Незадолго до пандемии Игорь Салдугей и его партнёры обсуждали, что в их узкой технологической нише — в проверке металлоконструкций, совершенно нет местных, что Даугавпилс обслуживают только иностранцы.
«А давай-ка будем денежки все у себя в стране оставлять, в городе. Не только за рубежом что-то умеют», — решили ребята.
В сентябре 2019 года трое техногиков из Даугавпилса практически без денег начали свой бизнес, а недавно маленькая команда из Даугавпилса отправилась в латиноамериканский Уругвай, на стройку крупнейшего в мире целлюлозного предприятия.
Компания со сложным названием FeNiCoGd («ФеНиКоГд») не только зарекомендовала себя на мировом рынке и сегодня обслуживает крупнейшие предприятия — например, нефтеперерабатывающий завод Neste Oil в Финляндии, но и работает над освоением новых направлений.
Такую историю наши рижские коллеги из RUS TVNET уж точно не ожидали найти в Даугавпилсе. Они рассказали о ней на всю страну в рамках проекта «Даугавпилс — лучше, чем в столице», который мы вместе реализуем.
Что это за бизнес
Компания специализируется на неразрушающем контроле за металлоконструкциями — то есть проверках, которые не повреждают целостности сложных металлических объектов.
«Представим: вот варит сварщик пластину. А она потом пойдёт на какой-нибудь кран, который поднимает лопасти для ветряных мельниц в море — представляешь, какой они длины и веса? Как убедиться, что эта пластина через два года не лопнет и эта лопасть не прилетит к кому-нибудь на корабль и не угробит полсотни человек? Можно, конечно, распилить и посмотреть, а потом заново сварить, но так можно делать бесконечно. Вот здесь в игру вступаем мы», — рассказывает о своей работе Игорь.
Для диагностики используют разные методы, от визуального контроля до ультразвуковой и радиографической диагностики, которые можно сравнить с медицинским обследованием — такая диагностика конструкций очень похожа на УЗИ и рентген.
«С ультразвуком инспектор подходит, настраивает необходимые датчики и проверяет четыре метра шва за 15 минут. Вот и решение драматичной проблемы», — рассказывает Игорь.
Клиентами такого бизнеса могут быть другие крупные предприятия, где от качества металла и сварки оборудования зависит результат.
Например, на нефтеперерабатывающих заводах есть бочки для хранения разных химических растворов типа кислот или щелочей, в которых жидкости находятся под давлением и нагреваются до температур кипения. Чтобы проверить такие безопасность таких ёмкостей, компании приглашают специалистов типа Игоря и его команды.
«А вдруг она в один момент бахнет — и разнесет еще пару бочек и поубивает людей, — говорит он. — Такие компании заказывают как можно больше дефектоскопистов со всего мира. Съезжаются десятки специалистов, закрываются на месяц и всё внимательно проверяют».
Кстати, трудно выговариваемое название компании — FeNiCoGd, состоит из обозначений четырех химических элементов: железа (Fe), никеля (Ni), кобальта (Co) и гадолиния (Gd). Всё это — металлы, способные магнититься, и все четыре чрезвычайно важны для работы в сфере бизнеса Игоря и его партнёров.
Интересно, что развитию бизнеса помогла пандемия: в марте 2020 года закрыли границы и бизнес, который раньше пользовался услугами зарубежных специалистов по неразрушающему контролю, был вынужден искать альтернативу дома, в Даугавпилсе. Сработало «сарафанное радио» — и новая компания получила свой первый заказ.
Позднее появился и первый серьезный проект — заказ от крупного нефтеперерабатывающего завода Neste Oil в Финляндии. Дальше — больше: маленькая команда из Даугавпилса отправилась в латиноамериканский Уругвай, на стройку крупнейшего в мире целлюлозного предприятия.
О планах на будущее
Амбиции партнёров не ограничиваются новыми контрактами в сфере неразрушающего контроля. Например, сейчас они реализуют бизнес-план по созданию и развитию экзаменационного центра, который мог бы проверять специалистов по неразрушающему контролю. «Раньше приезжали белорусы, обслуживали все страны Балтии, они были экзаменаторы», — говорит Игорь.
Теперь на эту роль претендует FeNiCoGd и готовится открывать экзаменационный центр. Сделать это они хотят до конца года.
Новых сотрудников компания тоже надеется найти дома: «Даугавпилс покроет все необходимые наши потребности в ресурсе. Потому что на сегодняшний день мы видим перспективу до 10 человек, — рассказывает Игорь. — И таким количеством людей брать можно достаточно большие объекты».
Полную версию этой истории (автор — Андрей Тимофеев) читайте на RUS TVNET. Другие материалы нашего совместного с рижанами проекта «Даугавпилс: лучше, чем в столице» найдёте здесь.