«Кажется, люди из вежливости слушают, когда запариваешь им про кино, но хотят они сейчас чего-то другого», — говорит кинокритик Антон Долин.
16 декабря он посетил Даугавпилс, а 18 декабря на YouTube вышло интервью Ирины Шихман с ним. Мы хотим поделиться яркими цитатами и мыслями Долина — о войне, об обществе и том, «другом», что хотят знать его слушатели.
О разговорах за столом
«Время сейчас и располагающее к повышенному эгоизму, и не располагающее. Располагающее, потому что мы всё равно живём в эпоху «спасайся, кто может», и каждый, кто как может — так и спасается. Но говорить об этом вслух неприлично».
О потере отца и родины
Отец Долина умер тогда, когда кинокритик уже покинул РФ.
«Потерять родину и потерять отца — понимаю, это супер-пафосно звучит, но по факту, это то, что со мной произошло».
О связи с Россией
«У меня огромная аудитория в России. Я надеюсь, что благодаря тому, что я пишу, какая-то связь с ней сохраняется. Но она какая-то странная, кривая, косая эта связь. И она, конечно, нарушена тем, что я иностранный агент, мои книги пакуют в какую-то специальную туалетную бумагу… Мои книги не выдают в библиотеках. Мои книги исчезают из всех мест, где они были: это значит, что эта связь нарушена».
Об искусстве
«Настоящее искусство не расставляет акценты… Мы до сих пор не знаем, Гамлет был хороший или плохой — нет ответа на этот вопрос. Отелло был хороший или плохой человек? А Дон Кихот? Он просто комический психопат или он романтически-возвышенный герой?».
«Произведение искусства всегда больше сообщает, чем автор собирался сообщить. Это такой странный парадокс…»
О контексте
«Контекст меняется постоянно… Год назад мы кучу людей, которых сейчас ненавидим, считали безобидными шутами… Потом война закончится, мы опять изменим своё отношение к ним. Контекст меняет всё. Всегда. И будет менять».
О хорошем кино в СССР
На вопрос Шихман, может ли быть хорошее кино в тоталитарных странах, Долин сказал, что может, и привёл в пример шедевры советского кинематографа. На вопрос, чем отличается тот тоталитарный строй от нынешнего российского, он пояснил:
«Это всё выросло из советского авангарда, который был супер-мощный и последние представители которого дожили до 60-70-х годов, то есть, жили почти весь советский период и работали. А это была мощнейшая школа…
Во-вторых, экономическая сфера. На кино не жалели деньги… Правительство было озабочено тем, чтобы люди по всей стране бесплатно смотрели кино. Сейчас этого нет…
В-третьих, был железный занавес. Очень сложно иностранному фильму было пробиться на советские экраны… Люди были обречены смотреть советское… Не было никакой конкуренции. Сейчас она есть».
О цензорах
«Цензоры — это не деятели искусства… Их профессия в том, чтобы ножницами подстригать твой талант. По какому праву? Потому что их кто-то туда назначил… Больше никакого права.
Вообще, у кого есть право говорить художнику, каким должно быть его произведение?.. Ни у другого художника, ни у зрителя, слушателя, читателя, ни тем более у чиновника нет такого права. Хотя иногда, в некоторых уродливых системах, это право у этих людей появляется».
«В произведении всё делается из художественных соображений. А у цензора какие соображения?»
Об Украине
«Импульс, данный этой войной Украине, грандиозен. Нация поверила в себя гораздо больше, чем раньше».
Кроме интервью Ирины Шихман с Антоном Долиным, вышло интервью канала «Слишком Близко». Посмотреть его можно здесь.