Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушением решение латвийских правоохранительных органов по гомофобному нападению на Дениса Ханова. Ему положена компенсация в 10 000 евро, сообщил Латвийский центр по правам человека.
Ханов уже заявил, что передаст эти деньги разбомбленной детской больнице «Охматдет» в Киеве.
Денис Ханов — культуролог, доктор гуманитарных наук, профессор Латвийской академии художеств, а также открытый гей.
ЕСПЧ вынес решение по делу «Ханов против Латвии» 18 июля. Интересы Ханова в суде представляла юрист Латвийского центра по правам человека — Екатерина Тумуле. Это та же правозащитница, которая представляет интересы даугавпилсского ЛГБТ-активиста Ливая Амарейна в деле о его избиении.
Подробнее о деле Ливая можно почитать по тэгу «Ливай Амарейн».
На Ханова и его спутника напали в 2021 году в Риге
Напали на Ханова вечером 8 ноября 2021 года на Кенгарагском рынке.
Двое агрессивно настроенных мужчин начали обзывать Ханова и его спутника. Один из них ударил Ханова ногой по спине, нападавшие также выкрикивали гомофобные оскорбления, обсуждали тело Ханова и угрожали изнасилованием.
Нападавшие пытались начать драку, но Ханову удалось скрыться в цветочном киоске. Затем на место приехали сотрудники Государственной полиции. В киоске всё это время была продавец, она также дала показания полиции.
В ходе расследования один из нападавших признался, что мотив его действий — неприязнь к людям нетрадиционной ориентации. Он хотел заставить Ханова и его спутника больше не показывать свою сексуальную ориентацию.
Но латвийские правоохранительные органы решили, что в деле нет элементов разжигания ненависти и оформили его как мелкое хулиганство. Нападавшего оштрафовали на 70 евро, а дело закрыли.
По словам самого Ханова, второго нападавшего полиция не смогла идентифицировать, так как он якобы предоставил ложную информацию.
Выводы ЕСПЧ
Так как в Латвии Ханову не удалось добиться справедливости, он обратился в ЕСПЧ. Там признали, что нападавший на Ханова нарушил Европейскую конвенцию, а именно:
- 3-й статью — о запрете пыток и жестокого обращения,
- 8-ю статью — о праве на частную жизнь,
- 14-й статью — о защите прав человека и основных свобод. То есть запрет на дискриминацию.
На суде прозвучали такие выводы:
- В ходе следствия установлены гомофобные мотивы нападавшего.
- Хотя Ханову удалось избежать телесных повреждений, нападение на него нарушает права человека и «достигает степени тяжести, связанной со 3-й статьёй Конвенции».
- Гомофобные словесные нападения и угрозы насилия считаются «достаточно серьёзными, чтобы нарушать право на частную жизнь, предусмотренную 8-й статьёй Конвенции».
- Рассмотрение дела об административном правонарушении не принесло ни «справедливого удовлетворения заявителю», ни адекватного наказания виновному.
Госорганы должны проверять, нет ли у нападения дискриминационных мотивов
Суд подчеркнул, что государственные органы обязаны предотвращать насилие на почве ненависти. Они также должны расследовать любую возможную связь между дискриминационным мотивом и актом насилия.
Дискриминационное отношение может быть принижающим достоинство и быть настолько жёстоким, что это оскорбит человеческое достоинство. Дискриминационные высказывания и оскорбления в любом случае следует рассматривать как отягчающее обстоятельство, также подчёркивает ЕСПЧ.
Такие дела нельзя оставлять без внимания
Безнаказанность в делах о преступлениях на почве ненависти — серьёзная угроза основным правам, защищаемым Конвенцией, считает суд.
Если такие инциденты не принимать во внимание, они могут нормализовать ненависть к ЛГБТ, усилить нетерпимость и дискриминацию, а также способствовать повторению таких ситуаций.
Полезный урок для Латвии
Ханов доволен решением суда, однако не воспринимает его как «оппозицию Латвии».
«Я думаю обо всех нас — и госучреждениях, и обществе, и любом сотруднике полиции, который работает с правонарушителями и потерпевшими. Для них это решение — ценная информация о том, что мы не сделали, какие недостатки есть в нормативных актах и практике. Это самое ценное, что это решение может принести Латвии», — сказал он на Латвийском радио.
Он признаёт, что в 2021 году у сотрудников полиции был узкий набор инструментов, а дела за разжигание ненависти — было чем-то новым и неизведанным. Сейчас же, по его словам, проведено несколько образовательных семинаров с целью повысить компетентность полицейских в борьбе с такими преступлениями.
Многие из таких преступлений замалчиваются
При этом подобных преступлений немного, отмечает Ханов, но многие о них не сообщают, потому что боятся.
«Со стороны общества идёт невидимое давление — молчать, делать вид, что ничего не произошло, а на самом деле — страдать. Чем больше будет компетентных полицейских и других сотрудников правоохранительных органов, тем больше будет средств для борьбы с такими преступлениями», — пояснил Ханов.