Елена Йонане, 27 лет, по профессии — графический дизайнер. В 2016 году открыла первую в Даугавпилсе и Латгале квест-комнату «Подземный бункер». Елена рассказала, как сломанный нос стал одной из причин для занятия бизнесом, зачем ей старьё из гаража, и сколько времени ушло на то, чтобы побороть скептицизм окружающих.
Есть несколько вещей, которые натолкнули меня на мысль начать свой бизнес. Восемь лет назад я сломала нос. Из-за смещения перегородки мне не хватало кислорода и хотелось спать. Желание поспать подольше, не ходить на работу к 8 утра, стало одним из поводов, чтобы задуматься о своём бизнесе. Ещё у меня проблема с ногой, из-за чего я не могу долго стоять. Именно из-за этого я когда-то уволилась из «Макдональдса». И ещё, как-то раз на одном из выпускных вечеров, где я присутствовала в качестве гостя, учительница пожелала своим ученикам быть не только хорошими сотрудниками, но и работодателями. В этот момент меня осенило – ведь действительно, можно быть и работодателем. До этого я не размышляла в таком ключе.
Если некоторых детей с детства учат предпринимательству, например, вместе продают клубнику, которую собрали на поле, или мяту, грибы, то мои родители наоборот, при любых моих попытках организовать что-то подобное, говорили: «У нас хватает денег. Не нужны тебе эти глупости». Я сейчас понимаю, что это неправильный подход, и в детях нужно развивать эту жилку, пробовать самим зарабатывать, почувствовать — как это.
Параллельно, ещё учась в магистратуре, я начала делать первые шаги, чтобы начать свой бизнес. Знакомая выиграла грант на открытие своего дела. Я удивилась, что так можно и поняла, что мне нужно попробовать что-то реализовать. Успехи других людей меня вдохновляют самой что-то предпринимать. Это как вызов для меня. Подавать свой проект на получение гранта было уже поздно. Тогда я представила моему будущему мужу целый список бизнес-идей, и предложила выбрать, с чего начать. И он выбрал квест-комнату.
Мы посетили квест-комнату в Польше, и на этом заканчивалось наше представление о том, как это делается. Все, кроме моего мужа, относились к идее скептически. Я начала с поиска помещений. Начального бюджета у нас не было, поэтому искала варианты с более дешёвой арендной платой. Подвальное помещение, где сейчас находится квест-комната, до потолка было заполнено мусором. Здесь же валялись противогазы. Это меня натолкнуло на тему для первой квест-комнаты — «Подземный бункер». Несмотря на скептицизм, родители помогали обустроить помещение — закрепили трубы, стелили ламинат. Я поняла, что назад дороги нет, когда мы подписали договор аренды.
Мы всё делали постепенно, случались перерывы, потому что не хватало денег. Муж вкладывал в дело свою зарплату, я — стипендию в 99 евро. Ещё подрабатывала нянечкой. Посижу с детьми, получу какую-то денежку — и в магазин за листом регипса. И так от зарплаты до зарплаты. Стройка длилась девять месяцев. Мы здесь проводили дни и ночи. Иногда нам помогали друзья. Мы старались по-максимуму всё сделать сами. Девять месяцев — это три сезона, которые мы, по-сути, провели в подвале, измазанные в побелке. Морально это было непросто, были моменты, когда не хотелось продолжать. Помогла поддержка мужа. На первую квест-комнату мы потратили около 4 000 евро.
Наша квест-комната — это не франшиза. Я сама писала сценарий. Делилась задумками с мужем и в процессе обсуждения рождались конкретные идеи. Сценарий — это самая сложная часть из всего процесса. И ещё — поиск ответственного персонала. На должность оператора игры я обучала очень многих. Но не всем это поддавалась, ведь комнату нужно собрать в обратном логическом порядке за пять минут. Кто-то спустя две недели обучения и за 40 минут не справлялся. Хотя я даже разработала схему обучения. Также приходилось сталкиваться и с нечестными работниками, деньги воровали. Очень обидно, когда предают.
В нашу команду входят операторы игры, бухгалтер, электронщик, механик. Когда сработал первый проект квест-комнаты «Подземный бункер», папа вдохновился и стал помогать с большим энтузиазмом. Например, для второй квест-комнаты «Тайна охотника», открывшейся в 2017 году, он изготовил мебель. Бывало, позвонят друзья: «Слушай, у нас тут в гараже картина завалялась. Точно под твою тематику. Приезжай, забери». Так мы вместе создавали эту атмосферу.
Мне было сложно управлять людьми. Я этому нигде не училась, а у меня довольно мягкий характер, иногда мне сложно провести грань между дружеским общением и деловым. Сейчас я получаю новое образование, связанное с управлением людьми и надеюсь, что это мне поможет.
Когда мы только открылись, в Латгале мало кто знал о такого рода деятельности как квесты. Нам пришлось знакомить людей с этой культурой. Те, кто сейчас открывает квест-комнаты, им проще, потому что дорожка протоптана. Нам же пришлось доносить идею квеста — что это такое, почему им нужно идти к нам, а не в бар. Хорошо сработало сарафанное радио.
Иногда люди по несколько раз приходят в квест-комнату. Например, один член семьи может раз пять прийти в одну комнату, чтобы посмотреть, как все его родственники или друзья реагируют на какие-то вещи внутри. Есть дети, которые приходят как часы, это для них уже культ. Но в целом риск нашего бизнеса в том, что это одноразовое мероприятие, и без регулярного развития всё остановится, поэтому всегда нужно крутить колесо, как хомячку. Сейчас мы вкладываем деньги ещё в один проект подобного рода. Люди ждут от нас новых результатов.
То, что в Даугавпилсе станут открываться другие квест-комнаты, было предсказуемого. Об этом много говорили и до того, как мы открылись, но никто не делал. Большой конкуренции в Даугавпилсе нет. Вот в Риге, где больше 70-ти квестов, страшная конкуренция, где даже очень хорошее качество, к сожалению, не выживает. Хорошо, когда всё в меру. Посетителя нужно оставлять голодным, но при этом успеть вовремя покормить своим новым проектом, чтобы о тебе помнили и не заскучали.
Мой совет тем, кто только задумался организовать свой бизнес — перестать только хотеть, а начать делать. На уровне мыслей и желаний всё не начинается. Начинается только с реальных действий. И, конечно, любить то, что делаешь.
[…] Елена Йонане, владелица квест-комнат «Подземный бункер» и «Тайна охотника» […]
[…] (Подробнее об этом квесте можно прочитать здесь). […]
[…] Елена Йонане, создательница Escape Room Daugavpils; […]