Чайлдфри — безответственность или осознанное решение? Две реальные истории женщин, которые не хотят иметь детей

Иллюстративное фото: Alex Green / Pexels
Иллюстративное фото: Alex Green / Pexels

Нина в разные периоды жизни хотела завести собаку, приобрести друзей, найти молодого человека. Но мыслей и потребности в детях у неё не было никогда. Для Нины это странно и нелогично — иметь ребёнка. 

«Когда меня спрашивают, почему я не хочу детей, мне всегда хочется у людей спросить, почему они хотят? Для меня это очень нелогичное решение, желание. Мне кажется, оно может быть продиктовано каким-либо давлением общества и традиционными настройками, либо гормонами. Да, я хочу выйти замуж и иметь семью, но детей в планах нет», — объясняет Нина.

Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей, англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — система взглядов, при которой человек добровольно и осознанно отказывается от рождения детей в силу эмоциональных причин, не связанных с бесплодием. 

В обществе к приверженцам чайлдфри относятся по-разному, многие — с осуждением. Так, в комментариях к опубликованным в соцсетях «Чайки» материалам на эту тему писали, что из-за чайлдфри «наша Земля скоро вымрет» и что люди становятся чайлдфри, чтобы следовать некой моде. 

Две женщины, написавшие к нам в редакцию, согласились поделиться своими историями, правда, не согласились сфотографироваться. 

История Инны

Инне 38 лет. Свою жизнь она считает интересной и активной. Полгода она живёт в Латвии, полгода — за границей. «Я верю, что материнство прекрасно, но бывают и другие случаи. Люди разные», — говорит женщина. 

«Я не знаю, когда настала та дата, когда я поняла, что не хочу иметь детей. В детстве я, как и все девочки, точно представляла, что вырасту, как все — выйду замуж, как и все — рожу детей. Это я принимала как данность, воспитывалась с прошивкой, что так должно быть. Но я была ребёнком и не понимала, что люди могут жить так, как хотят», — рассказывает красивая, улыбающаяся Инна. 

«Все мои отношения с мужчинами были долгими, — продолжает она. — С первым мужчиной мы собирались рожать детей, но уехали за границу, зарабатывали на учёбу, на будущее и только планировали, что вернёмся в Латвию и тогда будут дети… Но как-то всё не до этого было: работали, развлекались, путешествовали. Я вернулась в Латвию, пошла учиться, становилась взрослее, а время для детей так и не наступало». 

Потом Инна вышла замуж. Муж сильно не настаивал, но напоминал о материнстве. Инна стала разбираться в себе и поняла, что она не просто откладывает рождение детей, а не хочет их.

Она вспоминает, как переживала мама, как сильно давили родственники, а Инна недоумевала — почему? Ведь она жива, здорова и счастлива, и ей нравилась такая жизнь, она была не готова ничего менять.

В двадцать лет на вопрос «А когда?», она смеялась. Не обижалась, не сердилась. Но к тридцати её это стало раздражать. Без грубости она давала понять, что продолжать этот разговор не имеет смысла.

Причин, чтобы не рожать, у меня десятки, если не сотни, а причины иметь детей — нет. Кстати, мне казалось, что я вообще не люблю детей, но сейчас у меня много племянников, и всё замечательно. Нравится проводить с ними время, я привожу им подарки, могу с ними поиграть, если надо, но это лишь временно

Инна наблюдает за ситуацией в Латвии, когда всё слишком дорого, пособия мизерные. «Я никак не могу это изменить. Я просто выбираю не рожать». По её словам, женщина, скорее, решится на усыновление, если это будет необходимо, чем на рождение собственного ребёнка.

С улыбкой она рассказывает, что вопрос о том, что она будет делать в старости, ей тоже задают очень часто. «Это популярный вопрос, буквально второй после первого “Когда родишь?” — смеётся Инна. 

Но у женщины есть чёткий план: «Я буду стараться, чтобы старость моя была неплохой. У меня есть недвижимость, которую можно будет продать и обеспечить мою жизнь в старости. К тому же, у меня много родственников, я не одна. Мы все будем вместе». 

История Нины

Нине 36 лет, она родилась в Латвии, но давно живёт за границей. Свой рассказ она начала с того, что в том, что она не хочет иметь детей, она была уверена с детства. 

Такое убеждение никак не связано с трудностями в семье или с негативом из прошлого. Всё было как у всех. Нина вспоминает, как в юности все одноклассницы говорили, что не будут рожать детей, но, окончив школу, кто-то раньше, кто-то — позже, но обзавелись детьми. А Нина — нет.

Сейчас, рассказывает Нина, знакомые в силу её возраста уже не задают вопросы о детях. А в период от двадцати пяти до тридцати это была самая актуальная тема. В это время ещё и подружки активно рожали… Замечая, что Нине скучно и неинтересно говорить о подгузниках и сосках, считали, что когда-то эти знания ей обязательно пригодятся, и просвещали. Она вспоминает, что реагировала на вопросы о детях довольно резко, её это раздражало.

Мы обсудили и вопрос о пресловутой кружке воды, которую, считается, должны подавать дети. Нина рассказала, что мало думает о старости: «Я считаю, что надо заполнять жизнь друзьями». Она с подругами серьёзно подумывает о том, что когда-то они купят большой дом где-нибудь в Испании и будут друг за другом присматривать 

Серьёзная и очень глубокая Нина составила список из аргументов, которые для неё являются весомыми, чтобы не иметь детей, а также те контраргументы, которые приходится приводить, разговаривая со многими «доброжелателями» на тему чайлдфри.

Ты не хочешь детей — ты эгоистка. У Нины на этот аргумент есть возражения. Она считает, что люди, которые рожают детей, делают это потому, что этого хотят. Не эгоизм ли это? «Однажды я прочитала интересную мысль, что эгоизм — это не когда ты живёшь так, как хочешь, а когда ты хочешь, чтобы другие жили, как ты хочешь. Соответственно, если мне кто-то говорит, что я должна иметь детей, то эгоист не я, а другие люди», — делает вывод моя собеседница.

Инвестиции. «Я считаю, что ребёнок — это огромная инвестиция, и не столько финансовая, сколько эмоциональная и физическая. Никакой гарантии, что она окупится, нет», — говорит Нина. Конечно, большинство детей вырастают хорошими людьми, уважают своих родителей, но не всегда. Тут она рассказала о своём примере, когда родители Нины были в возрасте, ни она, ни брат не были с ними рядом и виделись крайне редко. Она понимает, что не на такую старость они рассчитывали, но сложилось именно так.

Деньги. «Финансово на данный момент я не могу позволить себе ребёнка. Нет такой категории расходов, которую я могла бы урезать, и нет бешеных сбережений. Ребёнку хотелось бы дать всё необходимое в разумных пределах, но такой возможности у меня нет», — констатирует Нина.

В перспективе она не исключает финансовое благополучие, но отдаёт себе отчёт о физическом здоровье, которое, скорее всего, не позволит самой родить ребёнка. Как вариант она предполагает вариант усыновления.

Тот самый мужчина. Этот стереотип для Нины был острым, она рассказала, что её бесит, когда в разговоре начинают размышлять, что она ещё не встретила того самого мужчину, которому бы захотелось родить. 

«Рожать нужно тогда, когда этого хочешь ты! Не мама, не бабушка, не муж, общество или государство, а ты сама. Надо понимать, что 99 процентов твоего времени и твоих сил будет занимать воспитание ребёнка. Поэтому надо думать, готова ли женщина сама вкладываться в это», — убеждена Нина.

Она считает несправедливым, что мужчина становится героем, если погулял с ребёнком, приготовил ему обед и знает дату его рождения. Для женщины эти требования обязательны.

Родить для себя. Тут собеседница вовсе недоумевает, как людям донести, что она прямым текстом говорит, что не хочет иметь детей, но оппоненты ей говорят, что тогда нужно родить ребёнка для себя. «Это глупо настолько, как если бы мне предложили сломать ногу для себя», — усмехается Нина.

Здоровье. Рожая детей, женщина тратит свои ресурсы — спина, волосы, зубы, фигура, нервы, всё влияет на её внешний вид и состояние. К тому же, Нина очень серьёзно относится к вопросу послеродовой депрессии. Зная себя, она не уверена, что эта проблема обошла бы её стороной.

Потеря независимости. Наблюдая за своими знакомыми, Нина заметила, что часто женщины уходя в декрет, становятся зависимыми морально, финансово и физически от своих мужчин. «Найти такого мужчину, который не воспользуется уязвимостью беременной женщины или молодой мамы, очень сложно», — считает Нина.

Глобальное потепление. Не то чтобы это для Нины это является решающим фактором, но она согласна, что на планете происходит перенаселение.

Мои собеседницы не пытались убедить в своей правоте, но их аргументированные, взвешенные и серьёзные размышления заставили и меня задуматься о том, насколько общество ведёт себя корректно по отношению к тем, кто живёт не по стандарту.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments