
Успешное почти двухнедельное продвижение украинцев в Курской области Российской федерации заставило сменить риторику зарубежных и украинских военных экспертов: от осторожной и даже скептической до более смелой и позитивной. Большинство из них уверены, что занятые Украиной российские территории укрепят её позицию в возможных будущих переговорных процессах с Россией.
ВСУ объявили о создании Украинской военной комендатуры
По последним данным украинской стороны, ВСУ заняли 1 150 км2 российских территорий. Вчера, 18 августа, стало известно, что в ходе Курской операции существенно повреждён второй из трёх мостов через реку Сейм. Утром 19 августа появилось сообщение об уничтожении третьего и последнего моста.
Теперь Глушковский район полностью отрезан, логистика российских военных сильно усложнена, они вынуждены будут пользоваться пантонными переправами. Разрушение третьего моста может помочь расширить подконтрольные ВСУ территории на 700 км2.
15 августа главнокомандующий ВСУ Александр Сырский объявил о создании на занятых территориях Курской области военной администрации, которая получила название Украинская военная комендатура. Под её контролем на момент создания администрации находилось 82 населённых пункта.
По его словам, комендатура будет решать несколько задач: содействие в безопасности как для украинских военных так и для мирных граждан, организация и установление правопорядков, создание коридоров для эвакуации гражданских лиц.
Украина будет запрашивать возвращение сбежавших с занятых территорий управленцев. Если Россия откажется их вернуть, поставленные задачи будут решаться исключительно силами военной комендатуры, говорит Сырский.

Ратификация Римского статута
Кроме того, в Украине инициировали ратификацию Римского статута на случай возникновения вопросов, связанных с военными преступлениями и преступлениями против человечности на занятых российских территориях, заявил в эфире телеканала «Общественные новости» украинский юрист-международник Юрий Бабин.
«После стабилизации там линии фронта для нас международное гуманитарное право образует дополнительные обязанности по поводу устойчивой ситуации на этих территориях и допуска международных наблюдателей. Кроме того, очень важно, что украинский президент подал на ратификацию Римского статута во избежание каких-либо упрёков относительно этих территорий. Если кому-то не нравится, вот пожалуйста Гаага – пишите, звоните», — сказал он.
Радость и тревоги: как украинцы реагируют на проведение Курской операции
Наступление на Курскую область у украинцев: и гражданского населения и военных, вызывает воодушевление. Ведь начиная с ноября минувшего года военное преимущество было у России, а это заметно угнетало украинское общество. И напротив – создавало условия для все более частых коллабораций и диверсий среди местных почитателей и ждунов «русского мира».
Бывший военнослужащий проходящий после ранения реабилитацию в Одессе, пехотинец Иван Соловейко сказал «Чайке», что новость о Курской операции оказалась настолько вдохновляющей, что результаты его реабилитации в последние дни стали заметно лучше:
«Я был и рад, и удивлен, когда узнал, что наши зашли в Курскую область. Это то, что нам было очень нужно, как свежий воздух. Здесь везде только и разговоров об этом, и все очень рады. Ты не поверишь – но даже мои занятия по реабилитации стали давать заметно лучший результат. Это определённо очень-очень хорошая новость».
Однако с долгожданным воодушевлением пришла и тревога. Украинские власти объявили о возможной эвакуации россиян из подконтрольной ВСУ российской территории. А это означает, что спасение россиян может привести к тому, что на территорию Украины из России под видом курских беженцев могут попасть диверсанты и провокаторы. А значит — количество разного рода провокаций может только увеличиваться.


На минувшей неделе, ещё до объявления о создании Украинской военной комендатуры, военнослужащие ВСУ начали поставки продуктов питания и воды местным жителям районного центра Суджа в Курской области, а также других населённых пунктов.
Мнения украинцев относительно этих действий разделились. Практически никто не поддерживает осуществление гуманитарных операций на занятых территориях. И категорически их осуждают те из украинцев, которым пришлось быть в российской оккупации.
«Мы были в оккупации, и от русских не увидели не то что помощи, даже доброго слова не было! — эмоционально отвечает «Чайке» жительница Харьковской области Анна. — Я бы им не помогала!»
Удивляется происходящему и Вера из села Червоное Сумской области:
«У нас пенсионеры не получают этой гуманитарной помощи, которую ВСУ отвозят в Курскую область. А это было бы не лишним – нашим отдавать питание. Война в наш дом пришла нежданно, а вот они не заслужили никакой помощи. Это враги, которые пришли нас убивать».
Участились обстрелы Сумской области, прилегающей через границу к Курской. Ежедневно регион атакуют российские КАБы и ракеты. Хотя это очень страшно, обращает внимание собеседница «Чайки» Вера, но все в её окружении поддерживают проведение Курской операции: «Конечно, мы боимся, но мы поддерживаем ВСУ в их наступлении на Россию. Пусть теперь россияне получают по полной, так же как, и мы».






Возможна ли аннексия Украиной российских территорий?
Украинские власти не сразу подтвердили присутствие ВСУ на российской территории, а лишь по истечении почти недели со старта Курской операции.
Немногим позже советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк озвучил и цели вторжения украинцев на российскую территорию.
«Украина заинтересована в фактическом уничтожении многих российских военных объектов, вытеснении остатков российских войск за линии, которые позволяют наносить артиллерийские и баллистические ракетные удары по украинской территории.
Кроме того – это формирование пояса безопасности вокруг границ Украины и уничтожения военной логистики и инфраструктуры (включая базы хранения, учебные центры, места сосредоточения техники)».
Одновременно с этим в Министерстве иностранных дел Украины заявили, что Украина не заинтересована в аннексии захваченной российской территории. Там подчеркнули, что вооруженные силы Украины — это цивилизованная европейская военная сила, которая полностью придерживается законов и обычаев ведения войны и международного гуманитарного права.
«Чем быстрее страна-оккупант согласится на восстановление справедливого мира, тем быстрее прекратятся рейды сил обороны Украины на территорию России» — отметили в украинском ведомстве.