Полёты во сне и наяву даугавпилсского художника Петра Худобчёнка: о презентации книги в честь юбилея

Автор книги «Полёты во сне и наяву» Андрей Кудирка и её герой Пётр Худобчёнок на презегтации издания в Центре русской культуры в Даугавпилсе. 30 июня 2022 года. Фото: Елена Иванцова
Автор книги «Полёты во сне и наяву» Андрей Кудирка и её герой Пётр Худобчёнок на презегтации издания в Центре русской культуры в Даугавпилсе. 30 июня 2022 года. Фото: Елена Иванцова

Свой 75-летний юбилей даугавпилсский художник Пётр Артемьевич Худобчёнок решил отметить в кругу самых близких. Семью, друзей и коллег в этот день он пригласил в Центр русской культуры на презентацию книги о себе «Полёты во сне и наяву», которую написал историк, журналист Андрей Кудирка.

Красочное издание посвящено творческому пути известного художника, его воспоминаниям о значительных событиях и встречах с людьми, повлиявших на его судьбу. Большую часть книги занимает галерея работ Петра Худобчёнка, созданных в разные годы.

Поддержи «Чайку»:

Вечер прошёл в очень тёплой и душевной атмосфере. Молодые актёры — Владислав Васильев из народного театра «Искатель» и Марк Шелутко из Даугавпилсского театра примерили на себя роль художника и в лицах цитировали самые заметные моменты из его детства, юности, взрослых лет.

Сам Пётр Артемьевич вспоминает, что всё началось с цветного пластилина, коробочку с которым однажды принёс домой папа. Маленький Петя не знал, что это, решил, что мармелад или конфеты, и откусил мягкий брусочек. 

Когда отец вылепил из него фигурку лошадки, это поразило будущего художника. Так уже в 3 года он начал лепить, а потом и рисовать. 

Даугавпилс сейчас мог бы гордиться не своим уроженцем художником Петром Худобчёнком, а художником Петром Флоринским — именно такой была аристократическая фамилия его мамы. За свою необычную фамилию по отцу Пётр не раз получал обидные прозвища — и «Бобчинский», и «худой бочонок». Но, когда пришла пора получать паспорт, он всё-таки оставил фамилию отца.

Детство и юность были замечательными — с дворовыми играми, чтением под одеялом с фонариком, интересными школьными уроками, спектаклями в драматическом кружке, крепкой дружбой на многие годы. Тогда началось увлечение геологией и палеонтологией, что потом выльется в создание двух школьных музеев. 

Уже в седьмом классе Пётр работал внештатным сотрудником городской газеты «Советская Даугава» — рисовал карикатуры. После 8-го класса решил поступать в художественное училище, и выбор пал на Львов — в то время из Даугавпилса в украинский город ходил прямой поезд. Выдержав конкурс в 12 человек на место и сдав экзамен по украинскому языку, которого он тогда не знал, Пётр стал полноправным студентом, единственным из Латвии на курсе. 

После возвращения в Даугавпилс была недолгая работа на Комбинате бытового обслуживания, а потом армия, тоже в Украине, а потом в Чехословакии, где Пётр почти не служил, а занимался творческой работой — т. е. по специальности. После армии он работал художником-оформителем на даугавпилсских заводах и в доме культуры «Строитель», где приобщился к театральному искусству — занимался сценографией, изготовлением декораций. 

Мысль о том, что он будет заниматься тарелками — миниатюрными композициями, в которых художник изображает бытовые сценки и литературные сюжеты — пришла к нему в 1989 году: «Разваливался Союз, и я усиленно думал, чем заняться дальше». Изготовив две первые тарелочки, Худобчёнок отправил их фото организаторам выставки «Интер Латвия» в Руане (Франция), и тогда к нему пришёл первый успех, работы были проданы в частные коллекции. 

И потом понеслось — выставки на Мальте, в Канаде, России, Португалии, Украине, Латвии, Франции, знакомства с известными людьми, которые приобретали и которым дарили работы мастера, узнаваемость и неутолимое желание творить — в том числе в новых форматах. Естественно, не всё было гладко. В 1996 году Пётр Артемьевич пережил клиническую смерть.

Дочь Айга поделилась об отце трогательными воспоминаниями — с раннего детства она запомнила прежде всего ядрёную смесь запахов: сигарет, кофе и масляных красок со скипидаром. Только самому художнику и ему близким известно, что такое творческие муки, насколько непрост рабочий процесс. Скрупулёзность, с которой работает Худобчёнок, отмечали многие его коллеги. Вместе с ней — его необыкновенные доброта и скромность, неистощимая фантазия для новых работ, внимательное отношение ко всему, что его окружает, и талант замечательного рассказчика. 

Каждая работа Петра Артемьевича добрая, ироничная, и ни одна из них не вызывает негативных эмоций. Зрители узнают в персонажах художника себя, улыбаются, вспоминают своё детство, книжных героев, проводят ассоциации со своей повседневной жизнью. 

В этот юбилейный для художника год Центр русской культуры подготовил 5 выставок Петра Худобчёнка. Именно здесь можно увидеть наибольшее количество уникальных работ мастера — его тарелочки, объёмные картины, фигуры известных даугавпилчан. Постоянная экспозиция художника есть в Даугавпилсском краеведческом музее — здесь можно увидеть серию «Двинские рассказы» с сюжетами из жизни Двинска давно минувших лет. «Во всех работах отразились мои мысли во сне и наяву, отсюда и название экспозиции и всего юбилейного цикла выставок», — говорит художник. 

Книга о Петре Худобчёнке будет доступна в каждом филиале Латгальской центральной библиотеки, также её можно прочесть в Центре русской культуры. 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments