«Последняя стадия тяжёлой болезни», — даугавпилчанин, наблюдающий за озером Губище с 1978 года

Николай Шкут. 4 мая 2022 года. Фото: Елена Иванцова
Николай Сергеевич Шкут наблюдает за озером с 1978 года и ставит озеру Губище неутешительный диагноз. Он считает, что Губище погубили люди. 4 мая 2022 года. Фото Елены Иванцовой

После серии публикаций о судьбе озера Губище к «Чайке» обратился даугавпилчанин Николай Сергеевич Шкут, который много лет живёт рядом с озером и наблюдает его гибель. 8 лет, с 2001 по 2009 год, он фотографировал озеро со стороны улицы Зелинского, и решил показать эти снимки, которые красноречиво свидетельствуют о том, как погибает водоём. 

В микрорайоне химиков Николай Сергеевич живёт с 1978 года, всё это время — рядом с озером. Он наблюдал за ним все эти годы. 

Поддержи «Чайку»:

Он хорошо помнит, как со стороны улицы Зелинского (перекрёсток с ул. Архитекту) на озере был песчаный пляж — люди купались, ловили рыбу, здесь водились крупные караси. Находились те, кто использовал берег озера в качестве праздничного стола, а затем и мусорника, как, впрочем, и сейчас — берег устлан пустыми бутылками и упаковками. Немало пьяных лихачей в разные годы здесь утонули, вспоминает Николай Сергеевич. 

Хорошо зная историю Даугавпилса, он отмечает, что Губище стало жертвой человеческого жестокого отношения и равнодушия. Десятилетиями озеро губили именно люди, ведь это они поселились здесь, когда оно уже давно существовало. 

Даугавпилчанин призывает задуматься: «Вы только представьте — с двух сторон озеро окружали или окружают кладбища. На месте парка Айзпилсетас было еврейское кладбище, на выезде из города — большие католические и лютеранские кладбища, а когда строили микрорайон Химиков, в конце 50-х, то весь строительный мусор сбрасывали сюда, в озеро! Это была большая свалка, там на дне тонны металлолома! Кроме того, было три кожевенных завода и скотобойня, которые тоже все отходы выбрасывали сюда». 

Живой организм самоочищения озера погиб от попадания вредных веществ, делает он вывод.

Первую фотографию Николай Шкут сделал в сентябре 2001 года, заметив, что озеро стало мелеть, и потом фотографировал его каждый год, вплоть до 2009 года.

По специальности Николай Сергеевич — хирург-онколог, и он ставит озеру неутешительный диагноз: последняя стадия тяжелой болезни. Но даже в такой ситуации, считает он, можно что-то сделать — хотя бы облагородить, благоустроить берега, убрать часть тростника, создать прогулочные дорожки, выкопать грунт, чтобы вновь появилась водная гладь. И запустить в неё планктон, чтобы озеро очищалось. «Но мечты эти разбиваются о бесконечные «проекты» и «непреодолимые проблемы» частников, хотя эта земля уже не их, это уже дно отступившего озера», — говорит Николай Сергеевич в завершении.

Материалы расследования «Чайки» о судьбе озера Губище можно почитать здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments