Аглона – место, где музеев больше, чем магазинов. Маршрут выходного дня

вывески музея почты
Вывески Музея почты. Все аглонские музеи — это очевидные признания в любви к кому-то или чему-то. Фото Глеба Беляева.

В Аглоне на примерно 800 человек населения имеется, как минимум, три музея, не считая огромного арт-объекта и других интересных к просмотру мест. Наверное, это редчайший случай, когда в населённом пункте музеев чуть ли не больше, чем магазинов. Если вы любите рассказы увлечённых людей об их творчестве — вам сюда.

Музеи Аглоны создают увлечённые люди 

В Аглоне есть Музей почты и вообще способов передачи информации. Музей самодеятельный, не официальный, и всё, что там имеется, есть обращенное к людям послание от создателя Музея.

Послание о том, что самого этого создателя волнует и интересует настолько, что он не поленился и сумел организовать целое здание, с кучей всяких вещей, поданных красиво и с выдумкой.

Окно в Музее почты. Фото Глеба Беляева

Только такой взгляд на вещи, взгляд рассказчика, взгляд художника может навести на мысль, например, сделать экспонатом музея взгляд из интерьера почтовой станции на улицу старой Аглоны.

Если захотите считать вид из нарисованного окна не фотографией, а порталом во времени — будете правы, именно так это тут и работает.

Музей почты (ул. Кална, 12) открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, но стоит дополнительно уточнить, работает ли он именно в день вашего предполагаемого визита. Это можно сделать по телефонам 27068443, 28341762.

«Это не музей — это икебана»

Этими словами Валдис, создатель аглонского Музея войны ответил на мой вопрос, какое место занимает посреди пулемётных лент и снарядов экран с поющей Марикой Рокк.

Музей войны подхватывает человека, уже настроенного самой Аглоной на необычное, Музей тоже замедляет «трафик» обычных реакций и мыслей в нашей душе — и превращается из ангара, набитого пыльными обломками прошлого, в бесконечный и тотально реальный мир.

«Музей и рассчитан на человека, внутренне готового к получению таких впечатлений, — говорит Валдис. — Я и делал всё это, охваченный вдохновением как художник. Это художественное произведение — и как всякое художественное произведение, оно создано из вещей конкретных, но открывает нам общее».

Общее, которое открывает Музей — это война не как набор способов для убийства и сводок о том, как именно это происходило, а война тотальное состояние, сквозь которое человечество продолжает и продолжает проходить, несмотря на весь свой военный опыт.

Музей показывает всё, что было частью жизни в такое время — включая уже упомянутую Марику Рокк. Или Клавдию Шульженко, поющую не с экрана, а на сцене перед солдатами. Или аптечку и набор инструментов полевого медика — и мы можем представить, что мог чувствовать человек, жизнь которого спасают этими инструментами. И что чувствовал тот, у кого для спасения жизней только и было, что эти инструменты.

Музей войны Медицинские инструменты
Медицинские инструменты. Фото предоставлено Аглонским Музеем войны

Любителю военной истории или видеоигр на тему Второй мировой Музей поначалу кажется приложением к книге или игре — набором подлинных артефактов. Но от этих наивных восторгов музей немедленно, буквально за шкирку берёт и бросает вас, например, в развалины бункеров Гитлера. В музее есть подлинные обломки каждого из его убежищ, и известная история звучит убедительнее и громче.

Только художник мог выбрать для впечатления такие детали как, скажем, простая миска, наполненная осколками. Даже если бы эти осколки были осколками из тел бойцов, это не подействовало бы на меня так, как подействовали именно эти — их извлекли из стволов деревьев уже в наше время.

От Валдиса я узнал, что по соседству с Аглоной по сей день есть участки леса, которые не вырубаются потому, что в стволах осталось осколков настолько много, что просто пилы загубишь.

Мы привыкли считать войну памятью мертвых — но вот, стоит целый лес, в котором всё это болит по сей день.

миска с осколками
Осколки из раненых деревьев. Фото Глеба Беляева

В то же время, Музей хранит и передаёт то, что из века в век отзывается на войну в душе человека и мотивами подвига, удали и даже восторга. Невозможно описать все, что ты получаешь в этом музее — как невозможно описать полностью впечатление от картины или скульптуры. Потому люди и прибегают к художественному творчеству, а не ограничиваются документом и протоколом.

Для полноты впечатлений в Музее многое можно трогать — и не просто трогать, а хватать, брать, крутить и вертеть в руках, надевать на себя, от униформы до вооружения, садиться за пулемет и на мотоцикл. Можно многое унести и с собой — набор сувениров, которые можно купить в Музее, тоже от обычного отличается категорически.

Музей войны (ул. Даугавпилс, 40) открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, но для гарантированного попадания в конкретный день и час рекомендуется уточнить время его работы по телефону 22484848.

Место паломничества 

Аглона известна как одно из главных мест паломничества. 15 сентября 1698 года в этой местности девушке Анне явилась Дева Мария, держащая в правой руке младенца Иисуса. В католической церкви существует многовековой порядок проверки сообщений такого рода. И Аглонское чудо такую проверку прошло.

Только за последние несколько десятилетий Аглону дважды посещали главы католиков мира — Римские Папы. Помимо этого главного чуда, об особом покровительстве Аглоне имеется много других легенд.

Интерьер Аглонской базилики. Фото с сайта официального сайта храма aglonasbazilika.lv

Довольно легко понять, почему Аглона притягательна и для представителей других христианских конфессий, и для людей, не относящих себя вообще к какой-либо формализованной религии — для этого достаточно побывать в Аглоне хоть раз.

Это место действительно имеет особый настрой. Аглона делает возможным то, что часто трудно или невозможно в других местах — обращает взгляд человека на духовное измерение мира, необязательно окрашенное конкретной религией.

Вот, например, площадка у озера. Скамейка, качели, мосток к воде. И едва заметные в масштабе площадки камни, положенные линией — наверное, чтобы показать, что дальше на машине ехать не надо. В массе мест на планете в этих камнях любой увидел бы только камни. И даже еще прозаичнее — не камни, а что-то, оказавшееся под рукой, чтобы физически загородить проезд.

В Аглоне всё по-другому. Я был там в дни самого массового паломничества — тогда Аглона открывала нечто особенное в тысячах людей, собравшихся там. А когда я был там один, Аглона открыла мне то же самое в озере и камнях.

Говорят, если разбить стеклянную пластину с голограммой, то голограмма воспроизведется в каждом кусочке. Вот в этом ряду камней у озера можно увидеть особую красоту всей Латвии. Немного севернее, чем, скажем, Литва, немного южнее чем Скандинавия, не только у моря, но у озер, с зеленой травой, но и с готовностью к снегу — вместо перечисления, которое может быть только бесконечным, лучше постоять у этих камней.

Базилика Аглоны и местность вокруг неё — это  призма, через которую свет этого места идет к католикам и христианам в широком смысле. Но каждый волен стать такой призмой и для самого себя. Этот свет преломляется в Аглоне сквозь всё, даже сквозь самые простые вещи.

у озера
У камней, у озера. Люди живут в этой красоте, видят её сами и умеют её показать. Фото Глеба Беляева

Это ещё не всё!

Путеводители по Аглоне обязательно упоминают ещё и Музей хлеба. Но в этот обзор подробный рассказ об этом Музее не вошёл по той простой причине, что вот так спонтанно туда не попасть.

Музей хлеба – не просто музей, а, скорее, театр.

Музей даёт представления – экскурсантов рассаживают вокруг накрытого латгальского стола и хозяйка Музея рассказывает, показывает, потчует. Поэтому, о посещении нужно договариваться предварительно.

Ещё один масштабный объект — Гора Крестов или Гора «Короля (Царя) Иисуса», наверное, тоже неслучайно возник именно в Аглоне, вследствие влияния этого места.

Я был и там, но объект этот достаточно велик, чтобы указать его как ещё одну часть рекомендованного маршрута на выходные — это с одной стороны. А с другой, далеко не всем его посетителям он кажется интересным, далеко не во всех отзывается гармонично.

Кто-то выходит, полностью удовлетворённый, а кто-то, наоборот, считает объект скорее странным, нежели величественным.

Если коротко, Гора — это 20 гектаров земли в частной собственности с большими скульптурами и инсталляциями, иллюстрирующими библейские события и мотивы.

Всё это на свои средства и по своему замыслу создал один человек — бывший пилот, переживший, по его словам, клиническую смерть во время полёта, выживший и посвятивший себя тем высшим силам, которым обязан своим спасением.

С автостоянками, автобусным сообщением, местами для поесть — в Аглоне проще некуда. Примерно всё перечисленное расположено либо на самой главной дороге, ведущей в Аглону и проходящей через село, либо находится в прямой видимости с этой дороги.

Как и всюду в Латгалии, вокруг Аглоны тоже есть что посетить — природные, лесные места. Например, хозяйство Олений сад. Но такие места выходят за рамки обычного, городского маршрута. 🙂

Материал создан в рамках проекта «Контент из Латгалии» при финансовой поддержке программы грантов «Местные СМИ за демократию» Европейского фонда журналистики. 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments