовлена за рубежом». Пророссийские СМИ подхватили этот сигнал и теперь называют протестующих то «погромщиками», то «террористами».
По версии независимых СМИ и отдельных обозревателей, власти Казахстана намеренно извращают информацию и хотят повесить на участников протеста ярлык «пособников иностранных сил». Например, юрист, правозащитник и сестра Искандера Еримбетова (бывший заложник режима Назарбаева) Бота Джардемали считает, что действующий режим специально ведёт пропаганду и имеет в своих рядах не только пропагандистов, но и «титушек», подстрекающих к погромам и мародерству. Также она указывает на далеко не мирный характер силовиков, которые убивают протестующих, в том числе оружием в упор.
МИД России решил использовать официальную версию Казахстана и определяет происходящее «как инспирированную извне попытку насильственным путём, с использованием подготовленных и организованных вооруженных формирований, подорвать безопасность и целостность государства».
«Чайке» пока не удается связаться с нашими коллегами в Казахстане, по информации из социальных сетей, некоторые из них задержаны и связи с ними нет уже несколько дней. Но мы продолжаем следить за развитием событий.