
В октябре президент Украины Владимир Зеленский дал интервью американскому комику и телеведущему Дэвиду Леттерману. Леттерман ведёт на канале Netflix шоу My Next Guest. Это был исключительный случай, когда не гость программы приехал в США, а съёмочная группа прибыла в Киев.
Разговор Леттермана и Зеленского проходил в метро — самом безопасном месте в Киеве, как охарактеризовал его Леттерман. Вторая часть беседы проходила уже дистанционно несколько недель спустя — Зеленский был в Киеве, а Леттерман в Нью-Йорке. Выдержки из интервью Зеленского передаёт портал «Медуза».
О привычке к войне
Говоря о флаге Украины, Зеленский подчеркнул, что это цвета, земли и неба:
«Это наша земля, это наш хлеб, наше небо. Для меня голубой — это цвет жизни, простора, свободы. Поэтому на этом флаге нет ни самолётов, ни ракет, следов трассирующих пуль. Для меня эти два цвета — цвета страны, в которой я родился, и за которую мы воюeм».
На фоне в это время прозвучала сирена воздушной тревоги.
«К сожалению, война стала для нас привычкой. Я говорю “к сожалению”, потому что война не должна входить в привычку. Но мы настолько привыкли к сиренам, что иногда даже не обращаем на них внимания и не спускаемся в метро, в бомбоубежище, в подвал… Но для меня сирена — это напоминание о том, что война не закончилась»,
— сказал Зеленский. Он отметил, что когда ВСУ освободили Киев и область, «была такая эйфория, что, мол, война закончилась. Но она не закончилась только потому, что убивают не твоего соседа, твоего близкого или родного, а умирают где-то там наши военные. Это напоминание о том, что где-то там кто-то отдает свою жизнь за твою».
Президент Украины затруднялся с ответом на вопрос, изменила ли их война. «Понять это мы сможем только после того, как война закончится. Просто она ставит вас в другие условия существования. В этих условиях вы можете либо стать человеком, либо превратиться в животное, террориста, мародёра, насильника. Я это всё видел. Мы все видели последствия российской оккупации».
«Война — это выбор. И это сложный выбор. Тебя ежедневно накрывает ненависть к врагу… Но эту ненависть приходится подавлять, потому что несмотря на то, что это враг, воевать приходится по правилам».
Зеленский сказал, что для него важно оставаться человеком даже в это время. А ещё, с началом войны он «начал любить банальные вещи: детей, жизнь, утро. И сирен нету. Тишина. Тишина — это очень важное слово».
О кремлёвской пропаганде и Путине
Президент Украины подчеркнул, что нарратив пропаганды Кремля — это «чистый нарратив, чтобы оправдать вторжение».
«Это просто политика действующего президента России, политика его окружения. Они специально развивают этот нарратив и подают его своему обществу…
«Им это удалось: победить свое общество, промыть им мозги. Им удалось убедить их и запереть в информационном пузыре».
«Но когда всё изменится и мы победим, вы увидите, как быстро они сами это поймут», — считает Зеленский. Он с горечью признаёт: Путину верит «большой процент людей».
«Они закрыли дверь, закрыли окно и спрятались от войны. Трусость это. Не знаешь, где живёшь, не узнаешь реальность. А есть люди, которые просто боятся. Они понимают реальность, но боятся, потому что… потому что боятся».
При этом, на вопрос о страхе угрозы ядерного удара со стороны Путина Зеленский ответил уверенно: «Я встречался с ним и увидел в нём желание жить. Свою жизнь он очень любит. Он даже сидит в конце этого длинного стола, потому что боится подхватить ковид или ещё какую-то инфекцию. Значит, смерти он всё-таки боится. Поэтому я не уверен, что он применит ядерное оружие, потому что если он нажмет кнопку, то ответ может прийти от какой угодно страны и прямо по нему».
Об усталости от войны и победе
На вопрос о том, устали ли украинцы от войны, Зеленский ответил:
«Хотя это трудно, мы восстанавливаемся. У нас открылись так называемые центры несокрушимости, куда могут обратиться люди, у которых не было дома электричества больше 12 часов. Живём и удивляемся, как похоже на ситуацию 40-х годов прошлого века».
«Этого президент РФ так и не смог просчитать: чем больше по нам бьют — тем больше людей хотят всё это пройти с достоинством и выйти победителями».
Зеленский рассказал, что в Украине провели опрос, согласно которому «98% населения страны говорят: пусть без света, пусть без воды, но точно без России. Россия правит голодом, светом и водой. Мне кажется, что если ты не бог и такое делаешь, то ты кто? Ты варвар. Эти люди в Кремле должны решить, кто они — варвары или просто сумасшедшие. Ни то, ни другое Украине не подходит».
Президент Украины не решается прогнозировать, сколько будет продолжаться война. Но он чётко дал понять, что значит для Украины конец войны:
«Для нас конец войны — это когда мы отвоюем свою землю в её границах. Это не заморозка конфликта, это не значит, что завтра не летают дроны, а где-то там на фронте людей убивают, но это далеко и до нас не доносится. Нет, это неправильно и нечестно. Воюют наши граждане, поэтому война везде, она пришла в каждый дом».
«Война закончится только тогда, когда нашу землю перестанут оккупировать», — подчеркнул он.