В Краславе открыли Дом, где дети, оставшиеся без семей, могут проживать в максимально приближённых к домашним условиях

В новом, специально построенном здании в Краславе открылся детский центр социальной реабилитации (ДЦСР) Mūsmājas ("Наш дом"). Фото: Глеб Беляев
В новом, специально построенном здании в Краславе открылся детский центр социальной реабилитации (ДЦСР) Mūsmājas ("Наш дом"). Фото: Глеб Беляев

В Центре социальной реабилитации (ДЦСР) Mūsmājas («Наш дом») в Краславе в торжественной обстановке открыли новое здание. Здесь будут жить дети, временно оказавшиеся без семьи, в как можно более «домашних» условиях. 

Открытие Дома посетил министр благосостояния Латвии Улдис Аугулис. 

Поддержи «Чайку»:

О новых услугах и перспективах «Чайка» поговорила с министром, а также с Эрикой Гекой, директором Краславского детского центра социальной реабилитации (ДЦСР) Mūsmājas («Наш дом»), и председателем думы Краславского самоуправления Гунаром Упениексом.

О концепции нового Дома

В «Нашем доме» смогут жить до восьми детей, оказавшихся вне семьи. Суть, концепции этого Дома — максимально компенсировать таким детям отсутствие того, что можно получить только в семье.

К сожалению, приходится формулировать это именно так: «максимально компенсировать отсутствие того, что заменить невозможно». Невозможно заменить детям здоровую семью, но можно попытаться максимально помочь тем детям, кто оказался без семьи.

Это очень убедительно объясняет Эрика Гека, директор ДЦСР. «Иногда можно даже услышать, что дети, живущие за счёт государства в таких учреждениях, как этот Дом, получают больше в плане бытового комфорта, чем дети, живущие в семьях, родители которых оплачивают наши учреждения своими налогами — с горечью в голосе говорит Эрика. — Но те, кто так говорит, не понимают или не хотят понимать, что тут дело не в квадратных метрах или продуктах.

Мы, сотрудники социальных служб, говорим, что такие люди хотят наказать нерадивых родителей, но накажут только ни в чем не виноватых детей». 

Она отмечает, что заменить то ощущение покоя, безопасности и любви, которые даёт настоящий дом, невозможно, а все эти замечательные удобства могут лишь хоть как-то восполнить этот дефицит.

В новом доме таких возможностей больше. Например, есть просторный и ничем не занятый второй этаж. Пространство оставлено пустым сознательно. «Даже при размещении по двое в одной комнате, даже при соблюдении всех норм по метражу, огромную важность приобретают такие вещи, как возможность найти место, чтобы побыть одному, посидеть у окна в покое», — объясняет директор ДЦСР.

В Доме есть все необходимые бытовые условия, техника, игрушки и книжки. Сотрудники Краславского самоуправления по собственной инициативе собрали к его открытию ещё всякого такого — много больших коробок составлены прямо у порога. Когда в Дом войдут первые жители, это назначено на 1 декабря, дети смогут начать обживаться с разбора подарков.

О приобретении детьми очень нужных житейских навыков

В Доме будут посменно и круглосуточно находиться воспитатели. Помимо понятных задач обучения, помощи и присмотра, Дом ставит перед своими сотрудниками задачу обеспечить детям ещё одно: приобретение житейских навыков. 

Это то, чего часто бывают лишены дети, растущие вне семьи. Даже достигнув возраста, с которого государство считает их полностью самостоятельными, такие дети могут недостаточно хорошо ориентироваться в массе относительно простых повседневных дел. 

Поход в магазин, расчёт бюджета, пользование банковским счётом, оформление простых документов — всё это на порядок сложнее для тех, кто не научился этому в семье через тысячи ежедневных случаев и примеров.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что дети, прошедшие через изъятие из неблагополучной семьи, а то и через несколько неудачных попыток найти семью новую, часто испытывают куда большую неуверенность перед жизнью, могут иметь трудности с усвоением новых знаний.

«Стратегически государство считает необходимым найти новую семью для каждого ребёнка — объясняет Эрика. — Но нельзя требовать, чтобы такая семья была найдена в какой-то конкретный срок или, тем более, чтобы такая семья была найдена как можно быстрее».

По разным причинам ситуация в приёмной семье может не сложиться. Каждая такая «ошибка», каждое возвращение ребёнка из очередной семьи усиливает детскую травму. 

«После каждой такой неудачной попытки ребенок может думать, что причина в нём, что это он плохой», — говорит Эрика. — Поэтому ещё один огромный плюс Дома — в нём можно жить и достаточно долгое время, спокойно дожидаться той самой семьи, в которую ребёнок может уйти уже насовсем».

Работа нового Дома будет финансироваться Краславским самоуправлением. Дети из других мест, в принципе, тоже могут попасть сюда — если их местное самоуправление найдёт для этого средства, которые перечислит самоуправлению Краславского края. Это может быть важно, потому что такие учреждения есть не везде.

О новых возможностях в «старом» Доме

На фоне таких крупных проектов не должны потеряться и те дела, которые совершаются постоянно — тот набор возможностей и услуг, который реализуется в уже давно обжитом здании Mūsmājas, тоже постоянно растёт.

Министр начал свой визит именно со знакомства с тем, что появилось в этом, наиболее вместительном здании. Это и новые услуги, и новые инфраструктурные возможности. В том числе, для людей с ограниченной способностью к передвижению, включая слабовидящих.

Новый набор услуг реализуется силами уже имеющихся специалистов. Они работают более 20 лет, но повышают квалификацию и предлагают новые услуги. Для них это очередной шаг в профессиональном росте.

В частности, теперь есть, кому профессионально работать с детьми, у которых диагноз — расстройства аутистического спектра. Работа с такими детьми требует постоянного обучения — это широкий спектр расстройств, и спектр методик по работе с ними не менее широкий.

Министр пообещал, что в следующем году будет расширено и обучение специалистов и, соответственно, набор услуг. Будет отдельный проект для этого. Есть вещи, которые ещё предстоит освоить. Например, такой востребованный метод как ABA (аpplied behavior analysis) или КБТ (когнитивно-поведенческая терапия). Но то, что уже открыто, полностью обеспечивает потребность в услугах такого рода для детей Краславского края.

Существует определённая очередность, упорядоченные списки, но если ребёнку назначено получить, скажем, 30 процедур или 10 консультаций — ребёнок получит всё это полностью.

За тем, чего в крае предоставить пока не могут, родители с детьми ездят в Даугавпилс — там имеется большой профильный центр. Иногда полностью дублировать работу такого центра в каждом крае нецелесообразно — для оптимальной работы некоторых специалистов требуется сравнительно большой поток клиентов, а в регионах это не всегда есть, в отличие от большого города.

Тем не менее, и то, что обеспечивается в крае, это, безусловно, и нужно, и даёт заметные результаты — прогресс отмечают не только специалисты, но и дети, и родители.

Направление на все консультации и процедуры дети получают вместе с диагнозом. Так или иначе, каждый ребёнок время от времени проходит через наблюдение специалистов: врача, психолога, логопеда. И если врач или другой специалист приходит к заключению, что ребёнку необходимы те или иные мероприятия, то родителям достаточно обратиться в Социальную службу с заявлением, в котором надо перечислить то, что их ребёнку назначил специалист.

Даже если родители ездили на обследование за пределы края, к какому-то особенному специалисту, и им было сказано, что ребёнку будет важно для полноценного развития то или другое — ребёнок это получит.

Визиты в регионы — часть повседневной работы

Улдис Аугулис посещает Краславский край не впервые. И раньше, когда он занимал должность министра транспорта, и теперь, в качестве министра благосостояния, Краслава постоянно присутствует в расписании его поездок.

«Это часть повседневной работы — рассказывает министр. — Помимо обмена документами, планами и программами, мы постоянно встречаемся на месте, это совершенно необходимо. Теоретически, можно безвыездно сидеть в Риге, чиновники тебе докладывают регулярно, но часто бывает, что по приезду на место перед глазами разворачивается совсем другая ситуация. Например, именно личное присутствие помогло и при организации транспортной доступности школ в крае, и при решении вопросов с беженцами, и в оценке положения на границе».

Гунар Упениекс, глава самоуправления Краславского края, вспоминает, что рабочие отношения с нынешним министром имели место и в бытность их обоих депутатами Сейма. Но оба чиновника соглашаются, что больше удовлетворения приносит работа именно в исполнительной власти: результат этой работы виден быстрее и лучше.

Вся программа этого визита составилась из того, что появилось как идея в диалоге с самоуправлением края, и сегодняшнее «разрезание ленточек» — это лишь последний этап многоступенчатого процесса.

Материал создан в рамках проекта «Контент из Латгалии» при финансовой поддержке программы грантов «Местные СМИ за демократию» Европейского фонда журналистики. 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments