«Не боялся быть убитым, боялся беспомощности». Разговор с украинским военным на реабилитации в Латвии

Валерий Каганюк (слева) с побратимом на праздничном ужине в штабе Общества латвийско-украинской дружбы. Фото: Общество латвийско-украинского содружества «Вече».
Валерий Каганюк (слева) с побратимом на праздничном ужине в штабе Общества латвийско-украинской дружбы. Фото: Общество латвийско-украинского содружества «Вече».

В мае 2022 Валерий Каганюк потерял обе ноги до колена. В бою на северо-востоке Украины ему в ноги прилетела мина.   

«Сначала научусь быть самостоятельным. Не хочу ни от кого зависеть. Я был строителем, работу любил, дома делал хорошие людям. Сейчас будет видно – если ещё пригожусь на службе – пойду служить», — говорит он.

Поддержи «Чайку»:

20 декабря за праздничным ужином он провожал в Украину группу военных после реабилитации. Сам Валерий уже месяц лечится в реабилитационном центре Вайвари, в Юрмале, и пока врачи домой его не отпускают. 

Историю своей службы и ранения 43-летний Валерий рассказал «Чайке». Плача.

Решение было принято сразу – иду на войну

«Моя семья из Волынской области (Западная Украина). Я сам – строитель, строил людям дома, воспитывали с женой двоих дочек.

Кардинально всё поменялось 24 февраля. Как-то вот всё без сомнений и без раздумий.

Я просто понял, что иду на войну. В конце концов, это моё обязательство — как мужчины, как гражданина Украины. Иначе от нас — украинцев, ничего не останется.

Попал в территориальную оборону. Поскольку опыта не имел, отправился с другими мужчинами на обучение. Среди побратимов были те, кто бросили работу в Европе, чтобы вернуться на Родину и стать на её защиту.

Учились поведению с оружием, рыть окопы, маскироваться, изучали также и тактическую медицину.

Само обучение нередко проводилось коллегами-военными из-за рубежа, в реальных боевых условиях приходилось адаптировать полученные знания, а нередко – на месте формировать новые военные навыки. 

У наших солдат теперь достаточно боевого опыта в современной войне. Теперь уже мы сможем обучать солдат других стран. Не знаю правда, хорошо это или плохо.

Под ноги прилетела мина

Это было в конце третьего дня “выхода” на позиции противника. Бой только-только закончился. Русские отошли. Мы уже возвращались в блиндаж забрать свои вещи, которые остались после боя. И вдруг прямо под ноги прилетела мина. 

Я сильно отлетел в сторону. Упал и стал анализировать – если я могу думать, видеть, поворачивать голову – значит голова целая. Но что тогда? И в этот момент я увидел, что одна стопа оторвана, а вторая нога была ранена. 

Мой напарник — друг, лежал в трёх метрах от меня. Он был посечён до пояса и также с оторванной одной ногой. 

Мы вызвали ребят для эвакуации, тем временем я накладывал себе турникет. Когда нас выносили с поля боя, нас сопровождал дрон ещё метров 100 и продолжала крыть “миномётка”. 

Ребята пронесут нас немного, удары миномётов, нас бросают, сами падают. 

В тот момент я просил застрелить меня. Подвергать побратимов опасности (не хотел), да и я ранение получил нехорошее – понимал, что буду без ноги… Просил, чтобы застрелили. Но они, спасибо им, этого не сделали.

Об обязанности служить — в Украине и Европе

У нас недостатков в стране много, но много и сделано. Возможно, подошёл тот момент, когда нужно всё брать в руки военным? 

Закон об ужесточении мобилизации (который обсуждают в Украине) поддерживаю, страна вообще должна перевести всю экономику на военные рельсы. 

Время ли сейчас ремонтировать стадионы? Нет. Завтра этого стадиона может не быть. Украинцам не откажешь в отваге и мужестве. Однако останавливаться рано.

То же самое касается украинских мужчин в Европе. Нужны механизмы их возврата. Да, война — это боль, трагедии и лишения. Но другого варианта нет – только уничтожить противника.

Надеюсь, на второй год войны даже у скептиков появилось понимание, что враг коварен. Дайте ему передышку в виде мирных переговоров, – и через несколько лет будет ещё одна война. 

Не побоюсь этого слова – мобилизация нужна будет всему цивилизованному миру.

Планы на будущее

Сейчас прохожу реабилитацию, жду постоянные протезы, чтобы научиться ходить и понять, насколько сохранена функциональность ног. Если будет достаточно для службы в Вооружённых силах Украины, вернусь к побратимам. Все мои мысли о них. Если буду ограничен, скорее всего — попробую вернуться к строительству, к каким-то его направлениям». 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments