В понедельник, 7 августа, с самого утра всё шло по плану: после обеда в музее Райниса в Беркенеле была запланирована экскурсия, участники пленэра, проходившего в Червонке, должны были ночевать на мансардном этаже музея. Все готовились. Но пронёсшийся ураган кардинально изменил ход событий. 

Директор музея Инесе Баравика в те критические четыре минуты, когда ураган бушевал над территорией музея, была в пути к нему. Подъехав к стоянке, она увидела осколки стёкол и фар автомобилей своих сотрудников. И больше ничего. 

Связи не было, выяснить, где коллеги, в те секунды не представлялось возможным. Подгоняемая ливнем, страхом и ответственностью за людей и культурное наследие Латвии, она побежала в музей. 

На первый этаж лились потоки дождя, а на втором грудами лежали осколки 14 разбившихся окон. 

Сотрудница, укрывшись покрывалом, испуганная и растерянная. находилась там. Выяснилось, что садовник Евгений от урагана успел укрыться в амбаре. 

Когда появилась возможность осмотреть нанесённый урон, и помещение второго этажа музея, и территорию невозможно было узнать. 

Позже Инесе плакала, не спала в ту ночь, но мгновенно необходимо было действовать. Решения приходили интуитивно, ведь, как говорит Инесе, нет разработанного чёткого плана действий в катастрофических ситуациях.

Два дня после случившегося

Прошло два дня, эмоции улеглись, на их место пришло понимание, что нужно делать. Музей обратился за помощью к людям — попросил приехать на толоку 9 августа. И люди откликнулись. 

Директора музея Райниса Инесе Баравику поймать для разговора о случившемся в день толоки было крайне сложно — к ней постоянно подходят за указаниями приехавшие люди, сотрудники музея для уточнения действий, приезжают представители администрации самоуправления, которым она обрисовывает масштаб ущерба и проясняет для себя дальнейшую судьбу музея. 

«И 7 августа, и сегодня очень важно не бросаться в панику, а организовать процесс так, чтобы не было хаоса», — считает Инесе и делает всё возможное, чтобы окружающие это почувствовали.

Разбитые окна мансарды затянуты строительным материалом, хотя по периметру всё ещё торчат осколки стёкол, пол подметён, а мебель размещена подальше от оконных проёмов. Сейчас более важно привести в порядок территорию музея — там наиболее сильные разрушения. 

Поваленные деревья, оборванные ветки и листья, осколки стекла в кустах у здания музея, поломанные и сбитые градом растения, поколотая черепица, забитые листвой стоки по периметру дома — такой мы увидели территорию музея Райниса в Беркенеле 9 августа. 

Беда, объединившая неравнодушных людей

Но никакого упадка сил и настроения, а наоборот — общее желание отозвавшихся на приглашение директора музея помочь. 

«Спасибо людям, что они вообще отозвались. Я очень рада, потому что не ожидала такой реакции. Здесь сегодня мои коллеги из Управления культуры Аугшдаугавского края. Их восемь человек, остальные те, кто прочитал призыв и просто приехал», — рассказывает Инесе.

И эти люди настолько разные — молодые девчёнки, уверенные женщины, немногословные мужчины. Но всех, конечно, покорили мужчина и женщина очень преклонного возраста. С большим уважением к их решению приехать на помощь музею отнеслись все присутствующие. И они чувствовали себя хорошо, обрезая поломанные кусты и сгребая листья и ветки. 

В беседе узнали, что они — брат и сестра, оба уже пенсионеры. Но очень активны. Женщина прочитала о призыве о помощи в социальных сетях и быстро всё организовала.

Честно, невозможно было остаться в стороне и не влиться в ту ауру добра и помощи. Мне кажется, случившаяся ситуация помогла людям проявить своё неравнодушие и сплотить их в одном месте. И это не только наш с сыном пример. 

Приехав для того, чтобы увидеть масштаб произошедшего и поговорить с Инесе, мы остались. С радостью сгребали на полотно сбитые ураганом листья и выносили их в отведённое для этого место. 

Приехавший для оценки ущерба исполнительный директор Аугшдаугавского края Петерис Дзалбе с помощниками тоже легко влился в компанию и наравне со всеми помогал музею. 

Директор туристического центра информации Даугавпилса Роланд Градковский тоже был тут — пилил поваленные деревья. Все вместе, дружно и с позитивом занимались одним общим хорошим делом.

«У нас было красиво и будет!»

Работники музея Райниса в Беркенеле были до слёз благодарны за помощь. Они старались отплатить — пригласили на обед. Такой простой и вкусный, который, кажется, бывает только тогда, когда готовят с душой и любовью.

А Инесе Баравика уверена, что случившийся ураган, который как-будто целенаправленно прошёл над музеем, даст толчок к ещё более активному его развитию. «У нас было красиво и будет! Мы будем стараться делать музей лучше, больше, интереснее для людей».

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments