Гендерный акцент. Вокруг Олимпиады много скандалов, и все не о допинге

Открытие Олимпиады в Париже. Скриншот с видео / Новая газета Европа
Открытие Олимпиады в Париже. Скриншот с видео / Новая газета Европа

Обычно околоспортивные скандалы связаны с темой допинга, но в этот раз всё иначе – с самого открытия летной Олимпиады в Париже один за другим случаются скандалы из-за пола, гендера и так называемых традиционных ценностей.

Мы попытались разобраться в них с помощью экспертов.

Поддержи «Чайку»:

Тайная вечеря или Пир богов на открытии

Первый скандал разгорелся прямо после открытия, на котором было и травести-шоу, и воспроизведение старой картины. Изначально волна возмущений основывалась на том, в Париже якобы воспроизвели Тайную вечерю, вот только в центре кадра вместо Иисуса была толстая женщина, а вокруг – мужчины в женских образах вместо апостолов. Вскоре этим голосам стали противоречить другие, говоря, что это не Тайная вечеря, а Пир богов, и что воспроизведение греческой мифологии на олимпиаде куда логичней, чем обыгрывание библейского сюжета.

После волны обвинений в атаке на христианство МОК извинился перед теми, кто почувствовал себя оскорблённым: «У нас совершенно точно не было желания выразить неуважение к любой религиозной группе», — заявила пресс-секретарь нынешних Олимпийских игр Анн Дескампс.

Культуролог Денис Ханов отмечает, что аудитория, возмущённая таким перформансом, была неоднородна, и добавляет, что очень много ненависти онлайн транслируется анонимно. 

А вот что касается самого открытия Олимпиады, то эксперт убеждён, что главный ключ к объяснению такого шоу – это французская политическая элита. 

«Любая Олимпиада является очень важным проектом политической элиты. Мы видим идеи сопротивления Макрона праворадикальной риторике, которая базируется на так называемых традиционных ценностях. Всё это выражается в этом театральном действии», — сказал он «Чайке».

«Сильное присутствие Макрона в политической культуре выражается и в спорте. Он стилизует себя как реформатора, поэтому в каком-то смысле Олимпиада эстетически противопоставлена праворадикальному дискурсу национализма. Постмодерная, флюидная, текучая, эта культура во много связана с эстетикой европейской культуры последних десятилетий – это вопросы гендерного плюрализма и принятия того, что гендер не является чем-то чётко ограниченным, это гибридность постмодерной культуры, которая, увы, ушла из политики, но осталась ещё в версии Олимпиады как очень сильный сигнал традиционализму, который наступает по всем фронтам».

Ханов рассматривает открытие Олимпиады как яркое политическое высказывание и видит его частью большого противостояния демократий и диктатур. 

«Праворадикальные движения создают свою идеологию, набрасываясь на современное искусство и пытаясь его отменить. Мне кажется, это (обсуждаемая сцена на открытии Олимпиады) была абсолютно запрограммированная комбинация вызовов, и эти вызовы в результате вызвали соответствующую реакцию. 

Это некая попытка визуальной дуэли между наследниками постмодерна демократии, равноправия и культуры признания, суксуальной и телесной свободы, и теми, кто представляет себя через возврат к “золотому периоду” и традиционным ценностям – к тому периоду, когда мир был ясен и понятен».

Такое открытие Олимпиады по мнению культуролога, было порывом свежего воздуха в наступающей духоте европейских демократий, которые начинают терять одну за другой свои привилегии и изобретения. 

А тем, кто говорит, будто искусство должно обслуживать желания и интересы широких масс, он напоминает, что эстетически современное искусство не требует поклонения, и оно в состоянии выдержать то, что массовый зритель не бежит в музеи и не участвует в перфомансах. 

«Современному искусству массовая аудитория и восторженные толпы не нужны. Они нужны Трампу, Ле Пэн, Орбану, Путину и всем диктаторам этого мира».

Стрелок из Турции, который был не один

51-летний стрелок из Турции Юсуф Дикеч стал звездой после того, как выступил на Олимпиаде в очень расслабленном виде. Мол, он был без специальной экипировки, в мятой майке и с рукой в кармане, в то время, как противники были экипированы по полной и выглядели очень напряжёнными. 

Шутили и о том, что Турция не стала заморачиваться с поиском спортсменов и просто отправила на Олимпиаду киллера. Вишенкой на торте стал тот факт, что Дикеч получил серебряную медаль.

Культура мемов, как водится, многое упрощает, и иногда из-за этого упрощения складывается совсем неправильная картинка. Так вышло и с Дикечем, который, вообще-то, выступал в паре с 24-летней Шеввал Илайдой Тархан, и без неё не получил бы это серебро. 

А ещё, говоря об экипировке, его часто сравнивают с людьми, которые выступали в других стрелковых дисциплинах. Да и свободная рука в кармане – часть вполне стандартной позы для этого вида спорта.

Получилось, что публика не просто сама сконструировала героя, но и полностью проигнорировала героиню. По словам философа Ольги Шпараги, это очередное подтверждение того, что большой спорт остаётся андроцентричным, особенно, если это спорт, связанный с оружием.

Спортивная журналистка Майя Гусейнова обратила внимание на разницу в возрасте между Дикечем и Тархан и отметила, что пока не подросла эта напарница, сам Дикеч никогда не поднимался на Олимпийский пьедестал.

«И вот теперь проследим, как работает массовое сознание, — предлагает она. — Женщину, которая стоит рядом, мы попросту не замечаем. Абсолютно неважно, кто она, как одета, как стреляет, насколько уникально её достижение. Мы видим лишь мужика в “мятой футболке”, нарочито небрежного, придумываем романтический образ “киллера”. Распространяем фотографию, на которой он стреляет один, и результат этой стрельбы — 13-е место! При этом заявляем, что он взял “серебро”.

Почему логика масс-культуры работает именно так? Ведь патриархата уже давно не существует, феминизм не нужен, равноправие достигнуто, уж в Париже-2024 совершенно точно!

Вот так на наших глазах рождаются патриархальные мифы о великих мужских победах. Эти образы закрепляются в культуре и формируют наше мышление. А женский вклад и достижения просто стираются из истории. Так было и раньше. Так, увы, происходит до сих пор».

Постом Гусейновой на Фейсбуке поделились минимум 1 500 раз, и не вся публика согласилась с тем, что «стирание» женщин из спорта – это вообще существующая проблема. Много пишут о том, что «это просто мемы», что «не надо искать везде двойное дно», что «нужно просто расслабиться и улыбнуться». 

Но такая популярность не приходит одна – вместе с ней идёт дополнительный статус, рекламные контракты и вполне осязаемая прибыль. 

То есть речь идёт не только о восстановлении справедливости в теоретическом аспекте, а о том, что благодаря напарнице и созданному мифу про «киллера» Дикеч сможет хорошо дополнительно заработать. А Тархан – нет.

«Женский» бокс как задача со звёздочкой

Самым долгоиграющим скандалом на этой Олимпиаде стал, пожалуй, скандал вокруг женского бокса. 

Итальянка Анжела Карини сдалась через 46 секунд боя с алжиркой Иман Хелиф, расплакалась и ушла с ринга, отказавшись пожать руку сопернице. 

После этого СМИ захлестнула волна публикаций о том, что Иман то ли трансгендерный человек, то ли человек с хромосомными нарушениями, но с женскими от рождения документами. Суть дискуссии сводилась к тому, кто может, а кто не может соревноваться в женском боксе.

Позже Карини извинилась перед Хелиф, но дискуссии и споры это уже не остановило. 

Одни говорят, что извинения Карини – это её защитная реакция в ответ на травлю, другие парируют, что травле подвергается Хелиф, которая была официально допущена к Олимпиаде. 

Одни твердят, что алжирка физически сильнее из-за хромосомного нарушения, другие отвечают, особенно высокий рост тоже может давать преимущество в некоторых видах спорта, но людей ростом выше 2 метров без проблем допускают к соревнованиям.

У Хелиф в свидетельстве о рождении указан женский пол, и этого оказалось  достаточно МОК, но она якобы провалила хромосомный тест несколько лет назад, и на это напирают те, кто против участия интерсекс-людей в женских командах, потому что повышенный уровень тестостерона даёт им «конкурентное преимущество».

В отличие от предыдущих двух скандалов, здесь всё действительно сложно. 

Когда-то, в так называемых спорных случаях, пол спортсменок определяли с помощью визуального осмотра, потом эту процедуру заменили на хромосомный тест, но со временем отказались и от него. Что же делать спортивным функционерам?

«Международный олимпийский комитет исходит из понятия сексуальной идентичности, которая не обязательно равна биологическому полу, основанному на наборе хромосом, — говорит Ольга Шпарага. — И возникает вопрос, насколько в спорте, где биологические данные играют важную роль, это понятие может использоваться.

Работает ли это в спорте так же, как и в других областях социальной жизни? Мы ведь говорим, что в других областях социальной жизни нам не нужны такого рода тесты — например, когда мы выбираем профессию учителя, инженера или врача. Там действительно хромосомные различия не играют роли, но так ли это в спорте – непонятно».

Также она обращает внимание на общий контекст, в котором разыгрался этот скандал. 

Дело в том, что Международная ассоциация бокса дисквалифицировала Хелиф полтора года назад. Это произошло после того, как она выиграла у ранее непобедимой россиянки Азалии Аминевой. 

Из-за доминирования России в этом руководящем органе возникли сомнения в том, что дисквалификация была справедливой, и есть мнение, что весь этот скандал — часть российской пропаганды, которая очень хочет дискредитировать Олимпийские игры, так как не может в них участвовать.

«Всё это проходит в контексте войн и, в частности, в контексте большой войны, развязанной Россией против Украины, — говорит Шпарага. — Россия всегда играла большую роль в международных спортивных организациях, и получается, что сейчас переосмысливается роль России, и какой-то элемент пропаганды просто неизбежен. Сейчас Россия – это, в первую очередь, агрессор, и в некоторых спортивных процессах она выступает в такой же роли.

Мы находимся в этой сложной ситуации, когда в обществе есть дискуссии об идентичностях, и оно сильно заряжено контекстом войны, выборов в США, политической ситуации. Нельзя уже сказать, что спорт отделён от социально-политической повестки».

Подводя итоги, экспертка говорит, что нам надо продолжать дискутировать, чтобы прийти к какому-то решению, достаточно ли нам в спорте понятия сексуальной идентичности, или в сфере, где биологические данные играют важную роль, нужно вводить какие-то ещё критерии.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments