Что читать? Советует Алексей Дунда, журналист и ведущий программ Rus.LSM

Алексей Дунда - журналист, ведущий программ Rus.LSM.lv. Фото из личного архива
Алексей Дунда - журналист, ведущий программ Rus.LSM.lv. Фото из личного архива

Лет 15 назад наш герой заставлял себя читать произведения, которые были у всех на слуху, но, говорит, не получал от этого какого-то большого удовольствия.

Сейчас же на чтение, признаётся Алексей, у него совсем немного времени, и из-за этого он в последнее время часто не читает, а слушает.

Sekojiet mums
“Facebook”

«Я читаю гораздо, гораздо меньше, чем хотелось бы. И вместо чтения я в последние годы часто занимаюсь слушанием. Слушаю, когда еду на работу и с работы, и когда просто хожу. У меня есть хобби, увлечение такое – я люблю ходить. Могу вот час ходить и что-то при этом слушать», — говорит Алексей Дунда, журналист, ведущий программ портала латвийского телерадиовещания Rus.LSM.lv, которого мы пригласили принять участие в нашей рубрике «Что читать?»

Алексей говорит, что сейчас вообще не читает художественную литературу. 

«Читаю обычно исторические и политические материалы. Я не могу себе представить, что в какой-то момент я беру книгу, сажусь и читаю роман».

Детство в плане чтения, говорит, было достаточно стандартным. Родители читали много, и в основном это была художественная литература. Книги были дефицитом, так что читали они всё, до чего могли дотянуться, и так же делал и маленький Лёша.

«Тогда я в себе так не разбирался и не понимал, что именно меня интересует, что именно я хочу читать. Но помню, как классе в шестом или седьмом отец принёс мне книгу французского писателя Луи Буссенара. Мне эта литература очень нравилась — там описывались приключения, жизнь в джунглях, путешествия на север и прочее. И книги Буссенара, можно сказать, открыли мне книжный мир».

Сейчас же он чётко понимает, что хочет читать, что ему совсем неинтересно, а что сейчас просто не в приоритете, и поэтому часто бросает начатые книги – говорит, что таких текстов накопилось уже лет на пять.

«Я не могу сказать, что эти книги не нравятся. Они нравятся, но ритм жизни такой, что не хватает сил на всё, что хочется. Когда я вечером приезжаю домой, мне трудно найти час, чтобы почитать. И в итоге всё очень медленно».

Жалеть о прочитанном Алексею не приходится – он говорит, что если что-то не нравится, то он и не читает. Но, немного подумав, он всё-таки вспоминает, что когда-то решил прочесть книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы».

«Я заставил себя прочесть эту книгу полностью, и каких-то восторгов не было. В принципе, кино мне бы хватило, чтобы ознакомиться с этим произведением. Я его дочитал, но, по сути, просто массу времени впустую потратил. Может, мне перевод неудачный попался, я не знаю. Она мало что оставила во мне. Ведь когда читаешь книжку, ты должен получить какую-то полезную информацию, которая тебя как личность разовьёт в каком-то направлении. Она должна донести до тебя какую-то такую мысль, от которой ты подумаешь: “Вау! Хорошо, что я это прочёл!”. А “Парфюмер” – книга не про это».

Книга Михаила Фишмана "Преемник. История Бориса Немцова и страны, в которой он не стал президентом". Изображение: kniga.lv

Михаил Фишман «Преемник. История Бориса Немцова и страны, в которой он не стал президентом»

«Это была последняя книжка, которую я прочитал, — говорит Алексей. — В ней рассказывается об этом человеке, и мне было грустно её читать, потому что она показывает, что вот тут повернули не туда, и здесь повернули не туда, и в итоге пришли не туда, куда хотели».

Отзывы других читателей похожи на то, что говорит Алексей – все они так или иначе отмечают, что эту книгу стоит воспринимать не только и не столько как биографию отдельно взятого российского политика, сколько как рассказ о развитии российской политики и российского общества в те годы, что работал и боролся Борис Немцов.

Михаил Зыгарь «Империя должна умереть. История русских революций в лицах 1900 – 1917»

Книга Михаила Зыгаря "Империя должна умереть. История русских революций в лицах 1900 – 1917". Изображение: kniga.lv

Это книга о том, что предшествовало революции 1917-го года. Она во многом объясняет то, что происходит сейчас.

Вот как отзывалась о тексте Галина Юзефович, известный российский литературный критик:

«Общая мораль книги прозрачна до невозможности. У нас сегодня точно такой же семнадцатый год, так что нам надо срочно извлекать уроки из опыта столетней давности. Вот если бы тогда власть чуть меньше завинчивала гайки и вовремя дала стране достаточно свобод — глядишь, и обошлось бы без потрясений, революций и кровопролития».

Она немало ругала книгу за ложные параллели, избыточность и неточности, но к этому добавляла: «в конце концов, “Империя должна умереть”  — не монография, а развлекательный нон-фикшн, в котором упрощения, параллели и аналогии вполне допустимы».

Лев Толстой «Война и мир»

Эта книга, говорит Алексей, ему очень понравилась. «Существует такое мнение, что “Войну и мир” невозможно прочесть – она большая, скучная и нудная. Но для меня — всё наоборот. Я обожаю эту книгу и прочёл её три раза и со всеми эпилогами, которые обычно людям не нравятся. Каждый раз я получал от неё большое удовольствие».

Книга Льва Толстого "Война и мир". Изображение: kniga.lv
Книга Льва Толстого «Война и мир». Изображение: kniga.lv

Алексей вспоминает, что в первый раз прочёл эту книгу на школьных каникулах. «Я не выходил из дома и читал “Войну и мир”. Представляю себя на месте человека 19-го века, у которого не было кино. По сути, это книга – отличный экшн, боевик. Там и про любовь, и про войну, это и драма и комедия! Это эпопея, перенесённая в книгу, и людям, которые её читали, никакой Марвел с его героями были не нужны».

Алексей признаёт, что воспринимать язык, которым писал Толстой, школьникам было непросто — устаревшие слова, которые не использовались в наше время. «Детям трудно разобраться, что такое картуз, что такое кафтан. Возможно, надо было бы что-то посовременнее читать». 

Он он отмечает, что у его была очень хорошая учительница русского языка и литературы в Резекненской средней школе №3 — Татьяна Львовна Ставская, которой он до сих пор благодарен за то, что она привила ему хороший, правильный письменный русский язык. 

Борис Акунин «История Российского государства»

Это серия книг, состоящая из двух частей – основной (исторической) и дополнительной (художественной). Наш герой, будучи любителем исторической литературы и и не особым любителем литературы художественной, рекомендует именно историческую серию. Пока что она состоит из девяти томов:

  • Том I. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы
  • Том II. Ордынский период. Часть Азии
  • Том ІІІ. От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой
  • Том IV. Семнадцатый век. Между Европой и Азией
  • Том V. Азиатская европеизация. Царь Петр Алексеевич
  • Том VI. Эпоха цариц
  • Том VII. Первая сверхдержава
  • Том VIII. Лекарство для империи. Царь-освободитель и царь-миротворец.
  • Том IX. После тяжёлой продолжительной болезни. Время Николая II
Книга Бориса Акунин «История Российского государства». Изображение: kniga.lv
Книга Бориса Акунина «История Российского государства». Изображение: kniga.lv

Вскоре также планируется издание десятой книги этой серии — Том X. Разрушение и воскрешение империи. Ленинско-сталинская эпоха (1917-1953).

Стоит отметить, что этот проект немало критиковали и за чрезмерную насыщенность фактами, и за некритичное отношение к летописям, и за небрежность. На научно-просветительском форуме «Учёные против мифов-3» историк Клим Жуков заявил, что эти книги Акунина не имеют никакой научной ценности и вводят читателей в заблуждение.

Но читатель должен понимать, что книги Акунина, всё же, произведения художественные. 

Хотя, вот что сам Борис Акунин написал о последнем, десятом томе: 

«Исторические книги, в которых я вижу смысл и пользу, помогают правильно понять прошлое ради того, чтобы извлечь из него правильные выводы для будущего. С этой точки зрения я и прошу читателя оценивать мое сочинение». 

Леонид Парфёнов «Намедни. Наша эра»

Один из томов серии книг Леонида Парфёнова «Намедни. Наша эра». Изображение: kniga.lv
Один из томов серии книг Леонида Парфёнова «Намедни. Наша эра». Изображение: kniga.lv

«В этих текстах очень интересная подача – их читаешь и вспоминаешь свои какие-то моменты из прошлого. Это телевизионный язык, перенесённый в книжный формат, и мне доставляло большое удовольствие читать этот цикл», — говорит Алексей.

В десяти книгах Леонид Парфёнов с помощью коротких статей вырисовывает образ советской и постсоветской российской эпохи, показывая и политические события, и их восприятие людьми, и как в разные годы выглядел быт.

Образ складывается сложный и многогранный, и эти книги совсем не похожи на пропаганду, восхваляющую или бесспорно ругающую власть.

Мы не будем перечислять названия всех томов, потому что они просто разбиты по временным периодам (отрывок в пятнадцать лет, десятилетия и пятилетки). но при желании, найти их можно здесь

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Konstantins
Konstantins
9 месяцев назад

При всем уважении к Акунину и Зыгарю…это не история, а как раз худ. литература!