
Я приехала в роддом 15 декабря 1993 года, за неделю до родов. Самым странным для меня было то, что меня положили в предродовую палату, которая находилась прямо напротив родзала. Хорошая, скажу я вам, эмоциональная подготовка — слышать орущих женщин круглые сутки все эти семь дней.
Накануне Дня матери, который отмечают в Латвии во второе воскресенье мая — в 2022 году это 8 мая, я собрала впечатления мам, рожавших недавно, и вспомнила свой опыт.
Подготовка
Я не очень хорошо помню, в чём заключалась подготовка в 1993 году. Помню только, что один или несколько раз я ходила в городскую поликлинику, где нам показывали, как кормить, как держать «столбиком» после кормления, чтобы не срыгнул. Что-то рассказывали о гигиене и других важных вещах.
Ещё нам показывали, как пеленать ребёнка — это было ещё то упражнение, замотать куклу в кокон плотно-плотно. Но я старательно училась — тогда говорили, а я в это верила, что пеленать нужно, чтобы ноги у ребёнка не были кривыми.
Сейчас у будущих мам и пап гораздо больше возможностей основательно подготовиться к родам. Анна, первенец которой родился 3 июня 2021, рассказывает, что ещё до беременности подписалась в инстаграме на российскую акушерку, которая популяризировала естественные роды, и тогда ещё решила, что пройдёт её платный онлайн-курс.
Кроме того, в Даугавпилсе с января 2017 года при роддоме работает «Мамина школа», в которой проходят бесплатные лекции для будущих мам и пап. Анна посещала и их. Занятия из-за пандемии проходили в зуме (так они проходят и сейчас). Были лекции по родам, по уходу за ребёнком после. «И была даже виртуальная экскурсия в роддом, на которой показывали, где что находится. Месяц занимались раз в неделю или больше. Такая подготовка очень-очень важна».
Марина, рожавшая в Даугавпилсском роддоме в 2019 и в 2020 году, тоже рассказывает, как важна была эта «Мамина школа» во время её первой беременности. «Очень всё продумано, очень технологично, очень помогает. Один раз и с мужем сходили вместе. Это даёт чувство уверенности, ты понимаешь, как и что будет, тебе показывают роддом. Тебе просто не так страшно потом».
Поменялась не только подготовка, но и рекомендации, на основе накопленных за это время знаний. Например, про держание «столбиком»: Алла, мама сыновей 17 и 15 лет и двухмесячной дочки, рассказала, что сейчас говорят, что так держать ребёнка нельзя после кормления. «Надо держать под углом в 45 градусов или класть на плечико, чтобы отошла отрыжечка»…
Детей также больше не пеленают. «Я и первого, и второго своих мальчишек не пеленала. И у мальчиков моих очень ровные ноги. Никак это не подтверждается», — смеётся Алла.
Кроме того, сейчас не рекомендуют и рукавички, и шапочки, как это советовали нам. Хлопковые рукавички или распашонки с зашитыми рукавами нужны были якобы для того, чтобы ребёнок не поцарапал лицо.
«Мне сразу сказали — никаких рукавиц, никаких шапок. — рассказывает Алла. — Ребёнок должен ручка об ручку себя чувствовать, ощущать и развиваться. И действительно, у нас ни одной царапины».
Роддом
30 лет назад в роддом ничего нельзя было брать с собой — ни халат, ни бельё… Ничего. В целях защиты от микробов и инфекции. Я помню, что тогда свирепствовал стафилококк, и все мы его очень боялись.
Нам выдавали халаты и такую, не знаю, как это назвать, рубаху-ночнушку. Мне казалось, что в таких же ходят пациенты неврологической клиники. Чувствовать себя прекрасной женщиной-будущей матерью в таком виде никак не получалось.
Сейчас на сайте Даугавпилсского роддома — целый список вещей, которые можно и нужно взять с собой для себя и для ребёнка: удобная хлопчатобумажная одежда, носочки, удобная домашняя обувь, бюстгальтеры, подходящие для кормления ребёнка, трусики (одноразовые или х/б) и т.д (список — тут).
Про трусики, любая женщина, прошедшая через испытание даугавпилсским роддомом 30 лет назад, может рассказать отдельную историю. Как и всё остальное, брать их с собой было нельзя.
Одна худенькая мама, с очень тоненькими ногами, никак не могла удержать без них прокладку и просила врача разрешить принести ей из дома трусы. Спустя какое-то время, которое она провела в мучениях и унижении, врач над ней сжалился.
Моя подруга, рожавшая на полгода раньше меня, вспоминает, что её научили, как спрятать трусы. И она их тайком в роддом пронесла. Потом важно было, чтобы врач, приходившая на обход, не заметила — вовремя нужно было снять. «Но в остальное время я была в трусах и была счастлива», — вспоминает она.
Предродовые палаты сейчас находятся на втором этаже, а родовые залы — на третьем, рассказывает Алла, которая пролежала в такой палате сутки до родов. То есть, сегодняшние женщины не имеют того «счастья» слушать крики рожениц, готовясь к собственным родам.
А Анна рассказывает, что в предродовой палате есть душевая, кушетка и отдельный вход в родовой зал. У нас же душ, почему-то, был закрыт — дверь была завязана на верёвочку. Но несколько раз ночью я в него ходила — отвязывала эту верёвочку.
Семейные роды, когда папа или кто-то из близких находится рядом с женщиной, — сегодня дело обычное. «Это наш ребёнок, мы семья, мы должны пройти через это вместе. У нас не было сомнений по этому поводу», — рассказывает Анна. И сегодня, вспоминая тот день, она говорит, что хоть и в самом родовом зале муж не присутствовал, но без его поддержки рядом ей было бы гораздо тяжелее со всем этим справиться.
Сейчас у семей есть выбор, кому присутствовать на родах. Алла, родившая третьего ребёнка в феврале этого года, говорит, что «наш папа этого бы не выдержал».
Но в начале 1990-х никому и в голову не приходило, что папа вообще может присутствовать на родах. Я помню, что нам говорили, что мужчине нельзя этого видеть.
Роды
22 декабря я проснулась в шесть утра от незнакомых ощущений схваток. Позвала медсестру, которая сказала мне тогда что-то типа: «Ну, пошли, дорогая, всё началось». Дальше помню совсем плохо. Помню, что стояла пружинная койка с металлическими спинками. Вертикальные перекладины у изголовья были погнуты, раздвинуты. Видимо, кто-то так справлялся с болью во время схваток. Я боли уже особо не помню.
Помню, что ходила как привидение по палате — стоя, казалось, было легче. Смотрела в окно. Мне кажется, проезжал поезд, а я завидовала людям, которые, как я думала, беззаботно ехали в нём.
Сын родился в 17:05. Мне его только немножко показали, потом я его не видела, а через какое-то время его положили то ли на стол, то ли на какую-то специальную кушетку. Я могла его разглядывать. Я до сих пор помню то невероятное ощущение счастья, которое я испытала. Даже сейчас, когда я пишу этот текст, по мне бегут мурашки.
А потом его забрали, а меня отвели в палату, куда коллективно отправляли родивших женщин.
Сейчас поменялось отношение к тому, как должен выглядеть первый контакт новорожденного с мамой и миром. Новорождённого сразу кладут к маминой груди, только потом обрезают пуповину. «Это было счастье. Было символично, что ночь мы мучались (Анна поступила в роддом после 12 ночи и в 05:20 ребёнок родился), и это было утро. Новое утро наступило».
Алла тоже рассказывает, что её малышку положили к ней на живот, ещё не обрезая пуповины. Потом её забрал неонатолог на осмотр. «Рядом огромный зал, где ты рожаешь, и рожаешь одна. Там стоит всё для ребёночка, и ты видишь, как его осматривает доктор». Алла очень волновалась, ведь малышка родилась раньше срока почти на месяц. «Но доктор сказала мне, что с моей девочкой всё в порядке, я так ждала этих слов», — вспоминает она.
Удивило Аллу, что теперь ребёнка не моют сразу после рождения — только обтирают личико, ручки, ножки. «Они в такой как бы смазочке рождаются. Сказали, что это очень полезно для кожи ребёночка и что нельзя это смывать, это большой стресс».
После родов
30 лет назад детей нам приносили несколько раз в день на кормежку по установленному больницей расписанию, не имеющему никакого отношения к потребности самого ребенка.
Малыша отбирали тоже по часам, через полчаса, кажется. Иногда дети спали, и всё это время уходило на попытки их разбудить и накормить. Эта задача была довольно сложной для начинающих мам, не имеющих возможностей для практики.
Кроме того, молоко тоже появлялось не сразу, и часто ребенка уносили голодным и докармливали чем-то. Моего чаще всего приносили проснувшегося и орущего — я кормила и любовалась.
Анна на мои истории с кормлением отреагировала так: «Это ужас какой-то».
Сейчас, если нет осложнений, то ребёнок с первых секунд остается с мамой. До пандемии были разрешены и посещения — то есть, побыть в палате с новорождённым могли и папа, и бабушки с дедушками, и братья с сёстрами.
Марина рассказывает, что в доковидное время, когда она рожала первого ребёнка, папа присутствовал на родах, оставался ночевать. После рождения малыша их могли навещать близкие. Это очень помогало и эмоционально, и физически. «Я не представляю, если бы я была там совсем одна. Это очень сложно».
Но в моё время мужчины стояли под окнами, свистели, кричали, просили показать ребёнка в окно, пытаясь разглядеть, на кого похож. А потом уходили бурно отмечать.
Выписка
Мы с моим сыном провели в роддоме неделю. Тогда так выписывали обычно — через 5-7 дней. Сейчас выписывают буквально на третьи сутки, если всё хорошо.
Из роддома я вышла с ощущением — больше никогда. Несмотря на всё счастье, мне казалось, что снова я этот ужас пережить не смогу.
Более юные мамы о своих родах говорят совсем по-другому. Анна говорит, что вспоминает эту ночь «сказочно и с теплом». «Роды были прекрасные, это невероятный опыт, такое познание себя и своего тела. Я готова пойти на это снова».
«Конечно, роды — это тяжёлый процесс. Мне все говорили, что третьего родить гораздо легче, но получилось наоборот, последние роды были самыми тяжёлыми», — делится Алла. При этом время, проведённое в Даугавписском роддоме, она тоже вспоминает с теплотой, особенно отмечая внимательное и доброжелательное отношение персонала.
«Сразу после родов я тоже думала — больше никогда, — вспоминает Марина. — Но общее впечатление было очень хорошее, все очень доброжелательные, готовые помочь, и желание не отбилось. Я после всем рекомендовала наш роддом».
Я очень рада, что за эти тридцать лет действительно так много изменилось. Что женщине в роддоме сегодня комфортно, что ребёнок появляется на свет и сразу попадает в объятья пусть и измученной болью, но окружённой теплом и заботой профессионалов, мамы. Что рядом с мамой в этот момент может быть муж или близкие люди. Ведь это так важно.
Хотя и тогда, почти 30 лет назад, несмотря ни на что, в миг, когда мы слышали первый крик своего ребёнка, мы тоже чувствовали себя самыми счастливыми женщинами на этой планете. Самыми счастливыми мамами.
а клизма? бритье? как с этим?