Объекта, похожего на даугавпилсский Дроболитейный завод, нет больше в странах Балтии. Он состоит из двух частей: производственной и исторической. В исторической части находится по-прежнему действующая дроболитейная башня, старейшая в Европе. Здесь из свинца льют дробь. Посмотреть, как делают маленькие металлические шарики, приезжают туристы со всего мира, особенно много их было до пандемии. После экскурсии можно пострелять в заводском тире.
Для проекта «Уникальная Латгалия» в рамках программы Media Content Diversification Campaign при поддержке Балтийского центра развития СМИ «Чайка» провела стрим из даугавпилсского Дроболитейного завода, в котором руководитель исторической части предприятия Павел Казакевич рассказал об этом месте, уникальном примерно на тысячу километров вокруг.
О ценности завода
На действующем заводе производят пули девяти видов для гладкоствольного оружия, а также пули для пневматического оружия и дробь. Часть продукции экспортируется в Литву, Польшу и в Грецию, а часть пользуется популярностью у охотников и спортсменов.
В свою очередь, исторический производственный цех оборудован согласно техническим требованиям прошлого века. Он обладает сразу несколькими ощутимыми ценностями: культурной, индустриальной, исторической. В силу максимального сохранения последней, при посещении музея очень важно соблюдать правила безопасности.
На одной из стен первого этажа башни — карты, сплошь обклеенные маленькими цветными квадратиками. Это гости из разных стран, посещая музей, оставляют свои наклейки.
Экспозиция насыщена визуальной информацией, подтверждениями достижений, историческими предметами и механизмами, сопровождающими процесс изготовления боеприпасов в разные годы истории работы башни, каковая ведётся с 1886 года…
Помещения, цеха. Коллекции пуль и патронов. Много пробников дроби. Кстати, небольшой и с виду лёгкий мешочек с дробью поднимет не всякий — он весит 10 килограммов.
Мы узнали, что вначале башня была деревянной, а после пожара в 1911 году на её месте выстроили кирпичную башню. После Второй мировой войны башню достроили до 30 метров. В 2014 году завод внесли в список охраняемых государством памятников культуры.
Павел Казакевич комментирует фотографию на стене: «На старых снимках дроболитейная башня выглядит немного по-другому, а на новых она уже имеет вверху специальную «шапочку». В этой «шапочке» — мотор. Этот мотор движет лифтом, а лифт поднимает чушки свинца наверх, в башню. В башне этот свинец складываем в две большие печи, нагреваем до четырёхсот градусов по Цельсию и льём в такой дуршлаг. Дуршлаг стоит на треноге, в полу расположено отверстие, в него выливается порция свинца. Жидкого. И в полёте, по законам физики — всё получится!»…
Знакомит Павел и с происхождением дроби: «Изначально название дроби взялось из английского слова «drops» — «капельки». Эта технология пошла из Англии, в 1782 году её придумал сантехник Уильям Уоттс. Он гулял по Бристолю и увидел, как дым валит, — это был пожар в Церкви святой Марии. А крыши в Англии в те времена делались не из жести, а покрывались ролльным свинцом. Уоттс, ставший свидетелем пожара, заметил, что расплавленные капли свинца, падающие с высоты, приобретают идеально круглую форму. После этого он стал экспериментировать, пристроил к своему дому трёхэтажную башню и так пришёл к технологии производства дроби».
На экране — жёлтый треугольник с буквами «Pb». «Это, как мы знаем из школы, — свинец, 82-й элемент таблицы Менделеева. Металл сам по себе тяжёлый, но очень мягкий, пластичный, ковкий, по цвету серо-синий. Свежий свинец, расплавленный, залитый в формочки, красивый, блестящий — похож на серебро», — говорит экскурсовод. — Нас даже спрашивают: когда вы льёте картечь (крупную дробь), вы же льёте не с башни, а в формочки специальные, которые вытаскиваете потом в виде бус красивых… Зачем их отрезать, всё это полировать? Оставляйте, как есть! Можно тёще подарить, к примеру, свинцовые бусики».
В полуторачасовой прямой эфир «Чайки» из помещений Дроболитейного завода вошло много признаков настоящего индустриального наследия: старинный работающий подъёмник, колодец под башней, кинозал со стульями из бывшего Красного уголка завода, цех обработки, роботы-сортировщики, противогаз с двумя хоботами и многое другое. Мы даже эксклюзивно попали на крышу, откуда открывается головокружительный вид на Даугавпилс.
Посмотреть эфир можно здесь.
«Те, кто живёт рядом, часто оценивают наши творческие экзерсисы. Например, 18 ноября прошлого года, в День независимости Латвии, мы повесили на флагшток латвийский флаг, поставили прожектора, притащили усилители с динамиками и три раза проиграли гимн Латвии в рок-аранжировке, который скачали в интернете. Он нёсся с башни по всему городу. Местные жители и соседи дали салют по этому поводу», — вспоминает Павел, глядя на родной город с высоты птичьего полёта.
О будущем, которое не определено
На сегодняшний день будущее даугавпилсской дроболитейной башни не определено: владелец завода Айгар Стакис в мае 2022 года обратился в самоуправление с предложением подарить башню городу. Предприниматель считает, что, несмотря на вложенные силы и средства в восстановление и развитие этого объекта, только у самоуправления есть ресурсы, чтобы реновировать завод должным образом.
В свою очередь, комиссия по городскому строительству и окружающей среде обратилась к специалистам, чтобы оценить, стоит ли Даугавпилсу принимать в дар дроболитейную башню. Также большую роль играет вопрос, будет ли доступно еврофинансирование. Сообщается, что пока специалисты выясняют точные цифры.
Больше фотографий, которые мы сделали во время стрима с Дроболитейного завода, найдёте на нашей странице на фейсбуке.