«Вы наверняка слышали о том, что взмах крыльев бабочки в одном месте может повлиять на ураган в другом месте. То есть, вещи, которые, казалось бы, происходят далеко от нас, всё равно могут влиять на нашу жизнь», – сказал Каспар Руклис, руководитель программы медиаграмотности в балтийском отделении IREX, открывая дискуссию «Поддержка Украине – что я могу сделать?»
Разговор проходил 5 октября в Даугавпилсской государственной гимназии — эксперт по медиаграмотности из украинского отделения образовательной организации IREX Мария Дороша и ученицы Гимназии делились своими знаниями о том, как каждый из нас, следуя их примеру, может помочь украинцам. Ученицы гимназии также рассказали, как война в Украине повлияла на их жизнь.
«Думать о будущем стало труднее»
Санта Юхневича рассказала, как война в Украине напрямую коснулась её семьи. Они принимали беженцев у себя дома – помогали им адаптироваться в Латвии, покупали одежду, кормили.
«Первой была семья из четырёх человек и их друга, который потерял свой дом в Мариуполе в результате бомбёжек», – рассказала она. Сейчас эта семья переехала в Эстонию.
Следующими семья Санты принимала пожилую пару – мужчине было около 70 лет. Его жена видела, как бомбили их дом. К сожалению, после пережитого она заболела, а спустя несколько месяцев умерла в Даугавпилсе.
«Все последние месяцы её жизни муж ходил к ней в больницу, чтобы принести цветы и провести с ней время», – рассказывает Санта. Теперь этот мужчина живёт в Великобритании вместе с семьёй своего сына.
Благодаря этим историям Санта поняла, насколько важно слышать истории беженцев, и считает, что было бы хорошо, если бы появилась платформа, где беженцы делились бы своими историями и тем, что им помогло справиться с трудностями.
Вместе с этим, теперь она более тревожно представляет своё будущее, чем это было до войны. Девушка постоянно думает о том, что она должна знать, какие навыки иметь на случай, если что-то случится. К пример, какой выучить язык. Такие мысли посещают Санту, так как, по её мнению, ситуация с русскоязычными в Латвии и Украине похожи.
«Я не могу помочь финансово, но могу поддержать и помочь с латышским»
Другая ученица гимназии Лига Лаймдота Клявиня сказала: «К сожалению, я не могут помочь Украине финансово или дать что-то материальное. Но я могу оказать моральную поддержку украинским беженцам, которые пострадали от войны и у которых не было другого выбора, кроме как покинуть свою страну».
Она сказала, что может помогать беженцам улучшать знания латышского языка или помогать с переводом. «Учась вместе в школе, я могу им что-то объяснить, если же человек не учится, то могу помочь перевести документы», – привела Лига примеры.
Кстати, до войны в Украине Лига хотела стать юристом, но после изменила своё решение и теперь хочет быть переводчиком.
Она также отметила важность помогать украинцам расслабляться и отвлекаться от страшных новостей.
«Будьте эмпатичны»
«Нужно быть эмпатичными», – говорит Марина Дороша. Она отмечает, что общаясь с украинцами, важно держать в голове то, что эти люди могут переживать тяжёлый период своей жизни, либо они могли, например, вчера получить плохие новости от семьи с родины или с фронта.
Приложение и группа поддержки
Война в Украине повлияла на решение Лоретты Шембелы учиться в медицинском. «Я думала, что медицина это моё будущее с самого детства. Но после девятого класса я задумалась, действительно ли это то, чего я хочу? Но, когда началась война, я поняла, что хочу помогать людям, и это то, что мне нужно», – поделилась она.
Касаемо помощи украинцам, она согласна с Лигой и Сантой в том, что беженцам важно быть услышанными и предложила создать группу поддержки для беженцев-подростков, чтобы помочь им справиться с психологическими травмами.
«Война плохо влияет на психологическое состояние украинцев. Чтобы помочь беженцам справиться с травмами, я думаю, мы можем помочь им быть услышанными. В этой группе поддержки беженцы смогут общаться друг с другом и с латвийской молодёжью, тем самым справляясь вместе с травмами, отвлекаясь от проблем. Кроме этого, они лучше адаптировались бы к новой среде», – считает девушка.
Если людей для создания группы поддержки мало, Лоретта предлагает создать приложение, где беженцы смогли бы общаться. Такое приложение могло бы помочь людям с социальной тревожностью и тем, кто живёт за городом.
«До войны я хотела быть художницей»
«До того, как началась война в Украине, я хотела быть художницей, учиться этому за границей. Однако после начала войны и появления искусственного интеллекта, я решила, что, возможно, мне стоит изучать право и юриспруденцию», – поделилась откровением ещё одна ученица гимназии Ирена Ясвина. Главной мотивацией смены ориентира для неё была мысль, что «это нужнее».
Она также отметила, что дети и подростки переживают травмы иначе, чем взрослые. Поэтому, чтобы помочь подросткам и детям из Украины, можно попробовать организовать разные сессии терапии или психологические спортивные занятия, на которые также могла бы приходить и латвийская молодёжь.
1. Бредбери фантаст.
2. Родители даугавпилсских школьников дали согласие или участвовали в данном мероприятии ?
3. Руководитель городского народного образования или специалисты высоко оценили ?
4. Одна идея очень понравилась.
5. Посещения с цветами в даугавпилсской больнице уже разрешены ежедневно ?