Андрей — работник одной из силовых структур Старобельщины. Он рассказывает, что россияне начали навязывать гражданство сотрудникам учреждения ещё в первые месяцы оккупации. Мужчина пытался отказаться, потом даже уволиться, однако боевики группировки «ЛНР» начали ему угрожать.
«Один из них ударил меня в живот, а другой сказал, что если я откажусь, то меня направят на штурм позиции ВСУ», – говорит он.
Если человек живёт на Луганщине, хочет работать или получать пенсию, чтобы иметь деньги на еду и лекарства, пользоваться медицинскими услугами и социальными пособиями, он должен иметь российский паспорт.
На временно оккупированных территориях Украины россияне продолжают проводить политику паспортного террора по отношению к украинцам, принуждая их к получению паспорта и, соответственно, гражданства Российской Федерации. Так захватчики пытаются легитимизировать своё присутствие в Украине.
Украинцы же называют российские паспорта «аусвайсами», проводя параллель между насильcтвенной паспортизацией в Украине и нациским режимом.
Жители временно оккупированной Луганской области рассказали «Чайке» свои истории. Многие из них уже получили паспорт агрессора, но некоторые до сих пор держатся. В целях безопасности героев мы изменили их имена.
Отказалась от паспорта, потому что хочет увидеть сына
Анатолий и Наталия — супружеская пара пенсионеров, проживающих в одном из сёл оккупированного Старобельского района. В населённый пункт, где они живут, оккупация пришла в первые недели полномасштабного вторжения.
Анатолия вынудили получить паспорт РФ в июне 2023 года. Ему пришлось это сделать, чтобы и дальше получать пенсию, так как с украинским паспортом ему больше не начисляли выплаты, а для жизни в оккупации нужны хоть какие-то деньги.
Жена Анатолия на сегодняшний день так и не получила паспорт РФ, потому что боится, что из-за этого она больше не увидит сына.
«Как же так? Я родилась в Украине, всю жизнь была и остаюсь украинкой, а тут пришли россияне и пытаются мне навязать свой паспорт и поменять гражданство. Нет, я не согласна, я не хочу этого! Мне хотелось бы ещё увидеть сына. Он живёт в Днепре. Я боюсь, что если пойду на этот шаг, то меня не пустят к нему в Украину (на территорию, подконтрольную Киеву)«, – поделилась Наталия.
Отметим, что украинские власти понимают российскую тактику принуждённой паспортизации, и Киев не будет преследовать граждан, пассивно получивших «российское гражданство».
Российский шантаж
Алексей, работник хозяйственного звена одного из учебных заведений оккупированной Новопсковской громады. Говорит, что не может покинуть оккупированный регион или же уволиться из школы, так как на его попечении находятся пожилые родители с проблемами со здоровьем.
«Я остался работать, поскольку не занимался пропагандистской деятельностью, как педагоги-коллаборанты, а просто слежу за порядком в школе. Да и деньги нашей семье нужны», — рассказывает он.
По его словам, до начала 2023 года можно было работать по украинскому паспорту — разговоры о получении российского документа звучали и раньше, но до февраля текущего года им ничего не навязывали. Но в феврале руководство школы потребовало от работников получить паспорт РФ, иначе их уволят.
«Я оттягивал этот момент до последнего, но, к сожалению, мне пришлось взять российский паспорт», – рассказал мужчина.
Алексей говорит, что после получения паспорта его отправили становиться на учёт в оккупационном военкомате якобы «для уточнения данных». А сейчас он с нетерпением ждёт ВСУ и верит, что однажды над школой, где он работает, снова будет развеваться украинский флаг.
Единственный в семье без паспорта
До оккупации Богдан работал учителем в одной из школ Старобельщины. Когда учебное заведение захватили, и оно перешло под контроль россиян, наш собеседник уволился и отказался получать паспорт агрессора.
«Сейчас все активно получают паспорта, так как без российского документа ничего уже сделать нельзя. Все услуги, в том числе медицинская и социальная помощь, завязаны на паспорте РФ, работать без аусвайса тоже нельзя. В общем, в нашей большой семье я — единственный остался без этого документа. Да, страшно жить, ведь россияне нас, с украинским паспортом, принимают за «диверсантов и предателей», но я держусь», – сказал педагог.
какая бредота! Но не могу упрекать — кто платит, тот и музыку заказывает. Только что вы будете делать, когда НАТО основательно потеряет все в боях с Россией? 20 новейших немецких «Леопардов», уже два английских «Челленджера», французские АМХ 10, французские, польские, шведские, американские гаубицы, ЗРК «Пэтриот», РСЗО «Хаймеср» и т. д. — все это, теперь утверждают НАТОвские военные эксперты, старый хлам! Умора, ведь еще менее года назад те же немцы хвастали, что они передали новейшие военные разработки, каковых нет даже в Бундесвере. Они хвастали и своими «Леопардами 2 А4/6) — новейшие танки, теперь сгорели уже два «непобедимых» английских Челленджера. Ну-ну