По данным Министерства внутренних дел, представленным «Чайке», в последнее время в среднем в Латвии документы о временной защите получают 14 украинцев в день.
По состоянию на 1 апреля 2024 года в латвийском Регистре физических лиц (FPRIS) зарегистрированы 54 151 гражданин Украины, получивший временную защиту.
Данные пресс-службы ведомства также показывают, что наибольшее количество украинцев прибыло в страну в первые три месяца войны. В период с 24 февраля 2022 года по 30 апреля 2022 года было зарегистрировано 25 872 гражданских лица Украины.
И дальше ежемесячно количество просивших временной защиты в Латвии уменьшалось.
Почему так сократилось количество беженцев, ведь жестокая война продолжается, всегда ли война является причиной отъезда и есть ли такие украинцы, которым аннулировали право временной защиты в Латвии? Об этом мы поговорили с представителями ответственных ведомств, лидером волонтёрской организации и с самими украинцами.
«Людей приезжает гораздо меньше»
В Латвию прибывают и транзитные украинцы, то есть те, кто едет через нашу страну в другие страны Европы, а также в Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию.
Однако и транзитных, и тех, кто оседает в Латвии, стало существенно меньше. Это подтверждает Александр Морозов, руководитель молодёжной организации Young Folks LV, которая с первых дней войны помогает украинским беженцам на Рижском автовокзале (о ребятах мы подробно рассказывали здесь).
«Сейчас приезжает людей гораздо меньше. В первое лето войны у нас в центре было новых 150 людей в день, доходило до 5 000 человек в месяц. Сейчас центр на вокзале может принять одну семью в день, а может вообще никого. То есть за месяц — от 10 до 20 у нас на автовокзале новых украинцев», — рассказывает Александр.
В настоящее время, уточняет Морозов, его центр на автовокзале ориентируется на тех украинцев, которых буквально из рук в руки передают волонтёры организации Rubikus.helpUA (ребята из этой команды помогают беженцам и в Даугавпилсе, мы снимали видео о них, посмотреть можно здесь).
Эти люди убегают от войны в основном через Россию и сейчас уже гораздо меньше — через Беларусь. А поскольку с каждым месяцем путь через территорию страны-агрессора становится всё более и более сложным, таких людей становится всё меньше.
«Это одна причина, — говорит Александр. — А вторая – стоимость. Такая поездка до Латвии стоит около 500 евро за человека.
Перевозчики стали брать большие деньги, а российские волонтёры Рубикуса, которые могли бы бесплатно отвезти украинцев до границы с Латвией, работают крайне аккуратно – их деятельность преследуется путинским режимом.
И третья причина – такой длинный путь сложно преодолевать людям с инвалидностью или пожилым. А на оккупированных территориях остались преимущественно такие люди».
В 2023 году за пределами Украины остались 142 тысячи человек
Согласно статистике за 2023 год, общее количество пересечений границы на въезд в Украину превысило 17 633 миллиона. Почти столько же и выехали из страны. Разница между теми, кто выехал, и теми, кто вернулся в Украину, составляет менее 1%. А именно — 142 тысячи человек в 2023 году остались за пределами Украины.
Для сравнения, это в 15 раз меньше, чем в первый год полномасштабной войны. Так, в 2022 году разница между теми, кто выехал из Украины, и теми, кто вернулся, составляла 2,2 миллиона.
Совсем свежая статистика также подтверждает – из Украины выезжает всё меньше и меньше людей. Государственная приграничная служба Украины сообщает, что, например, 12 мая 2024 года из Украины выехали 44 тысячи человек, вернулись – 40 тысяч, 37 тысяч из которых – граждане Украины.
Для сравнения: за сутки 18 марта 2022 года государственную границу Украины с ЕС и Молдовой пересекли более 50 тысяч человек. Вернулись в Украину при этом 19 тысяч человек.
Что рассказывают беженцы из Украины
Ольга приехала в Латвию из Харькова полтора месяца назад. Говорит, что хотела стабильной жизни. «Харьковчан, мне кажется, пугает не тяжёлая ситуация, а непредсказуемость. В Украине поднимаются цены на продукты питания, на бензин. В целом всё непредсказуемо. Причин много, мне сложно назвать что-то одно, всех не перечислишь», — говорит женщина.
Снежана приехала из центральной части Украины. Она сказала, что рада оказаться в Латвии, и что поездка в Европу для неё временная. «Я из маленького городка, и у нас довольно сложно с работой. Я приехала только для того, чтобы финансово поддержать свою семью. Знала, где буду работать и жить, потому никакой помощи от государства не получаю, но временную защиту оформляла».
Психолог из Харьковской области Надия Хечоян рассказал «Чайке», что сейчас, чтобы украинцам выехать в Европу, им нужно справиться со множеством довольно сложных моральных процессов:
«Сейчас мы адаптировались к тому что у нас происходит, как бы странно и страшно это не звучало. И потому на эмоциях уже поехать не получится.
Например, не все готовы спать в чужом доме и на чужом белье. Или, конечно, есть те, кто и выехал бы, но на всё готовое и где всё бесплатно. А такого уже в Европе нет, программы для украинцев заканчиваются.
И даже те украинцы, кто в это время теряет жильё от российских атак, быстрее уедут в другие регионы Украины, но не в Европу. Всё же — лучше к своим. Тем более, что опыт выживания у украинцев уже есть.
Предполагаю, что сейчас в большей части украинцы Европу рассматривают как возможность трудоустройства для помощи родным в Украине».
Как сообщили в пресс-службе Министерства иностранных дел, количество украинских гражданских лиц, включенных в FPRIS, не означает, что все эти люди в настоящее время находятся в Латвии или что все они получили какую-то поддержку.
Если известно, что лицо больше не проживает в Латвии или больше не имеет права на получение временной защиты, статус временной защиты FPRIS аннулируется. На сегодняшний день у 6 344 украинцев отменили статус временной защиты.