На машине нельзя, а вагонами — можно? Что не так с запретом на машины с белорусскими номерами

Латвийско-белорусская граница. Пресс фото: VNĪ
Латвийско-белорусская граница. В то время, как Латвия запретила въезд в страну для машин с белорусскими номерами, из неё вагонами в Беларусь шли люксовые авто. Пресс фото: VNĪ

Запрет на въезд в Латвию и Литву машин с белорусскими номерами ударил не по режиму Лукашенко, а по простым гражданам и особенно по активистам, бегущим из Беларуси от режима. 

Особенно экстравагантно введённый запрет выглядит на фоне того, что через Латвию продолжаются поставки в Беларусь люксовых автомобилей, которые потом отправляются в Россию. Целыми вагонами.

«Мы считаем, что данное решение позволит режимам Лукашенко и Путина ещё больше эскалировать ситуацию в регионе», — сказал «Чайке» представитель офиса Светланы Тихановской в Латвии и Эстонии Виталий Молчанов.

Латвия закрыла въезд в страну для авто с белорусскими номерами, въезжающими из Беларуси или России, 16 июля этого года. Следом такое же правило ввела Литва. 

Страны объясняют это ограничение санкциями, наложенными на Республику Беларусь за соучастие в войне России против Украины. При этом запрет не распространяется на дипломатические делегации и визиты.

Так вышло, что эта мера никак не ударила по режиму Лукашенко. Более того, он использовал её в своей игре, и, чтобы выставить себя в более выгодном свете, разрешил безвизовый въезд в Беларусь гражданам ещё 35 стран ЕС вдобавок к уже имеющимся трём. 

Он попросту разыгрывает карту гостеприимства и говорит, что в отличие от стран ЕС, Беларусь открыта для соседей и дружелюбна.

Своеобразное «дружелюбие» Беларуси показывает статистика — за 2023 год более 200 граждан разных стран были задержаны после приезда в Беларусь. А ещё как минимум два человека из Латвии являются политзаключёнными в Беларуси. 

Ни о каком гостеприимстве речи не идёт, но некоторые страны ЕС действительно сейчас помогают вести Лукашенко его игру и заодно портить жизнь самим белорусам и белорусскам.

«Бабушка, которой 91 год, не сможет приехать на автобусе»

Дмитрий (имя изменено в целях безопасности) — один из тех белорусских беженцев, которые уезжали в Латвию на собственных автомобилях. В 2020 году он собирал в Витебске подписи за Светлану Тихановскую и участвовал в акциях протеста. За активизм его дважды задерживали, но уголовное дело не возбуждали. А однажды утром в двери его квартиры стали ломиться милиционеры. Дмитрия в тот момент не было дома, и об этом визите он узнал от мамы по телефону, после чего сразу же поехал в сторону России, и оттуда уже заехал в Латвию.

Вскоре он узнал, что большинство его друзей-соратников оказались в СИЗО. Попросил политическое убежище. Получил статус беженца, устроился работать курьером, регулярно выезжает на машине в Литву, чтобы не нарушать закон о трёхмесячном пребывании авто на территории Латвии. Перегнать машину в Беларусь и продать там нельзя, потому что для этого нужна доверенность, которую можно сделать только в Беларуси, а самому Дмитрию въезд туда закрыт.

Вот какие выводы он для себя делает из сложившейся ситуации:

«1. Мои родители и сёстры не могут приехать ко мне. Бабушка, которой 91 год, не сможет приехать на автобусе.

2. Любой активист, бегущий от режима, вынужден бросить свой автомобиль на границе. Ближайшая открытая граница — 2 200 км от Беларуси. До неё не добраться, когда счёт идет на минуты.

3. Я, работающий курьером, плачу налоги Латвии, использую старый автомобиль стоимостью 4-5 тысяч евро, и теперь лишен автомобиля. Я вынужден буду искать новую работу, а во дворах страны будет много брошенного автохлама».

А люксовым авто для продажи в Россию — можно 

На фоне всего этого в Латвии прогремела информация, что за последние две недели (в июле 2024 года) из Латвии в Беларусь доставили 18 железнодорожных вагонов с люксовыми авто. 

На это обращает внимание Сообщество железнодорожников Беларуси. По данным их расследования, поток следует по маршруту Грива (Латвия) — Орша Западная (Беларусь). 

«За пятнадцать дней текущего июля таким образом проследовало ещё шестнадцать специализированных вагонов с автомобилями класса  “люкс”», — пишут железнодорожники. — Примечательно, что если в июне такие вагоны задерживались на территории Латвии на 15 – 20 дней (судя по всему, для таможенного оформления), то в июле время от приёма груза к перевозке до его пересечения латвийской границы сократилось до 2 – 4 дней. Отработали, так сказать, процедуры”.

Также они отмечают, что отправителем груза во всех описываемых случаев является зарегистрированная в Даугавпилсе компания ООО «АЛПИК КАРГО», которая также выполняет функции экспедитора по железной дороге Латвии.

Ещё два вагона за этот же период перевезли из Латвии в Беларусь сложным маршрутом, сделав крюк в 4 200 километров. Железнодорожники Беларуси подозревают, что так разрабатываются новые маршруты на случай, если ЕС однажды всё же запретит прямые перевозки в Беларусь. 

Но ЕС, как мы видим, не спешит бороться с бизнесом, буквально отыгрываясь на простых белорусах и белорусках, в том числе пострадавших от режима Лукашенко.

Избирательность и — простите за прямоту — абсурдность ряда запретов становится ещё более очевидной, если внимательно присмотреться, какой алкоголь продаётся в латвийских магазинах. 

Участник телеграм-чата Беларусы Латвіі под ником Дик прогулялся вечером по нескольким рижским магазинам и сфотографировал полки, на которых оказалось полно белорусского алкоголя.

Хватает в Риге и магазинов с белорусской косметикой, обувью и трикотажем. И нет, речь не о дизайнерах и мелких бизнесах с белорусскими корнями, а вполне себе о гигантах, платящих большие налоги в Беларуси. Косметика Belita Viteks, обувь Маrko, одежда Світанак — всё это можно легко найти в Латвии, в том числе на улице Бривибас в Риге. Водку и настойки — тоже.

«Сами белорусы не являются угрозой»

Представитель офиса Светланы Тихановской в Латвии и Эстонии Виталий Молчанов сказал «Чайке», что офис не поддерживает решение Латвии о закрытии границ, потому что сами белорусы не являются угрозой. Многие из них приезжают в соседние страны именно в поисках безопасности и чтобы скрыться от политического преследования в Беларуси.

«Данное решение подталкивает белорусов поближе к России. Санкции должны быть направлены в первую очередь на экспорт, на котором зарабатывают режимы, и на импорт того, что может использоваться Россией в войне с Украиной, а ни в коем случае не на простых белорусов, которые себя считают частью европейского общества», — говорит Виталий. 

Также он отмечает, что поездки белорусов в ЕС — это фактически одна из возможностей вырваться из пропагандистского информационного поля, потому что все СМИ, которые вещают в Беларуси, «дают очень жёсткую пропаганду». Практически все независимые белорусские СМИ признаны экстремистскими, и за подписку на них и любое взаимодействие с контентом люди могут заполучить административное или даже уголовное преследование.

Сама Светлана Тихановская обсудила введённый запрет с премьер-министром Латвии Эвикой Силиней. Они встретились на саммите Европейского политического сообщества в Великобритании.

«Мы понимаем, что это ограничение введено в соответствии с инструкциями ЕС, и понимаем, что ограничения введены по причинам безопасности, а также из необходимости закрыть лазейки. Но конкретно это ограничение не решает ни одной из проблем. Это решение поспешно. Поэтому мы просим Латвию и другие страны ЕС рассмотреть широкие исключения. Вместе с тем важно, что пассажирское автобусное движение сохраняется», — сказала Тихановская после встречи.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments