С кем, как не с единственной женщиной, занимавшей пост президента Латвии, поговорить о балах? Но при этом, ещё и о войнах. Вместе с музыковедом и ведущим Орестом Силабриедисом и бывшим директором Рундальского дворца Имантом Ланцманисом Вайра Вике-Фрейберга говорила о суровом и прекрасном, о свободе и тирании.
Встреча проходила 30 июля в амфитеатре парка Рундальского дворца. Бывшая президент ЛР поделилась личными переживаниями, разочарованиями, воспоминаниями и мыслями о том, что происходит в мире сейчас.
Несказочное детство
«Я абсолютно ничего не знала о платьях, принцессах, балах. Это были чуждые для меня понятия. Когда я научилась читать, первыми моими книгами были сказки о животных», – рассказывает Вайра Вике-Фрейберга.
Её детство нельзя назвать сказочным – Вторая мировая война, эмиграция, лагеря для беженцев. Однако Фрейберга отмечает, что даже в лагере для беженцев в Германии им с другими детьми удавалось разыгрывать детские сказки, например, «Спридитиса». Правда, в этой постановке Фрейберга была не принцессой, а ведьмочкой.
На бал без платья нельзя
А была ли Фрейберга в молодости той девушкой, которой нравятся балы? В 17 лет она поступила в Университет Виктории, являющийся колледжем Университета Торонто. Каждый год там проходили формальные балы. На один такой бал Фрейбергу пригласил молодой человек. Но она была вынуждена ему отказать – не было денег на покупку наряда.
«Когда мы переехали в Канаду, год я отработала в банке. Собрала деньги, чтобы оплатить учёбу. Но на платья денег не было. Позже я узнала пути, как занять их и подобное… Но свой первый бал, на который меня пригласили, я провела дома в слезах, думая о том, как мои однокурсники и друзья развлекаются, а я туда не попадаю из-за какого-то платья», – поделилась Фрейберга.
Уже потом, «вплоть до магистратуры», она смогла насладиться всевозможными балами, танцами и вечеринками.
«Я научилась танцевать джайв, буги-вуги и другие такие танцы, – делится президент. – Были и балы в длинных платьях, перчатках, фраках. А балы Калпака, которые организовывали тогда латыши! Там было ещё веселее и интереснее».
Так, на фоне вынужденной эмиграции, Второй мировой войны, финансовых проблем и студенческой рутины будущей тогда президенту Латвии удавалось предаваться радости.
Танцы и войны
А сочетаются ли лоск и радость с трагедией? Правильно ли отплясывать на балах во время войны? Президент считает, что так исторически было всегда:
«Мы привыкли к войне и большой политике, как к серьёзной, тяжёлой, трагической вещи… Но раньше это воспринимали как часть жизни. Мы с вами живём в другое время, где война воспринимается серьёзно. И, всё же, это отношение – с серьёзностью – нужное», – признаёт Фрейберга.
«Сейчас, когда понятия гуманизма и человеческих ценностей более глубоки, мы так не делаем. Это правильно».
О мире без войн и наивных надеждах
А можно ли в наш век гуманизма и ценностей без войн обойтись? Фрейберга созналась, что когда-то она «тешила наивные надежды».
«Когда распался СССР, казалось, что Европа… сначала переформировалась, продумала, как относиться к жизни, государственности. Да, именно не после Второй мировой в 1945, а в 1991 году. Мне тогда казалось – есть возможности залечить все военные раны и действительно начинать строить полностью новую Европу. По крайней мере, такую часть планеты, где не случатся вооружённые конфликты».
Но президент испытала разочарования. Как пример она привела распад Югославии, а также постоянные конфликты между христианами и мусульманами разных конфессий.
«Но что произойдёт что-то такое брутальное, необоснованное и так близко к нашим границам… Я надеялась, что Европа такого не увидит,– сказала Фрейберга о войне в Украине. – Ясно, что Азия, Мьянма, Камбоджа – те регионы не увидят покоя. Арабская весна была разочарованием, а Египет опять вернулся к военной диктатуре… Но что Европа не способна удержать мир, это потрясает».
Вайра Вике-Фрейберга с горестью признала: «К сожалению, мы как вид человеческий… Да простит меня Творец, но я бы ему отправила жалобное письмо».
Даже гуманистам нужно быть готовыми защищаться
Фрейберга мечтает, чтобы человечеству удалось «хоть на шаг отдалиться от варварства»: «Надеюсь, в мире останутся страны, которым удастся сохранить мир, но над этим нужно работать».
Она отмечает, что «сейчас мы в Латвии можем гордиться тем, что способны искать понимание между собой и решать всё спокойно».
Но президент считает, что сегодня нам нужно быть готовым защищаться:
«Ведь ты, может быть, мирная пташка до глубины души, веришь в мир, молишься за мир, стараешься всё дипломатически решать… Но если ваши соседи ни с того ни с сего готовы уничтожить всю инфраструктуру, разрушить города и просто уничтожать всех подряд гражданских… У нас сосед, одержимый манией величия, который готов напасть в любой момент».