Галина Дормидонтова возглавляет кардиологическое отделение Даугавпилсской региональной больницы почти 30 лет. Она рассказала о том, что вреднее всего для наших сердец, что испытывает доктор, выдавая справку о смерти, и что делает её счастливой.

О мечте стать врачом

Я родилась в Даугавпилсе, закончила Рижский медицинский институт по специализации акушера-гинеколога. Я ещё в школе мечтала стать доктором. Моя тётя была доктором, она прошла всю войну, была защитницей Даугавпилса, работала в госпиталях и была для меня примером. А вторая тётя была медсестрой. Когда я сдала экзамены в Риге и ещё не знала результатов, то забилась в мединституте в угол и сказала, что я никуда отсюда не уйду, ни в какой другой вуз. Буду поступать, пока не поступлю. И поступила.

Поддержи «Чайку»:

Но так распорядилась судьба, что я попала в Литву и начала там работать как терапевт. В Литве очень сильная кардиология, меня это увлекло, и через год я сдала экзамен как врач-интернист и осталась в кардиологии. Моя карьера очень быстро шла в гору, я стала заведующей отделением переливания крови, когда мне было около 22-х лет.

В 1983 году мы переехали в Даугавпилс, и я пошла работать кардиологом в поликлинику. А в 1990-м директор больницы предложил мне место заведующей кардиологического отделения Центральной городской больницы, ныне это Даугавпилсская региональная больница, в которой на этой должности я работаю по сей день.

Галина Дормидонтова
Фото: Михаил Рыжков

О работе и отдыхе

Работа в кардиологии – это очень тяжелый труд, которому надо отдавать всю себя. Я не видела, как вырос мой ребёнок, хорошо, что рядом всегда была моя мама. Кардиология – это тяжелые больные, которым надо оказать помощь иногда очень быстро, когда счёт идет на минуты. Я иногда прихожу с работы и просто не понимаю, что делать дальше.

Если ты врач, то ты должен отдать своё сердце людям. Понятно, клятва Гиппократа и всё такое, но я не об этом сейчас. Ты действительно должен хотеть помочь человеку и отдать на это все свои силы, всё своё время и знания. И должно быть сочувствие.

Конечно, с годами работы, это чувство немного притупляется, ты не так остро всё это ощущаешь, как в молодости, когда не спал ночами. Сейчас уже понимаешь, что, к сожалению, бывает всё, и иногда помочь нельзя. Каждый день бывают ситуации, когда вчера ты видел человека в сознании, он был на ногах, а сегодня он в реанимации и на грани жизни и смерти. В кардиологии очень много таких ситуаций, и надо справляться с этим.

Каждое утро встаёшь, с радостью идёшь на работу и никогда не думаешь о том, что профессия выбрана неправильно – так должно быть.

Работаю я очень много, но и отдыхать стараюсь. Я люблю плавать, ходить быстрым шагом. Люблю посещать театр, очень люблю танцевать – могу и дома танцевать.

Когда мне позволяет время, я смотрю медицинские сериалы. «Интерны», например. Конечно, некоторые вещи там приукрашены, но в основном это действительно истории из нашей практики, из нашей реальной жизни.

О сердцах даугавпилчан

У нас очень широко распространена коронарная болезнь сердца, которая включает инфаркты, стенокардии. Ежедневно практически 80% пациентов в стационар привозит скорая помощь с такими заболеваниями и чаще этим страдают мужчины.

Далее очень распространена сердечная недостаточность, ею чаще страдают женщины. Это страшное заболевание, потому что, если его неправильно лечить, то оно очень быстро приводит к инвалидности и к смерти. И различного рода аритмии очень распространены.

Раньше мы редко видели в отделении мужчин от 20 до 30 лет, сейчас этому уже не удивляешься. А люди от 40 лет с жалобами на сердце – сейчас вообще очень частое явление. И все же, большая часть наших пациентов – это люди после 60-ти.

О сердечной боли и давлении

Первоочередная жалоба – это боль в груди. Она может быть типичной – за грудиной с распространением в верхние конечности, в область между лопатками.

Часто пациенты думают, что у них заболевания позвоночника, остеохондроз или лёгочные заболевания, бронхиальная астма, например. А на самом деле это сердце.

Боли могут быть давящие, а иногда — как удар кинжала, очень сильные. И если такая боль длится более 30 минут, то, возможно, речь идет об инфаркте

Сегодня по европейским нормам нормальным считается давление ниже 140 на 90 для любого возраста, но мы идём к тому, что скоро будут приняты новые нормы, и нормальным будет считаться давление не выше 120 на 80. Это, знаете, двадцать лет назад у нас считалось, что после 60 лет такое-то давление можно иметь, меньше лет – такое-то. Нет, нормальным давлением в любом возрасте должно считаться давление 120 на 80.

Галина Дормидонтова
Фото: Михаил Рыжков

О том, что убивает наше сердце

Факторы риска у нас такие: артериальная гипертензия, сахарный диабет, курение, подагра и малоподвижный образ жизни. Если всё это про вас, то вы должны понимать, что вы — в группе риска.

Курение очень плохо влияет на нашу сердечно-сосудистую систему, особенно на сосуды конечностей, периферические сосуды. Как правило, у курильщиков быстрее развивается коронарная болезнь сердца в более раннем возрасте.

Вредные для сердца продукты – это жирная свинина, жирная баранина. И конечно сладости. Если пациент имеет даже преддиабет, не говоря уже о диабете, то они вредны. И напитки сладкие, колы всякие, и соки эти все, которые сейчас и детям пихают. Надо правильно питаться, должно быть дробное питание с правильным соотношением белков, жиров и углеводов, и тогда всё у вас будет хорошо.

О смерти

Да, смерти — это страшно. Справки о смерти – это вообще худшее, что может быть. К этому нельзя привыкнуть. И когда ты сам тяжело переживаешь, что пациент умер, но понимаешь, какая это боль для его родственников, и тебе надо им всё объяснить. Это трудно.

Но я как-то предвижу прогноз, если пациент хронический. И родственникам могу заранее сказать, что прогноз плохой, или сомнительный, или будет хороший. И для близких тех пациентов, которых я наблюдаю, это не неожиданность, и они это легче переносят. Хотя и это очень тяжело.

И внезапные смерти – это, конечно, ужасно. А они, к сожалению, в кардиологии часто случаются. Когда пациент готовится к выписке и уходя падает на пороге. Неоднократно было, что при выходе из больницы человек снова попадает в реанимацию. По-разному может это закончиться. И, наверное, родственники думают, что это вина врачей. Но мы пытаемся объяснить, что после инфаркта остаётся рубец, там есть аритмогенные зоны, и, несмотря на препараты, всё это может вызвать новые проблемы.

А бывает, что препараты, которые снижают давление, приводят к обмороку. Вот он выпил перед уходом из больницы свой препарат, а он вдруг снизил давление, и человек сознание потерял. Родственники тоже думают, что врачи что-то не так сделали.

О счастье доктора

У меня было несколько случаев, когда я боролась за жизнь своих пациентов – это были молодые люди, перенесшие инфаркт миокарда. И когда в результате твоей борьбы, твоей бессонной ночи, человек остаётся жив и живёт по сей день, это состояние трудно словами передать. Состояние счастья полного.

Был молодой человек, с врождённым пороком сердца, попавший к нам в отделение в очень тяжёлом состоянии. Но мы успели оказать неотложную помощь и отправить его по санитарной авиации в Ригу, где он был прооперирован и остался жив.

Такие вещи навсегда запоминаются.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] Николай Сорокин (до 1 марта отделение возглавляет Галина Дормидонтова). Николай работает в ДРБ с 2017 года инвазивным […]