Президент Латвии Эдгар Ринкевич призывает обсудить вопрос о закрытии Балтийского моря для судоходства, если будет доказана вина России в повреждении подводной инфраструктуры.
«Хотя Швеция пока не является членом НАТО, мы надеемся, что это произойдет в ближайшем будущем, если мы видим инциденты такого типа, в моём понимании НАТО должно просто закрыть Балтийское море для судоходства. Это можно сделать. Корабли можно остановить», — сказал Ринкевич вечером 19 октября в программе ЛТВ Šodienas jautājums.
В ночь на 8 октября в Балтийском море были повреждены газопровод Balticconnector и кабель связи, соединяющий Эстонию и Финляндию. Позже появились новости, что повреждён и кабель связи между Швецией и Эстонией.
После этих событий НАТО и союзники решили усилить патрулирование в Балтийском море. Новые меры включают в себя дополнительные наблюдательные и разведывательные полёты, в том числе патрульных самолетов, самолетов AWACS и беспилотников. Кроме того, в Балтийском море будет развернута флотилия из четырёх тральщиков НАТО.
Если проводимое Финляндией и Эстонией расследование однозначно докажет вину России в повреждении инфраструктуры, то, по мнению Ринкевича, необходима дискуссия о закрытии Балтийского моря для судоходства.
«Конечно, это ряд вопросов морского права, но если будет чётко доказано, что это Россия, необходима дискуссия о том, как мы можем закрыть Балтийское море, чтобы защитить нашу критически важную инфраструктуру», — сказал президент.
Как передаёт портал lsm.lv, министр обороны Андрис Спрудс считает, что предложение о закрытии Балтийского моря для судоходства — это лишь один из способов реагирования на возможные действия России. По его мнению, есть и другие варианты. А министр иностранных дел Кришьянис Кариньш заявил в интервью программе ЛТВ «Утренняя панорама», что ему трудно представить, как проявится закрытие Балтийского моря.
После диверсии на газопроводе «Северный поток» в сентябре 2022 года НАТО усилило патрулирование вблизи критически важных объектов подводной инфраструктуры. В начале этого года НАТО создало координационную ячейку по подводной инфраструктуре для углубления взаимодействия между организацией, правительствами, военными, промышленными кругами. Затем НАТО создало Центр безопасности критической подводной инфраструктуры при военно-морском командовании альянса.