Из соображений информационной безопасности жителям не сообщают подробностей о том, как отреагировали военные. «Не стоит давать оружие противнику в руки», — сказал в эфире Латвийского радио руководитель департамента анализа информации и управления Национальных вооружённых сил полковник Марис Тутинс.
А отвечая на вопрос, почему никаких указаний и информации не получили самоуправления, в том числе Резекненского края, в Гайгалавской волости которого упал этот самый дрон, и как в армии оценивают коммуникацию сразу после случившегося, Тутинс кратко сказал: «Мы учимся».
Напомним, беспилотный летательный аппарат упал в Латвии, примерно в 30 километрах от Резекне, 7 сентября.
Позже стало известно, что это боевой дрон типа «шахед», оснащённый взрывчаткой, ещё позже подтвердилась информация, что он произведён в России.
9 сентября в Министерстве обороны для СМИ провели пресс-брифинг, в котором участвовали министр обороны Андрис Спрудс, командующий НВС генерал-лейтенант Леонид Калниньш и командующий Воздушными силами полковник Виестурс Масулис.
Однако самоуправления не получали никаких пояснений и инструкций. Об этом на пресс-конференции 10 сентября рассказывал мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш. Не было информации и в самоуправлении Аугшдаугавского края — эту информацию нам подтвердил Петерис Дзалбе, исполнительный директор краевого самоуправления.
Но больше всего поражает тот факт, что и в самом Резекненском крае такая же ситуация. Председатель Резекненской краевой думы Монвид Шварц сказал в эфире LTV, что в субботу ему вообще никто не сообщил о падении дрона. Любопытно, что как сообщает портал LSM+, сам он живёт в трёх с половиной километрах от Гайгалавы.
Председатель Балвской краевой думы Сергей Максимов рассказал, что получил информацию о происшествии благодаря личным связям в структурах безопасности. Он считает, что самоуправления должны были получить информацию о том, что дрон упал, был деактивирован, максимально быстро, в тот же день. «Самое позднее — через час, может быть через два после инцидента! А не пополудни следующего дня из масс-медиа», — сказал Сергей Максимов в эфире.
Гунар Упениекс, председатель Краславской краевой думы, напомнил, что Краслава находится всего в четырёх с половиной километров от границы с Беларусью. По его мнению, Латвии стоило бы внедрить общенациональную систему оповещения по примеру Украины. «Мы говорили с коллегами — сегодня нам повезло», — говорит Упениекс.
Командир Национальных вооружённых сил латвии Леонид Калниньш пояснил, что в то время военные занимались мониторингом воздушного объекта, чтобы собрать информацию для себя и принять решение, как действовать.
Он также рассказал, что извинился перед председателем Резекненской краевой думы Монвидом Шварцем за то, что егоне информировали, добавив, что оповестить людей, проживающих в радиусе 3-5 км от места падения дрона, было поручено 3-й латгальской бригаде Земессардзе.
Марис Тутинс, в свою очередь, отметил, что военные регулярно отрабатывают на учениях согласованность совместных с самоуправлениями действий. Но важна и роль средств массовой информации, особенно общественных СМИ. От них ожидается работа с обществом, «кому сообщать и что сообщать».