Виталий Шершнёв, 32-года, уехал на заработки в Исландию в 2010 году. Сегодня он постоянно живёт в Хусавике, небольшом портовом городе на северо-востоке страны, и работает на конвейере на силиконовой фабрике. Виталий рассказал, как найти работу в Исландии, сколько он тратит на еду и жилье, и за что не любит латвийских чиновников.

Сборы за большим евро

После окончания Даугавпилсского университета я получил специальность бакалавр истории, около года работал поваром. Но меня не устроили зарплата и отношение руководства к работникам. Искал другие варианты работы, но понял, что придётся уезжать на заработки. Узнал, что работу за границей можно искать через нашу биржу труда.

Поддержи «Чайку»:

Просмотрел вакансии, разослал CV повара через интернет в разные фирмы и компании в Великобританию, Ирландию, Германию, другие страны. Большинство фирм не отвечают на твои письма. Иногда они приходят с большим опозданием. Почти сразу мне написали из компании по производству мяса в Исландии. Они сообщили, что готовы меня взять. Я не выбирал какое-то конкретное место: страну или город. Я выбирал только работу и условия, которые работодатель мог предложить. В самой Исландии тоже места особо не повыбираешь. Это очень маленькая страна — всего 350 000 населения. Язык я знал только английский, и уровень у меня был школьный. Но на первое время его оказалось достаточно.

Я взял с собой много тёплых вещей — в Исландии холодно. А летом, если +20, то это уже чуть ли не аномальная жара. Но меня такой климат устраивает, я плохо переношу жару. Денег взял 400 с лишним евро. Вообще, когда едешь первый раз на работу в Исландию, с собой нужно иметь хотя бы 500 евро на еду.

Фото из личного архива Виталия Шершнёва

Если на несколько месяцев ехать, то тогда компания-наниматель дает тебе жильё, кормит три раза в день. Они по закону обязаны это делать, и они делают, исландцы в этом плане очень законопослушны. В целом жилье в Исландии работникам предоставляют приличное. Там не бывает «караванов» на поле, как в Англии. Могут поселить в одну квартиру много работников, но не больше двоих человек в одну комнату. Таковы правила, и они соблюдаются. За проживание может взиматься плата, но она небольшая — около 250 евро в месяц. Если ты на долгий срок едешь, то жилье обычно предоставляют на первое время, потом ты ищешь его сам.

Чтобы устроится на простую физическую работу в Исландии, не нужны никакие особые документы и “корочки”. У меня ни разу никто нигде не спросил про мой диплом об образовании, хотя у меня их несколько. Они просматривают CV. Для регистрации в стране тебе нужно заполнить форму на сайте Иммиграционной службы Исландии. Кроме того, если ты приезжаешь больше, чем на сезон, то нужно купить ещё и их исландскую страховку на полгода. Дальше, после непрерывного проживания более полугода, тебе страховку оплачивают наниматели. «Сезонникам» они тоже всё оплачивают.

Повар, чистильщик норковых шкур, рабочий

На мясном производстве я работал рабочим, и мне платили около двух тысяч евро (в кронах не называю, так как курс скачет). Так как работа была сезонная, мне ещё оплатили билеты туда и обратно. Поначалу все было непривычно. Я очень скучал по дому, по родным, по друзьям. Часто звонил им — почти каждый день, счета за телефон приходили просто огромные, но мне не жаль было этих денег. Потом привык и к новому месту, и к людям, и к работе. Исландцы очень дружелюбные, готовые помочь, у них нет никаких предрассудков насчет приезжих. К тому же условия для проживания и работы были намного лучше, чем в Латвии. Мне хорошо платили, кормили и оплачивали жилье, я смог откладывать почти половину зарплаты, иногда чуть меньше.

Когда я прилетел в Исландию второй раз на сезонную работу, я устроился на фирму, которая занималась разведением и убоем норок. Я чистил шкурки. Зарабатывал около 3,5 тысяч евро. Четыре года я летал на такие сезонные работы. А потом нашел место в ресторане — мыл посуду и помогал готовить. Получал около 3 тыс. евро, в зависимости от месяца и чаевых. В Исландии нет фиксированной платы «на чай», клиенты дают, сколько хотят, а могут и вообще не давать. Но полученные официантами чаевые делятся потом на всех работников. Самыми щедрыми клиентами были русские и азиаты. Работал я и на рыбном производстве.

После сезонных работ получилось устроиться на постоянную. Сейчас тружусь рабочим на силиконовой фабрике, она производит детали для сенсорных экранов и гаджетов. Заработная в среднем от 3000 до 3500 евро — меня устраивает. Сама работа считается очень вредной. Мы работаем в специальных масках. Работодатель при этом очень печётся о нашей безопасности и следит за соблюдением правил, потому что если что-то случится, и окажется, что на работнике не было какой-то защиты или спецодежды, то ему придётся отвечать.

Скидка на бензин и фитнес от профсоюза

График работы у меня обычно такой: с 8 утра начинаем, в 9.30 пятнадцатиминутный перерыв на завтрак, потом в 12.00 получасовой перерыв на обед, после, в 15.30 или в 16.30 (как где), перерыв на чай/кофе. Помимо этого, если ты работаешь на конвейере, то пять минут каждый час — перерыв на отдых.

Работы в Исландии хватает, много вакансий, и есть из чего выбрать. И после того, как я отработал в Исландии год, я имею право на все социальные услуги, хотя у меня паспорт гражданина Латвии. Я могу встать на биржу после ухода с работы, получать пособие. Пока я этой услугой не пользовался. Но знакомые поляки превратили это в схему: они год работают, а потом год сидят на пособии. Но не все, конечно, такие хитрые. Что касается отношения к работникам-иностранцам, то оно хорошее. Во всяком случае к латышам, русских тоже считают достаточно общительными и хорошими работниками. Хуже относятся к работникам-полякам. А всё потому, что они часто пытаются перекинуть часть самой тяжелой работы на кого-то другого.

Если ты хочешь устроиться на работу получше, например, в офис, то, конечно, надо знать исландский язык. При этом там нет таких как у нас категорий знания языка и экзаменов. Есть уровни: начальный, средний и высокий. Работодатель во время собеседования с тобой и так поймет, насколько хорошо ты говоришь, и подходит ли ему такое твое владение языком. Тут у исландцев подход и проще, и действеннее. Они вообще не любят мудрить. Им главное, чтобы ты их понимал. Чтобы, когда тебя попросят принести шуруповерт, ты не принес лопату.

Меня никогда не обманывал работодатель в Исландии. Там работники очень защищены — сильный профсоюз. Он один, но делится на несколько групп: мясная промышленность и рыбная. Призвать работодателя к ответу за какое-либо нарушение очень легко, потому они боятся профсоюзов. Я плачу минимальный взнос раз в год, даже не могу вспомнить сколько, но при этом имею и защиту в случае чего, скидку на топливо 50%, на спорт то же самое, если, например, хочешь в бассейн ходить, на местные авиаперелёты тоже половину стоимости билета оплачивают. В Исландии профсоюз на самом деле реально поддерживает работников.

Жилье, еда и ветер, который дорожные знаки к земле гнёт

В Исландии рынок съёмного жилья не очень большой, и поискать приходится. Жильё дорогое. В Рейкьявике, например, вместе с коммунальными платежами сумма составляет около 1000 евро в месяц. В маленьких городках немного дешевле. Большая часть зарплаты у меня уходит на оплату жилья и еду. За съёмную квартиру я плачу около 700-800 евро (зависит от коммунальных платежей).

Продукты в Исландии очень дорогие. Килограмм картошки там стоит почти 4,5 евро. В магазине бутылка пива стоит около 5, 5 евро, а в баре — почти 12 евро за кружку. С алкоголем в Исландии вообще интересно. В Хусавике всего два бара, работают они только по выходным. Алкоголь продают два часа в день в магазине, по пятницам дольше — с 14:00 до 18:00. У исландцев очень жёсткий подход к злоупотреблению алкогольными напитками. Это страна, где не особо попьешь. Алкоголизм у них считается настоящей болезнью. Если ты не вышел на работу из-за пьянства, то тебя могут направить на лечение.

С простыми исландцами у меня не было особенных проблем. Со всеми можно договориться на английском языке. Исландский я так и не освоил пока, он очень сложный. В целом там жизнь течет неспешно. Исландцы редко торопятся и всё как-то размеренно и спокойно. Но есть вещи, к которым я до сих пор не могу привыкнуть. Это короткие дни зимой и лето без ночи. С середины ноября и до середины февраля световой день совсем короткий — где-то 3 часа. На работу идешь — темно, возвращаешься — темно. А летом, наоборот, в три часа ночи можно выйти на улицу и спокойно читать книжку, так как очень светло. К этому надо привыкнуть. Так же как и к ветрам. Когда мне мама рассказывает, что в Даугавпилсе была буря, я смеюсь — «где?». В Латвии сильным считается ветер до 30 м.с. Поломает ветки, пара гнилых деревьев может упасть. А в Исландии от ветра дорожные знаки к земле гнутся. Ветер там бывает до 65 метров в секунду. Причём это — не повод не идти на работу. Просто в такие дни работодатель присылает за работниками специальный транспорт (более тяжелый по весу). Он забирает работников из дома и привозит на работу и потом развозит всех по домам. Во всяком случае в тех местах, где я работал, было так.

Развлечения: два бара и церковь

В Исландии я очень скучаю по развлечениям. В Даугавпилсе есть куда сходить: есть театр, кино, бары и ночные клубы, бывают концерты, можно в парке погулять, посидеть. Там такого нет. В моём городке есть только два бара и церковь. Кинотеатр в соседнем городке за 100 км. Билет стоит 25 евро. Чувствую, что Даугавпилс стал любить больше, когда уехал из него. Особенно скучаю по паркам, фонтанам и более сухой погоде. В Исландии просто посидеть отдохнуть. Если и присядешь где, то минут на пять, а потом погода снова поменяется, и может полить дождь. У исландцев даже поговорка есть: «если вам не нравится погода, подождите 5 минут, и станет ещё хуже». После того, как я купил там машину, я, наконец, стал больше ездить по самой Исландии, хоть что-то могу теперь посмотреть. В свободное время я иногда гуляю, хожу на рыбалку, путешествую по окрестностям.

Виталий на рыбалке
Фото из личного архива Виталия Шершнева

Люблю родину, не государство

Прожив в Исландии почти 10 лет, я осознал, что на самом деле я очень люблю свою родину — Латвию, но не люблю государство и наших чиновников. Мне бы хотелось вернуться, но что тут делать? Правительство не создало условий для нормальной жизни и работы. Если бы была в Даугавпилсе работа и хотя бы половина тех социальных гарантий, которые у меня есть в Исландии, я бы вернулся, потому что здесь мой дом, и здесь живут мои родные: мама, сестры, племянники. Тем, кто собирается уехать из Латвии, я бы посоветовал очень хорошо всё взвесить, а главное — ответить самому себе на вопрос — действительно ли тебе это нужно, и действительно ли ты этого хочешь?

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments