Рано утром 6 июня 2023 года Влада и Константин Либеровы, фотодокументалисты из Украины, были в Киеве. Они проснулись в 6 утра, чтобы успеть всё подготовить — на этот день у них была запланирована съёмка в госпитале с ранеными украинскими военными. Первое, что сказал муж проснувшейся Владе: «Каховскую ГЭС подорвали». 

Это был шок, но поначалу масштаб катастрофы был непонятен, а в госпитале ждали раненые и врачи.

Поддержи «Чайку»:

Поэтому супруги решили не менять своих планов и поехали в госпиталь. Но по ходу работы Влада мониторила поступающую информацию и понимала, что ситуация очень и очень серьёзная. Поэтому, закончив снимать в Киеве, они сразу поехали в Херсон, были там около 20:00. 

«Ты не ожидаешь такое увидеть. И это при том, что когда мы приехали, уровень воды ещё не был критическим.

Конечно, мы уже видели затопленный город, мы уже видели, как люди по грудь в воде, пешком, выходят из своих домов, с животными, с какими-то вещами, которые они успели забрать. Это уже шокирует. Но это даже не было и близко тому, что мы увидели на следующий день», — говорит Влада.

Влада и Константин с первого же дня войны почти не живут дома, в Одессе. Они ездят по городам Украины, где идут боевые действия, и освещают то, что происходит в их стране.

Они снимали в Киеве, Харькове, Северодонецке, Лисичанске, Святогорске, Николаеве, Буче и Ирпене, во многих маленьких городках Украины, которые находятся под ежедневными обстрелами, много раз выезжали за линию фронта и снимали происходящее около позиций украинских бойцов, медиков.

Главная цель их фотографии – правдиво и художественно передать боль украинцев и дать надежду простому человеку, которого коснулась война.

«Именно правдиво и именно художественно, потому что в этом симбиозе рождаются фотографии, которые потом максимально распространяются по социальным сетям, а значит, как можно больше людей кричат о войне в Украине», — говорит Влада. 

Мы поговорили с Владой 8 июня, когда они с мужем снимали в Херсоне. 

«Это просто какой-то Армагеддон»

Местные жители рассказали приехавшим в Херсон Владе и Константину, что в город вода начала прибывать более активно после шести вечера. До этого было понятно, что подтапливает, но ещё не говорили о какой-то масштабной эвакуации конкретно в Херсоне. А вот после шести ситуация сильно обострилась. Вода начала очень быстро прибывать, у людей началась паника, потому что никто не знал, что делать.

«Это ощущение шока. Ты видишь просто какой-то Армагеддон. В первый день воды было до половины фонарных столбов. На второй день, 7 июня, вода была на таком уровне, что были затоплены дорожные знаки на улицах, крыши домов, многоэтажки были затоплены примерно на полтора этажа», — рассказывает Влада.

Сразу же в Херсон начала поступать помощь — сюда ехали волонтёры, спасатели, люди, у которых есть лодки — некоторые покупали их специально, чтобы помогать. Влада говорит, что в первые два дня эвакуация и помощь были стихийными — каждый из прибывших на помощь просто помогал тем, чем мог. 8 июня волонтёры и спасатели попытались организовать штаб помощи. Но эти попытки провалились из за обстрела тонущего Херсона россиянами… 

«Люди потеряли всё, а ещё и сверху им прилетает»

По словам Влады, россияне обстреливают Херсон постоянно. 6 июня она лично попала под очень сильный обстрел, один из трёх снарядов упал совсем недалеко. 

А 8 июня россияне начали обстрел Херсона во время эвакуации людей. Влада рассказала, что обстреляли непосредственно одну из точек, куда съезжались лодки с эвакуированными. В том месте волонтёры организовали гуманитарный штаб и стали раздавать еду, воду и одежду. 

«Во второй половине дня, примерно после 14:00, случился очень мощный обстрел, в результате которого пострадали 18 человек — мирные жители и спасатели, один человек погиб. После этого эвакуацию в эту точку прекратили, так как никто не понимал, что делать».

Влада находилась в другой точке эвакуации, говорит, что «ей повезло» — она только слышала взрывы и свист пролетающей мины. «Они, русские, постоянно саботируют любые попытки людей как-то спастись и наладить свою жизнь в этих условиях. И это при том, что некоторые районы города полностью в воде, люди потеряли всё, а ещё и сверху им прилетает». 

Кто-то соглашается эвакуироваться, а кто-то говорит: «Я подумаю, может быть завтра»

Эвакуироваться соглашаются не все, и это тоже проблема, рассказывает Влада. Во-первых, это небезопасно. «Один из наиболее пострадавших районов Херсона — Остров, где сейчас осталось наибольшее количество людей. Он ещё до потопа был наиболее обстреливаемый россиянами и ближе всего находится к их позициям. Там не имеет значения, едешь ты туда на лодке или без лодки, это в любом случае опасно и можно попасть под обстрел», — говорит Влада

И люди там остаются. Как правило, это люди, которые живут в многоквартирном доме, на одном из высоких этажей. «Эти люди фактически отрезаны от мира и не могут самостоятельно добраться до большой земли, но, наверное, думают, что они у себя дома, куда и зачем им ехать», — рассказывает Влада. 

Но проблема, как говорит Влада, в том, что сейчас понятно — вода в ближайшие дни не сойдёт. По состоянию на сегодня, 12 июня 2023, средний уровень воды в Херсонской области упал до 3,29 метра. В общей сложности 10 человек погибли в результате подрыва дамбы, еще 42 человека считаются пропавшими без вести, сообщило Министерство внутренних дел Украины.

Президент Украины Владимир Зеленский предупреждал, что не менее чем через неделю после трагедии, люди начнут видеть последствия потопа, когда уровень воды начнёт снижаться.

Волонтёры, с которыми работают Влада и Константин, пытаются убеждать людей, чтобы те согласились сесть в лодку и уехали. Есть те, кого можно убедить, и они в последний момент соглашаются, спускаются с животными, с одной-двумя сумками и уезжают. А есть те, кто говорит: «Я подумаю, может быть завтра».

«Это стандартная история во всех прифронтовых городах, — делится уже достаточно большим военным опытом Влада. — Люди не хотят оставлять свои дома, им кажется, что у себя дома безопаснее, провереннее. Неизвестность пугает больше, чем другие ситуации».

Эвакуированных людей принимают во всех городах Украины. «На сегодняшний день это наиболее актуальная тема, все украинцы сочувствуют, пытаются помогать, поддерживать. По всей Украине люди уже знают, как быстро организовываться в таких ситуациях», — рассказывает Влада. В пример она приводит случай, когда волонтёр предложил женщине с маленьким ребёнком, которая не знала, куда ей ехать, своё жильё в Закарпатье. «Он ей гарантировал, что если она сейчас сядет в лодку, он разместит её там у себя, оплатит билеты и всё для неё там будет готово».

«Если говорить про оккупированные территории, то это просто трагедия»

Влада абсолютно уверена, что когда сойдёт вода, не только в Олешках, не только на оккупированных территориях, но и на деоккупированных территориях, люди будут в полном ужасе от количества жертв. Учитывая уровень воды и то, как быстро она поступала, было нереально всем быстро собраться и уехать. Поэтому Влада понимает, что есть те, кто не успел. К огромному сожалению, для них это стало трагическим концом.

«Если говорить про оккупированные территории, то это просто трагедия. Потому что непосредственно мне и моему мужу, так как у нас есть большая аудитория в Instagram, писало множество людей и просили о помощи. У большинства людей родственники на оккупированной территории, в тех же Олешках, и там ситуация просто ужасная: люди сидят на крышах, в эту жару, без еды, питьевой воды, а затапливает их гораздо быстрее. Люди кричат, просят о помощи, а россияне их принципиально не эвакуируют».

Более того, Вдала рассказала, что когда украинские военные и бесстрашные волонтёры пытались эвакуировать людей с оккупированных территорий, то их тоже обстреливали. Влада слышала от волонтёров, что одну лодку расстреляли из пулемётов, другую из артиллерии и уже есть погибшие.

8 июня Влада была свидетелем того, как людей из оккупированных территорий привезли в Херсон. Она описывает это как что-то невероятное: «Это слёзы, люди просто счастливы видеть своих родственников живыми, потому что понимали, что это чудо, что они живы. Так как, во- первых, это потоп, ужасный потоп, люди несколько дней просидели на крыше. Во-вторых, это максимально рискованный выезд оттуда, так как для россиян нет ничего святого, нет разницы — эвакуация это, мирные люди это или военные, они стреляют по всем. Видят, что что-то едет, и стреляют».

Ещё Влада рассказала о женщине, которую 8 июня всё таки удалось эвакуировать с оккупированной территории в Херсонской области. Когда она вышла из воды и оказалась в безопасности, её первыми словами были: «Путин, гореть тебе в аду!» Далее последовал долгий монолог о том, как она пережила оккупацию, как во время псевдореферендума российские военные с оружием ходили по домам мирных жителей, всё проверяли, давили на людей, чтобы референдум показал необходимые России результаты.

Женщина говорила и о том, как после деоккупации Херсона люди подумали, что и на оккупированных территориях сейчас всё немного успокоится, но начались ужасные обстрелы и вот сейчас потоп. «Эта женщина ненавидит русских и Россию, она, как и многие украинцы, придерживается мнения, что это война не только Путина, а война всей России, россияне сами это допустили и одобряют это в своём большинстве», — рассказывает Влада. 

Влада и Константин видели своими глазами и зафиксировали это на своих фотоаппаратах, как жители Херсона радовались деоккупации. «Херсон никогда не хотел присоединиться к России, это абсолютно украинский город. Мы видели всю эту радость людей своими глазами. Говорить о том, что Херсон когда-то хотел или мечтал быть частью России — это полный бред», — сказала Влада.

«Реакция мировой общественности на трагедию Каховской ГЭС для большинства украинцев возмутительна»

Масштабы последствий разрушения Каховской ГЭС и затопления территорий ещё предстоит оценить, но уже ясно, что происходит гуманитарная и экологическая катастрофа. 

«Мы пока не понимаем, насколько, всё плохо. Но уже 8 июня можно было говорить, что Херсон стоит на пороге санитарной и экологической катастрофы. В городе уже был неприятный запах — вода полна нечистот, от этого никуда не денешься, вода грязная, мутная от канализации и всего остального. Мы не знаем и количества жертв — люди, животные, всё сейчас в этой воде», — говорит Влада. 

Реакция мировой общественности на трагедию Каховской ГЭС для большинства украинцев возмутительна, оскорбительна и непонятна, говорит Влада. У всех украинцев в голове сейчас логичный вопрос: «А где известные экоактивисты? Где ООН? Почему все молчат? Почему никто не говорит об экологических последствиях не только для Украины, но и для всего мира?»

Влада уверена — если завтра Украина перестанет бороться, то Путин на этом не остановится. «Он пойдёт дальше, у него абсолютно больные в этом плане амбиции. Украина сегодня является щитом между Россией и всем остальным миром». Влада отмечает, что украинцы очень благодарны европейцам и странам-партнёрам за поддержку, вооружение и всё остальное. «Но мир и страны-партнёры также должны быть благодарны Украине за то, что сегодня именно она расхлёбывает всё это и не даёт войне пойти дальше. Больше всего мы нуждаемся в вооружении и в том, чтобы о нас говорили, чтобы о нас кричали, чтобы весь мир не молчал».

«Нам нужно, чтобы о нас говорили. Мы боремся против очень мощного и очень беспринципного зла — Россия это подтвердила уже не один раз за эту войну. У них нет никаких принципов, никакой морали. Мы говорим про страну, про Россию, которая обстреливает точку эвакуации людей, у которых затопило всю жизнь. И затопила она же. Вы можете осознать это? Это реально страшно и это нужно прекратить. Прекратить можно только одним путём — огласка и вооружение для защиты своего суверенитета”, — сказала Влада.

Поддержать очень важную работу Влады и Константина можно через их сайт, сейчас они собирают донаты на различные нужды украинских спасателей, военных и мирных граждан.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments